Классификация сольных голосов.




Характеристика хора по типу.

Тип хора – это характеристика исполнительского коллектива по группам певческих голосов (мужские, женские, детские). Хор, объединяющий голоса одной группы называется однородным, а объединяющий разные группы – смешанны.

В хоровой практике укрепились 4 типа:

§ Мужской

§ Женский

§ Смешанный

§ Детский

Существует так же неполный тип хора.

 

Смешанный хор – общий диапазон около четырех октав.

Крайние низкие ноты встречаются в хорах a-capella, а крайние высокие ноты в произведениях с сопровождением. Смешанный хор позволяет принимать различные приемы изложения.

Мужской хор – общий диапазон от А1 до с2, или чуть больше. При наличии в хоре басов-октавистов, им иногда поучают дополнительные, не обозначенные в партитуре, басовые двоения. Верхний звук с2 применяется крайне редко. Наиболее характерно тесное расположение голосов в партитуре. Ведущим голосом является партия тенора, который обычно поет плотным, грудным звуком, реже фальцетом.

Фальцет используется как особая выразительная краска (легкость, нежность).

* Танеев «Посмотри, какая мгла»

У многих народов мужские хоры составляют основу национальной хоровой культуры (Прибалтика, Болгария, Грузия, Югославия).

Композиторы: Чайковский, Танеев, Римский-Корсаков.

Обработки народных песен: Мусоргский, Касторский, Чесноков, а так же Шуман, Шуберт, Григ, Мендельсон, Лист.

* Мужской хор словатских учителей. Дирижер Галузицкий. Музыка Мойдеса, слова народные. «Три девушки гоп, гоп, гоп».

Женский хор – диапазон примерно от f до c3. Крайние звуки используются крайне редко.

Существует много обработок и оригинальных сочинений народных песен у западных и российских композиторов.

Детский хор – возможности хора связаны с возрастными особенностями. Все детские хоры делятся на 3 группы:

ü Младший школьный возраст (1 – 3 классы)

Легкое, фальцетное звучание в пределах 1 октавы. Мальчики, занимающиеся профессиональным пением, имеют диапазон:

- дисконты e1 – a2

- альты a – c2

Рабочий диапазон детского хора примерно в приделах первой октавы, и низких звуков второй. Хор младших школьников совершенствуется в одноголосном пении

ü Средний школьный возраст (5 – 7 классы)

Отличается большей динамичностью.

ü Старший школьный возраст (8 -11 класс)

У девочек заканчивается мутация, а у мальчиков активный период мутации.

Тема №4

Классификация сольных голосов.

 

Классификация сольных голосов.

Основная классификация голосов сложилась в хоровой системе к XIV в процессе развития многоголосного пения. В настоящее время принято различать:

 

ЖЕНСКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА:

ü Коллоротурное сопрано: Средний регистр слабый, высокий – сильный, с металлическим оттенком. Обычно партии для данного типа голоса содержат множество виртуозных пассажей. (Аделина Патти, Белла Руденко) Ария Царицы ночи, ария Антонины (Иван Сусанин)

ü Лирико-коллоротурное: При том же диапазоне обладает мягкостью, напевностью, способностью сливаться с другими голосами (Масленникова, Сюрина) Ария Снегурочки.

ü Лирическое сопрано: Верхний регистр звучит выразительно, светло, нижний – слабо. (Ничеданова) Кармен.

ü Драматическое сопрано: Верхние звуки очень яркие, а нижние звучат увереннее, диапазон несколько ниже. (Мария Калласс) Лиза, Татьяна (Евгений Онегин)

ü Лирическое Меццо-сопрано: тяготеет к драматическому сопрано, Средний регистр так же уверенно, нижний – несколько резче. (Образцова)

ü Драматическое Меццо-сопрано: отличается ярким, грудным звучанием. В опере часто исполняют партии контральто. (Архинова)

ü Контральто: очень редкий голос, обычно выражен грудной окраской, свободный нижний регистр. (Синевская, Левко) Лель (Снегурочка), Ваня (Иван Сусанин)

 

МУЖСКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА:

ü Тенор-альтино: сольный высокий голос. Обладает подвижностью и певучестью. Нижний регистр слабый, безвольный. Развито фальцетное звучание. (Курмангалиев, Андреа Шол) Звездочет (Золотой петушок)

ü Лирический тенор: мягкий, задушевный тембр, сильный верхний регистр, нижний слабый, безтембровый. (Паваротти) Ленский (Евгений Онегин), Герцог (Сивильский цирюльник).

ü Драматический тенор: большая сила звучания в верхнем регистре, отличается насыщенным звуком в нижнем. (М. Лонца, Пласито Доминго, Владимир Атланов) Хозе (Кармен), ария Чело Эмор (Джоконда).

ü Лирический баритон: Тяготеет к драматическому тенору, голос, средний по высоте. По характеру более мягкий.(Муслим Магомаев, Хворостовский) Евгений Онегин, Риголетто.

ü Драматический баритон: тяготеет к басу. Мужественный, сильный. (Иванов) Князь Игорь.

ü Контанте (высокий бас): мягкость звучания и темный тембрПолнота звучания в высоком и среднем регистре, нижний – менее насыщенно. (Шаляпин, Георг Отс) Мефистофель Гуно (Фауст).

ü Профундо (низкий бас): глубокое, полное звучание в низком регистре, и напряженное в верхнем. (Нестеренко) Зарастра (Волшебная флейта).

ü Комический бас: используется в буффо.

 

Тема №5.

Формирование хоровых партий.

 

В смешанном хоре должно быть 4 основных хоровых партий.

 

Группа женских голосов:

 

Партия I сопрано – формируется из лирико-коллоротурных, которые придают яркость и звонкость верхним звуков, а так же лирических сопрано, которые имеют выразительный средний регистр.

Общий диапазон – от с первой октавы с до третьей октавы

Рабочий диапазон – от es первой октавы, до h второй октавы

Переходные ноты – e – f первой октавы, es – f второй октавы.

Нижний регистр (от с первой октавы, до g первой октавы) рыхлый и тихий, грудное пение не характерно.

Средний регистр звучит легко, подвижно, имеется возможность развивать от PP до F.

В верхнем регистре наибольшая яркость и сила звучания.

Крайний верхний звук используется композиторами нечасто (оперные и контатно-ораториальные жанры, т. е. с сопровождением). Например: в финальном хоре «Слався», из оперы «Иван Сусанин» Глинки.

Партия первых сопрано выполняет функцию основного мелодического голоса.

Партия II сопрано – формируется из лирико-драмматических и драматических сопрано.

Общий диапазон: h малой, a второй.

Рабочий диапазон: с первой, g второй.

Переходные ноты – так же, как и у первых сопрано.

Партия вторых сопрано выполняет функцию мелодического голоса, если нет дивизии.

Партия I альтов – формируется из лирических меццо-соапрано, иногда включают драматические сопрано, которые имеют хорошо звучащий нижний регистр.

Общий диапазон: g малой, e второй.

Рабочий диапазон: a малой, e второй.

Переходные ноты: f – fis первой, d – dis второй.

Группа первых альтов обладает серебристо-матовым тембром. В нижнем регистре звучат мягко, имеют красивый тембр, но имеют небольшую силу звука, верхние ноты звучат крикливо и напряженно.

Партия II альтов – формируются из драматических меццо-сопрано и контральто. Являются фундаментов женской группе хора.

Наиболее выразительна и динамична от g малой до h первой октавы. Вторая октава для них неудобна, звучит тяжело и некрасиво.

Общий диапазон: f малой, d – e второй.

Рабочий диапазон: g малой, с второй.

Переходные ноты как и у первых альтов.

Некоторые современные композиторы, в качестве особой тембровой окраски употребляют крайние низкие звуки: d – e малой октавы.

Функции партии альтов в смешанном хоре – средний голос гармонии, и так же небольшие сольные эпизоды. В женском хоре это основа хора, звуковой фундамент.

 

Группа мужских голосов делится:

Партия I теноров формируется из лирических теноров, и (полелно включать) теноров альтино (контр тенора). Наличие этого голоса способствует достижению яркой, звонкой, и в то же время полетной звучности в верхнем регистре. Звуки малой октавы слабы и часто без тембра, крайние звуки используются редко.

Общий диапазон: с малой, с первой октавы.

Рабочий диапазон: g малой, а первой.

Переходные ноты: es – fis первой октавы.

Функция партии первых теноров в мужском хоре – ведение мелодии, а в смешанном – гармония, а так же небольшие сольные эпизоды.

Партия II теноров формируется из лирико-драмматических и драматических теноров. Отличаются большой силой звучания в верхнем регистре, и полнотой и насыщенностью в нижней.

Общий диапазон: с малой, а первой.

Рабочий диапазон: с малой, f первой.

Переходные ноты те же, что и у первых.

Наличие фальцета (в переводе с итальянского «ложный»), позволяет при небольшой силе звучания брать высокие ноты без особых затруднений.

Партия I басов (баритонов) формируется из лирических и драматических баритонов и лирических басов. Эта партия обладает силой и яркостью звучания в верхней части диапазоны, нижняя довольно слаба.

Общий диапазон: g большой до f первой.

Рабочий диапазон: а большой, е первой.

Переходные ноты: в малой – cis первой.

Вторые басы формируются из высоких и низких (профундо) басов и октавистов. Высокие и низкие басы наиболее выразительны и динамичны в среднем регистре. Особая группа – октависты. В среднем хоре их бывает 1 – 2 человека. Основное их назначение – удвоение басовой партии.

Используются в произведениях

Лучше всего звучат от g контр-октавы до g малой октавы. Верхние звуки диапазона тяжелы и не интересны.

Басы вторые не слишком подвижная партия, потому пассажи и фиоритуры для этой партии пишутся редко.

Общий диапазон: e большой, e первой.

Рабочий диапазон: f большой, d первой.

Переходные ноты: b первой, cis первой.

Функция – основа аккорды в гармонии.

Общий диапазон мужской партии: g контр-октавы – с первой октавы.

Общий диапазон смешанной партии: контр-октавы – с третьей октавы.

 

Тема №6

Строение голосового аппарата и принципы его работы.

 

В голосовом аппарате различают три отдела:

- Органы дыхания, подающие воздух к голосовой щели.

- Гортань – источник звука, где помещаются голосовые складки.

- Артикуляционный аппарат с системой резонаторных полостей, служащий для образования гласных и согласных звуков.

В процессе речи и пения все отделы голосового аппарата работают взаимосвязано.

Органы дыхания:

Легкие с дыхательными путями и мышцы, осуществляющие процесс дыхания. Легкие состоят из нежной пористой ткани, представляющей собой сборище пузырьков – альвеол, соединенные каналами, образующими систему бронхов.

Бронхи правого и левого легкого соединяются в трахею, которая заканчивается гортанью. Бронхи и трахея составляют, так называемое, бронхиальное дерево. При вдохе мышцы грудной клетки и диафрагмы расширяют грудную полость во всех направлениях.

Диафрагма – это гладкая мышца, отделяющая грудную полость от брюшной полости.

 

Лучиано Поворотти «Мой путь» (или чета типа таво))))))))))))))))

 

В пении принято различать несколько типов дыхания:

- Грудное (костальное) – с преобладанием работы грудной клетки.

- Брюшное (абдоменальное) – с преобладанием работы диафрагмы.

- Грудодиафрагматическое (костоабдоминальное) – в котором грудная клетка и диафрагма работают в равной степени.

- Существует так же тип дыхания, который в пении не применяется – Ключичное (клавикулярное) – при котором преобладают движение верхних ребер, ключиц и плеч, а движение диафрагмы не значительно.

 

Источник звука – гортань, представляет собой конусообразную трубку, состоящую из четырех хрящей:

- перстневидного

- щитовидного

- двух черпаловидных

Снизу гортань крепится к трахее, а вверху открывается в глотку.

- Щитовидный хрящ образует переднюю стену гортани.

- Перстневидный – лежит в основании гортани

- Черпаловидные расположены на верхнем крае перстневидного хряща.

Посредствам мышц гортань снизу прикреплена к грудной кости, а сверху к глотке и подъязычной кости. Положение гортани зависит от положения нижней челюсти, степени натяжения мышц зева и глотки, а так же от общей осанки. Уровень положения гортани изменяет полость верхних резонаторов и влияет на качество звука. Наиболее рациональное положение гортани при пении – спокойное, устойчивое. Низкие голоса пользуются более низким положением гортани, чем высокие.

В середине гортани находится, так называемая, голосовая щель. Она образуется двумя параллельными парами мышц, которые прикреплены с одной стороны к щитовидному хрящу, а с другой к двум черпаловидным (черпаловидные являются продолжением мышц – связок).

Источником звуковых колебаний являются связки. Тип голоса зависит от длины голосовых связок. Наибольшей длиной обладают связки баса 24 – 25 мм у баритона 22 – 24 мм, у тенора и меццо сопрано 18 – 21 мм, у сопрано 14 – 19 мм. Голосовые связки способны смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться. При извлечении низких звуков натяжение голосовых связок незначительно. Для повышения звука голосовые связки должны быть более натянуты. Чем сильнее черпаловидные хрящи прижимаются друг к другу, тем короче звучащий отрезок голосовых связок, следовательно, звук выше (принцип струны на скрипке).

 

Резонаторы – это полость, заключенная в упругие стенки, имеющая выходное отверстие и отзывающаяся на определенные звуковые тоны. Различают верхние и нижние резонаторы певческого аппарата.

- Верхние резонаторы находятся выше гортани (надставная трубка: глотка, рот, нос, придаточные полости носа – гайморовы пазухи, лобная и решетчатая пазухи, расположенные в лицевой части черепа).

- Нижние резонаторы – бронхи и трахея. Влияют на тембр, способствуют повышению активности работы связок при наименьшей затрате энергии.

Главный резонатор, усиливающий звук гортани – глотка. Во время пения, мягкое небо перекрывает вход в носоглотку. Если перекрытие неполное, звук приобретает носовой оттенок. Придаточные полости носа принимают участие в резанировании. Они не большого размера, и озвучивают при наличии в спектре голоса высокочастотных колебаний. Вибрации, образующиеся в этих полостях, являются следствием хорошего звучания голоса.

 

Звук гортани.

Высота звука, который образуется над связками, обусловлена частотой колебания связок. Частота колебания связок зависит от степени натяжения связок, кроме того, от толщины и длины связок.

Основной тон – самый низкий. Он образуется от колебания связок в целом. Он определяет высоту звука, а обертоновый состав (спектр), мы воспринимаем как тембр.

Две теории образования голоса:

- Миоэлостическая – при помощи подсвязочного давления воздуха связки размыкаются и смыкаются.

- Нейрохроноксическая – импульсы головного мозга заставляют работать гортань.

Обе теории не взаимоисключающие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: