Образ будущего в пьесах «Клоп» и «Баня». Антиутопическое начало.




Тема будущего имеет огромное значение в творчестве Маяковского. Устремленность в будущее характеризует все периоды творческой жизни поэта. Дореволюционное творчество Маяковского проходит под знаком футуризма. Футуризм (от лат. futurum — будущее) воспринимался как школа искусств будущего. Футуристы отрицали весь исторический опыт прошлого во имя будущего и открыто заявляли о своем разрыве с культурными традициями прошлого.
После Октябрьской революции, которую Маяковский воспринял восторженно, вера поэта в светлое будущее усиливается. Теперь Маяковский с помощью своего творчества стремится приблизить это будущее, он верит в то, что сможет научить людей строить новую жизнь. Маяковский утверждает себя в качестве непосредственного соучастника новой жизни и социализма.
Особое звучание эта тема приобретает в драматургии Маяковского. Проанализируем, как раскрывается тема будущего в пьесах «Клоп» и «Баня». В основе пьесы «Клоп» лежат два сюжета. В первом сюжете действие разворачивается в конце 20-х годов. Бывший рабочий Присыпкин хочет изменить свою жизнь, стать нэпманом, женившись на богатой парикмахерше. Маяковский зло высмеивает ненавистное ему мещанство при помощи образа Присып- кина. Поэт делает Присыпкина грубым, примитивным, отвратительным. «Товарищ Баян, я против этого мещанского быту — канареек и прочего... Я человек с крупными запросами... Я — зеркальным шкафом интересуюсь», — говорит Присыпкин. Кульминацией этого сюжета является сцена свадьбы. Свадьба заканчивается пожаром и гибелью всех гостей, что, конечно, очень символично: картина показывает историческую бесперспективность мещанства (по глубокому убеждению Маяковского). Во второй части комедии речь идет о будущем. Время действия — 1979 год. В будущее попадает Присыпкин, пролежавший в замороженном состоянии пятьдесят лет. В 1979 году его размораживают. Многие исследователи считают, что, высмеивая настоящую жизнь в первой (условной) части «Клопа», во второй части Маяковский изобразил будущее таким, каким он хотел его видеть: индустриальным, организованным, без человеческих пороков и слабостей. И вот в это правильное, упорядоченное общество попадает этот самый отвратительный Присыпкин, грубый — пьющий, сквернословящий. В обществе начинается паника, общество тут же пытается защитить себя от вредных бацилл грубости, пошлости, хамства, праздности, грязи, принесенных Присыпкиным из прошлого. Присыпкина сажают в клетку и перемещают в зоопарк. Казалось бы, общество спасено от заразы, названной «обывателиус вульгарис», пьеса должна закончиться счастливой развязкой. Однако финал пьесы неоднозначен, причем счастливого конца вовсе не чувствуется. К
концу пьесы усиливается ощущение того, что единственным живым человеком в будущем оказывается Присыпкин. А само общество будущего — это рационалистическое общество технократов, где эмоции устранены и господствуют холодный научный разум, техника, порядок и коллектив. Зоя Березкина, в прошлом пытавшаяся застрелиться от несчастной любви, в будущем полностью забыла о том, что такое чувства: «Не знаю, что это такое? Замирало, щипало... щипало, замирало». В обществе будущего личность, личные переживания нивелированы и подавлены. Не случайно Маяковский вводит деталь полупрозрачных, гладких стен, которые не позволяют человеку отделиться от коллектива. В таком будущем не может и не хочет жить Присыпкин, со слабостями, со многими недостатками, но все-таки живой. Он единственный в мире будущего еще понимает, что книги нужны не только для агитации, а для того, чтобы «щипало и замирало». Присыпкин протестует против такого общества: «Черт с вами и с вашим обществом. Я вас не просил меня воскрешать! Заморозьте меня обратно!» «Да какая же это жизнь, когда даже карточку любимой девушки нельзя к стене прикнопить? Все кнопки об проклятое стекло обламываются». «Товарищи, я протестую!!! Я же не для того замерз, чтобы вы меня теперь засушили». Страшным одиночеством, отчаянием веет от последней реплики Присыпкина в зрительный зал. Это уже не рычание взбесившегося млекопитающего, а вопль несчастного человека: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?! Граждане!..»
Таким образом, Маяковский в «Клопе» не воспевает изображаемую жизнь, а, скорее, предостерегает советских людей от поворота к такому будущему, показывает нежизненность, схематизм тех идей, которые лежат в основе построения такого общества. Попытка подчинить жизнь теории, упорядочить ее была у всех революционеров (вспомним оторванную от жизни теорию декабристов, теорию народовольцев и т.д.). К концу 20-х годов Маяковский постепенно разочаровывается в коммунистических идеалах. Он понимает, что построить светлое коммунистическое будущее невозможно. В «Бане» мы видим последнюю, отчаянную попытку Маяковского изобразить будущее. Здесь оно абстрактно, предстает в виде некоего чуда — фосфорической женщины. И хотя в светлый коммунистический век улетают только честные, умные люди, рабочие и математики одновременно, оставляя победоносиковых в прошлом, хотя фосфорическая женщина произносит громкие слова о новой жизни («Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью. Удесятерим и продолжим эти шаги»), как-то не чувствуется оптимизма Маяковского и веры в это самое коммунистическое будущее. Таким образом, в пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский имеет дело «с незавершенным перестраивающимся миром, наполненным разлагающимся прошлым и еще не оформившимся будущим» (М. Бахтин). Для Маяковского
вообще характерно окончание своих сюжетов в неопределенно далеком будущем. Этот прием Маяковский использует не только в пьесах «Клоп» и «Баня», но и в поэмах «150 ООО ООО», «Про это», «Во весь голос», «Война и мир» и в других произведениях. Этот путь типичен для носителей утопического сознания, но «Клоп» — это не утопия, а скорее антиутопия. От созданного в пьесе мира будущего веет холодом, одиночеством, безжизненностью, тоталитаризмом. Такой мир подавляет личность, ее индивидуальность, человеческие чувства. В изображении будущего в «Клопе» и в «Бане» отразилась разочарованность Маяковского в прежних идеалах, разочарованность, которая привела поэта к трагическому концу.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: