Б) Искусство Вавилона (19—12 вв. до н. э.). В первой половине 2 тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, т. е. область Шумера и Аккада, объединенных под главенством Вавилона Культура Вавилона сложилась на традициях шумерийской и аккадской культур: в это время широко распространилась шумерийская система письма — клинопись; многого достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина, астрономия, математика, хотя все они еще были тесно связаны с магией.
Рельеф на своде законов Хаммураби. Замечательным памятником вавилонского искусства является рельеф на диоритовом столбе (высотой около 2 м) со сводом законов царя Хаммураби, начертанным клинообразными знаками (Париж, Лувр). Рельеф изображает царя Хаммураби в благоговейной позе перед сидящим на троне богом солнца и правосудия Шамашем, который передает ему символы власти — жезл и магическое кольцо (трон изображен в виде храмика на зиккурате). Подобные выражающие идею божественного происхождения царя, так как божество непосредственно передает ему знаки власти, часто встречаются на памятниках изобразительного искусства Передней Азии и в предшествующие и в последующие времена. Фигуры на рельефе торжественно статичны, позы бога и царя каноничны, но лицо Хаммураби, несомненно, портретно.
раскопки современного ему города Мари (лежащего выше по течению Евфрата). Здесь были открыты руины города и большого дворца и много ценных художественных памятников. План дворца, типичный для Двуречья, включал большие дворы, вокруг которых группировались помещения. Во дворце были, кроме парадных и жилых комнат, святилища, дворцовая школа писцов, кухня и кладовые для хозяйственных запасов. В некоторых помещениях дворца сохранились части настенных росписей (Багдад, Иракский музей) — уникальные памятники живописи времени древнего Вавилона. Это раскрашенные контурные рисунки, исполненные голубой, коричневато-красной и черной красками. В числе настенных росписей — культовые сцены, например излияние воды божествами, дарующими жизнь всему на земле, или вручение божеством знаков власти царю. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.
В одном из храмовых помещений была найдена алебастровая статуя богини Иштар (высота 86 см), держащей в руках сосуд, из которого когда-то во время церемоний изливалась вода (). Статуя отличается монументальной, лаконичной и выразительной трактовкой.
|
Среди архитектурных памятников касситского времени следует назвать храм Караиндаша в Уруке (вторая половина 15 в. до н. э.) с огромными статуями божеств, которые выступают из ниш в стенах и сложены, как и стены здания, из кирпича. Здесь впервые скульптура стала подлинно органической частью архитектуры.
А) Искусство Ассирии (9—7 вв. до н. э.)Наивысшего развития искусство Ассирии получило только в 1 тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.
В отличие от искусства Египта и искусства Двуречья раннего периода искусство Ассирии 1 тысячелетия до н. э. имело более светское назначение, хотя оно тоже было связано с религией.
Архитектура Ассирии. Архитектура по-прежнему была ведущим родом искусства, но строили главным образом дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Дошедшие в развалинах ассирийские дворцы представляют собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены ортостатами с фризообразными рельефами и росписями. Классич. примером ассирийской арх. является дворец 8 в. до н. э. царя Саргона II
|
Скульптура Ассирии. В пластике Ассирии преобладает рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.От времени Ашшурнасирапала II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция ее строго фронтальна, образ царя идеализирован.
Росписи Ассирии. Во дворце царя Синаххериба сына Саргона II были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сначала черной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, черная и белая, реже — розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.
Дворец Ашшурбанапала. Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала, во второй половине 7 в. до н. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами, составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала, давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни выполнены первоклассными мастерами, другие — ремесленниками. Рельефы раскрашивались условно. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передается движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.