Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону




Особенности педагогического взаимодействия при достижении личностных результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО:

Развитие личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира – ЦЕЛЬ и основной РЕЗУЛЬТАТ образования.

Ипостаси личности:

1. Индивид – все те биологические, генетические особенности ребенка (рост, вес) т.е. то, что дано при рождении.

2. Личность – человек как социальное существо, проявляемое в общении с себе подобными (злой, дружелюбный, общительный и т.д.).

3. Индивидуальность – человек во всем своем многообразии, индивидуальности. Совмещение личности и индивида.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают». (А. Г. Асмолов).

4. Субъект – характеризуется атрибутивными характеристиками:

· Уникальность

· Ответственность

· Самостоятельность

· Активная жизненная позиция

· Инициативность

· Наличие свободы выбора

· Разный опыт воспитания

· Разный жизненный опыт

· Разнообразие общения

Модель общения субъект-субъект: Я принимаю тебя субъектом, т.е. таким, какой ты есть, и общаюсь с тобой учитывая, твои особенности.

Объект – на то что нацелено внимание, отношение с жесткими рамками, не относятся к ребенку как субъекту с особенностями.

От субъектно-объектного общения ребенок закрывается и развития личности не происходит, т.е. и изменений в нем не будет. От жестокого обращения ребенок не хочет меняться и т.д.

Развитие – процесс необратимых последовательных, качественных, количественных, закономерных изменений психики и поведения человека.

Источники развития ребенка – Обучение.

«Обучение ведет за собой развитие» Л.С. Выготский.

Произвольность – умение управлять своими действиями, соподчинение мотивов.

Основная ведущая деятельность дошколят –игра, которая ведет развитие, если ее лишить то останавливается и развитие. Обучение через игру.

Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

Младшие школьники –личность развивается через обучение.

Если стадии не пройдены, то происходит застревание.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Предметные – учебные знания, программа.

2. Метопредметный - коммуникативные: умение слушать\слышать, вступать в диалог, умение работать в группе и т.д.

Регулятивные – умение ставить цель, умение оценивать результаты, самоконтроль.

Познавательны е – синтез, сравнивание, анализ, познание мира.

3. Личностные – влияет на развитие предметных и метопредметных результатов.

Личностные результаты образовательной деятельности:

Система ценностных отношений обучающихс я – к себе, другим ученикам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Ценностное – то, что важно, приоритет. Бесценные вещи становятся ценностью.

Самооценка – ценность себя. Формирование у младших школьников зависит от родителей и учителей, в подростковой возрасте она динамична и позже зависит от раннего опыта.

У 1кл. она должна быть завышенная. Диагностика «лесенка».

Это предполагает, что у нас есть:

1. Понятие личностного развития

2. Модель личностного развития

3. Психолого-педагогические инструменты личностного развития

4. Средства измерения и оценивания прогресса или результата личностного роста.

Личностное развитие, как образовательный результат:

Универсальные учебные действия. Ценностные ориентации.

Управление совей деятельностью на основе ценностей.

 

Субъектная позиция

Определение субъектной позиции: Управление собственной деятельностью на основе ценностей.

Устойчивая система отношения человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей, а так же совершать жизненные выборы и поступки, основными критериями которых являются принятые личностные ценности.

Развитие субъектности.

Субъектность + Ценности => Субъектная позиция.

Структура деятельности: от замысла к результату и рефлексии.

Цель -> Образ результата + критерии его оценивания -> План -> Действия -> Оценивание результата -> Рефлексия.

Субъект собственной деятельности

Ценность -> Цель + ценностный образец -> Образ результата + критерии его оценивания -> План -> Действия на основе ценностного образца -> Оценивание результата -> Рефлексия.

Роль ценностей в управлении деятельности:

Образец – ориентация на ценностную модель выстраивания отношений человека с другими людьми и самим собой.

Принцип выбора – сравнение ценностей, определение личных предпочтений и реализации деятельности на основе выбранной ценности.

Приоритет – определение стратегической линии собственного развития на основе ценностей.

Профессиональный приоритет педагога:

1. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

2. Умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально - ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

3. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

4. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивиру я их учебно-познавательную деятельность.

Основной «инструмент» формирования субъектной позиции – образовательная ситуация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: