Магистры, направление «Агрономия», курс «История и методология научной агрономии»




1. Задачи, содержание и место дисциплины в магистерских программах по направлению «Агрономия». Миссия агрономии в рамках новой парадигмы ФАО. Вводная.

Вопросы. 1. Предмет дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки магистров по направлению «Агрономия»

2. Предмет и объект агрономии. Место агрономии в системе наук.

2.а. Предмет и объект агрономии.

2б. Место агрономии в системе наук.

2в. Терминосистема агрономии

 

Ключевые слова

Агрономия, «научная агрономия», методология, парадигма, парадигма агрономии

 

Добрый день уважаемые студенты. Сегодня мы начинаем осваивать курс учебной дисциплины «История и методология научной агрономии». В соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Агрономия» эта дисциплина входит в блок обязательных базовых дисциплин. На ее освоение отводится 4 кредита (144 часа) из которых, 25% аудиторные занятия. Всего будет прочитано 4 лекции и 12 семинарских занятий будет проведено по группам. В соответствии со стандартом вы должны сформировать следующие компетенции (слайд). Напомню Вам, что если на уровне подготовки бакалавра Вы должны уметь производить продукты питания, сохранять плодородие почвы и т.п. по известным правилам и инструкциям, не имея права изменять их по существу, то магистерская подготовка предусматривает компетенции анализа технологий с предложениями по дальнейшему их улучшению.

Уважаемые студенты, разрешите очень кратко познакомить вас с содержанием дисциплины. Это важно с дидактических позиций, поскольку Вам предстоит максимально самостоятельно ее осваивать, что крайне сложно без общей картины (образа) в сознании. Только в этом случае возможно прочное усвоение дисциплины, поскольку иначе трудно скреплять отдельные фрагменты даже хорошо усвоенных знаний.

Нами разрабатывалась, как примерная, так и рабочая программы данной дисциплины. И мы будем строго ими руководствоваться. Вы имеете возможность и должны изучить рабочую программу, которая имеется на сайте dok-hohlov.ru. Поэтому я очень кратко покажу вам основное содержание курса. Он включает три раздела, из которых первый раздел вы будете изучать максимально самостоятельно.

 

Продолжение слайда

Как мы уже отмечали, наиболее сложным для изучения будет второй раздел дисциплины – методология исследований. Мы обозначили его методами системных исследований (слайд) не случайно. По нашему мнению предмет методологии ближе к третьему уровню подготовки (аспирантуре), а магистры должны очень хорошо владеть системой методов исследований, что максимально близко к пониманию общенаучной методологии. При освоении этого раздела мы актуализируем уровень методической подготовки бакалавров и приступим к решению обратных задач. То есть не обработки данных результатов, а обоснование методов будущей обработки с учетом структуры эксперимента.

 

Продолжение

Как видим, мы существенно не прибавляем в новых методах, но значительно переформулируем задачи. С рядом новых методов (из класса многомерной статистики, геостатистики) мы познакомимся, но детальное изучение будет проходить на других кафедрах.

Заключительным разделом в соответствии с логикой дисциплины будет изучение современных проблем возможного будущего агрономии, ее объекта и методов. (слайд).

Продолжение слайд.

Разрешите подчеркнуть, что по каждому разделу Вам предстоит как в контрольных работах, так и на экзамене письменно показать уровень знаний. Кроме того, вы все будете выступать со своими исследовательскими программами на семинарах.

Позвольте мне опустить знакомство с содержанием и порядком проведении семинаров, поскольку все это вывешено нами на сайте. Однако вопрос литературы требует обсуждения (слайд).

 

Дело в том, что к настоящему времени еще нет учебника по нашей дисциплине, как и отсутствуют хорошие учебные пособия. Это связано с тем, что мы только приступили к преподаванию данной дисциплины, а хорошие учебники, как вы знаете, создаются не за столь короткое время. К тому же появление учебника в значительной мере зависит от вас, вашего участия на семинарах, дисциплины и т. п. Однако на общенаучном уровне учебников и материалов вполне достаточно. Большая часть ссылок на эти источники помещены на нашем сайте. При этом мы старались максимально помочь Вам, показав электронные ресурсы по предмету в Интернет.

Уважаемые студенты, одновременно в данной дисциплиной мне поручено быть куратором и курса «Инструментальные методы исследований в агрономии». Если методологический аспект единой системы получения нового знания выступает как интеллектуальная (софт-варе), то инструментарий - материальная (харт-варе). Заметим, что мы максимально увязали обе дисциплины, обеспечив статистический анализ результатов учебных задач с использованием компьютерных технологий. Именно здесь и планируется актуализировать знания по статистике и основам математической обработки результатов.

2. Предмет и объект агрономии. Место агрономии в системе наук.

2.а. Предмет и объект агрономии.

Уважаемые студенты. Кроме общей картины (образа), как важного условия нужного восприятия информации. Важно раскрыть предмет и ключевые термины. Наша дисциплина называется «история и методология научной агрономии». Давайте проведем всесторонний анализ данного анализа. Ключевыми словами здесь выступают: история, агрономия, методология. Предикатором выступает «научной», что ставит в некоторое неудобство авторов государственного стандарта, поскольку наука агрономия не может быть научной. Однако не все так просто и линейно, что мы и постараемся Вам сегодня показать.

Что следует понимать под реальностью, обозначаемых иноязычным термином «Агрономия»?

Когда впервые стали применять данный термин и в каком смысле? (сайт)

 

Если мы обратимся к доступным авторитетным источникам, то увидим, что большинство из них дает основание использовать данный термин в рамках наук. Однако, имеются примеры и двойственного толкования, где кроме науки видят и производство. Заметим, что в историческом плане на это не один раз указывали известные исследователи, а в классических учебниках было принято четко отграничивать как понятия, так и термин. Так, в отечественной литературе использовали для науки термин «Агрономия», а для агропроизводства – «Земледелие, хлеборобство, хлебопашество». Для нас это очень важно, чтобы не потерять предмет, в котором в центре не производство, а наука. Как вы знаете, что сложный термин агрономия иноязычного происхождения. Но для нас интересно и то, что его использование не имеет примеров в древних веках (слайд).

На этот факт следует обратить внимание, поскольку он помогает обосновать возраст агрономии. Ведь и в настоящее время большинство учебной литературы описывает агрономию Древнего Рима, Греции, Месопотамии и.т.п.

Вторым ключевым термином в названии дисциплины является «история».

В рамках этого термина можно рассматривать несколько смыслов. Это важно сделать в начале курса, чтобы четко отграничить его предмет. Исходя из общих положений классификации наук ясно, что история агрономии является отраслью истории. Но дисциплина и наука истории относится к разделу гуманитарных наук, что значительно противоречит предметному полю агрономии. Вряд ли мы сможем сегодня знать причины (включая духовного плана) приведшие Тэера или Ю.Либиха к их концептуальным успехам в агрономии. К тому же в нашей стране еще не создан ни институт истории агрономии, ни отдел в институте истории наук. Остается прагматическое изложение упорядоченных во времени успехов в отдельных науках агрономии. Не исключено, что имеются возможности иного концептуального, а не хронологического упорядочивания, но этот вопрос связан уже с философией истории науки и является предметом изучения на аспирантском уровне.

Уважаемые студенты, по плану нашей лекции мы должны еще ознакомиться с понятием парадигма, поскольку этот термин широко используется в агрономии. Достаточно сказать, мировая агрономия находится под влиянием «Новой парадигмы ФАО». Мы обязательно будем слушать на семинарах сообщения по данному вопросу, а сегодня я лишь напомню Вам, что этот термин был введен в обращение после появления книги Куна «Научные революции».

Мы оставляем на самостоятельное изучение и вопросы условий, определяющих состояние и развитие агрономии. Однако в ходе остальных лекций вы сможете увидеть, как политика определяет развитие социальных условий и соответственно развития агрономии.

Сейчас мы кратко обсудим достаточно важный для вас вопрос языка агрономии.

Язык агрономии

Уважаемые студенты, поскольку всем вам придется писать диссертацию, важно понимать особенности языка агрономии. Следует не смешивать две функции (стороны) языка: как средство общения между исследователями и как результат исследований, нуждающегося в понимании потребителей знания. Понятны сложности коммуникации ученого с фермером, не всегда владеющего специализированными терминами (слайд). Понятно и неудовлетворенность исследователя, читая квалификационную научную работу с использованием языка «Белочки Людоедовой».

Как и другие науки, агрономия использует термины других наук и уровней (слайд). Общенаучными терминами большинство из вас хорошо владеет из дисциплин фундаментального цикла. Без особых осложнений используются

и межотраслевые термины. Однако профильные и узкоспециализированные термины используются студентами не всегда корректно.

Слайд

Как и физическая реальность терминосистема и отдельные термины постоянно изменяются (эволюцинируют), что следует учитывать при оформлении мыслей. Понятно, что не совсем корректно использовать архаичные термины при описании современных технологий. К примеру, использовать выражение «Сошные нанотехнологии». На данном слайде показаны примеры эволюции некоторых терминов. Попробуйте достроить последний (дурные травы)

Слайт

При написании работы или публичном выступлении следует остерегаться омономии. То есть использования терминов с несколькими смыслами.

Слайт

Литература

Гетманова А.Д. Логика. М. Новая школа. 1995, 416с.

Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир. 2001, 199с.

Сессия ВАСХНИЛ -1948. О положении в биологической науке. WWW. Orlovsergei.newmail.ru/bookshelf/vashnil/

Сергеев А.А., Сергеев А.А. история и философия науки. Конспект лекций. Часть 2. Современные проблемы экологии, биологии и сельскохозяйственных наук. Ижевская ГСХА. 2011

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.1984.с.216

Интернет

Будущее, которого мы хотим. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 2009, 66/228. www/ N11147612pdf

M.S. Bracke. Science and Technologie Resourch on the Internet. Agronomy.

www. Ist.org./07-spring/internet.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: