Тема 3: Физиология и биохимия микроорганизмов




Химический состав бактериальной клетки:

Бактериальная клетка на 80—90% состоит из воды, и только 10% приходится на долю сухого вещества. Вода в клетке находится в свобод­ном или связанном состоянии. Она выполняет механическую роль в обеспечении тургора, участвует в гидролитических реакциях. Удаление воды из клетки путем высушивания при­водит к приостановке процессов метаболизма, прекращению размножения, а для многих бак­терий — к гибели. В

Состав сухого вещества бактерий: 52% — белки, 17% — углеводы, 9% — липиды, 16% — РНК, 3% — ДНК и 3% — минеральные вещества.

Белки выполняют роль ферментов, а также входят в состав ЦПМ и ее производных, кле­точной стенки, жгутиков, спор и некоторых капсул. Некоторые бактериальные белки являются антигенами и токсинами бактерий.

Углеводы находятся в составе некоторых капсул, клеточной стенки. Крахмал и гликоген выполняют функцию запас­ных питательных веществ. Некоторые полисахариды принимают участие в формировании антигенов.

Липиды, или жиры, входят в состав ЦПМ и ее производных; кле­точной стенки грамотрицательных бактерий, эндотоксина грамотрицательных бактерий. Они служат запасными веществами.

Нуклеиновые кислоты: в бактериальной клетке присутствуют все типы РНК и двухцепочечная ДНК.

Минеральные вещества представлены N, S, Р, Са, К, Mg, Fe, Mn, а также микроэлементами: Zn, Си, Со. Они входят в структуру белков, нуклеотидов и выступают в роли активаторов ферментов.

 

Типы питания бактерий:

Основной целью метаболизма бактерий является рост, т.е. коорди­нированное увеличение всех компонентов клетки. Для роста требуется постоянный приток атомов углерода.

В зависимости от источника углерода бактерии под­разделяют:

- на аутотрофы — использующие для построения своих клеток неорганический углерод в виде С02;

- на гетеротрофы — использующие органический углерод. Легкоусвояемыми источниками орга­нического углерода являются гексозы, многоатомные спирты, аминокислоты, липиды. Гетеротрофы, усваивающие органические вещества отмерших организмов, называют сапрофитами, в отличие от паразитов, живущих за счет органических веществ животных или растений. Паразиты бывают факультативными, существующими как внутри макроорганизма, так и культивируемыми на искусственных пита­тельных средах, и облигатными, которые не могут жить вне клеток макроорганизма; к ним относятся риккетсии, хламидии.

По источнику азота – на аминоавтотрофы, которые используют азот воздуха и аминогетеротрофы, которые используют азот органических соединений.

Микробы, использующие в качестве донора электронов органическое вещество, называют органотрофами, а неорганическое – литотрофами.

По источнику энергии различают фототрофы используют солнечную энергиюи хемотрофы – используют энергию химических реакций.

Бактерии, изучаемые в медицинской микробиологии, являются гетерохемоорганотрофами. Отличительная особенность этой груп­пы — источник углерода у них является источником энергии.

Многие микробы нуждаются дополнительно в факторах роста, необходимых для построения их компонентов. К факторам роста относят витамины, аминокислоты, пуриновые и пиримидиновые основания, их добавляют к питательным средам.

Механизмы питания бактерий. Поступление в клетку питательных веществ регулируется следующими механизмами:

1) пассивная диффузия;

2) облегченная диффузия;

3) активный транспорт;

4) перенос (транслокация групп).

 

Типы дыхания бактерий:

По отношению к кислороду, а также по использованию его в процессах получения энергии микроорганизмы подразделяются на три группы: облигатные аэробы, облигатные анаэробы, факультативные анаэробы.

- Облигатные аэробы растут и размножаются только в присутствии кислорода, используя его для получения энергии путемкислородного дыхания. Пример бактерий: микобактерия туберкулёза, менингококк, бацилла сибирской язвы. Облигатные аэробы подразделяются на строгие, растущие при парциальном давлении атмосферы воздуха, и микроаэрофилы, использующие кислород в процессах получения энергии, но растущие только при его пониженном парциальном давлении.

- Облигатные анаэробы не используют кислород для получения энергии и подразделяются на две группы: строгие и аэротолерант­ные. Для строгих анаэробов молекулярный кислород токсичен, он убивает микроорганизмы или ограничивает их рост. Энергию строгие анаэробы получают маслянокислым брожением. К стро­гим анаэробам относятся, например, некоторые клостридии (столбняка, ботулизма), бактероиды. Аэротолерантные анаэробы не используют кислород для получения энергии, но могут существо­вать в его атмосфере. К ним относятся молочнокислые бактерии.

- Факультативные анаэробы растут и размножаются как в присут­ствии кислорода, так и без него. Энергию они получают в при­сутствии кислорода за счет кислородного дыхания, а при его отсутствии — брожением. Примеры – эшерихии, сальмонеллы.

 

Культивирование бактерий:

Для культивирования бактерий необходимы следующие условия:

1. Полноценная питательная среда.

Искусственные питательные среды должны отвечать следу­ющим требованиям:

-каждая питательная среда должна содержать воду, так как в ней протекают все процессы жизнедеятельности бактерий;

-для культивирования бактерий в среде должны содержаться органические источники угле­рода и энергии (углеводы, аминокислоты, органические кислоты, липиды);

-для биосинтетических процессов бактериям требуются источники азота, серы, фосфаты, микроэлементы;

-поддержание определенного рН имеет значение для предот­вращения гибели микроорганизмов от ими же образованных продуктов обмена;

-среда должна обладать определенным осмотическим давлением;

-питательные среды должны быть стерильными.

В зависимости от консистенции питательные среды могут быть жидкими, полужидкими и плотными. Плотность среды достигается добавлением агара - полисахарида, получаемого из водорослей.

В зависимости от состава и цели применения различают про­стые, сложные, элективные, дифференциально-диагностиче­ские и комбинированные среды.

К простым средам относятся пептонная вода, мясопептонный бульон, мясопептонный агар. На основе этих простых сред готовят сложные среды, например, сахарный и сывороточный бульоны, кровяной агар.

В зависимости от назначения среды подразделяются на элективные, среды обогащения и дифференциально-диагно­стические.

На элективных средах лучше растет какой-то определен­ный микроорганизм. Например, щелочной агар служит для выделения холерного вибриона.

Среды обогащения стимулируют рост какого-то определенно­го микроорганизма, ингибируя рост других. Например, среда, содержащая селенит натрия, стимулирует рост бактерий рода сальмонелла, ингибируя рост кишечной палочки.

Дифференциально-диагностические среды служат для изу­чения ферментативной активности бактерий. Они состоят из простой питательной среды с добавлением субстрата, на который должен подействовать фермент, и индикатора, меня­ющего свой цвет в результате ферментативного превращения субстрата. Например, среды Гиса используют для изучения способности бактерий ферментировать сахара.

Комбинированные среды сочетают элективную среду, подав­ляющую рост сопутствующей микрофлоры, и дифференци­альную среду, диагностирующую ферментативную активность выделяемого микроорганизма. Примерами таких сред служат среда Плоскирева и висмут-сульфитный агар, используемые при выделении патогенных кишечных бактерий. Эти среды ингибируют рост кишечной палочки.

2. Температура культивирования.

Температура влияет на скорость размножения. По отноше­нию к температуре роста бактерии разделяются на три основ­ные группы: психрофилы, мезофилы и термофилы. Психрофилы живут и размножаются при пониженных температурах (от 10 до +20 °С). Мезофилы имеют температурный диапазон роста между + 30 и + 45 °С. К этой группе относится большинство возбудителей болезней человека, оптимальный рост которых возможен при температуре +37 °С. Термофилы способны расти при повышенных температурах + 50 до +60 °С.

Для поддержания требуемой температуры используют спе­циальные приборы — термостаты.

3. Атмосфера культивирования.

Для роста и размножения строгих аэробов необходим кис­лород. Аэробы хорошо растут на поверхности агара на чашках Петри или в тонком верхнем слое жидкой среды. Факультатив­ные анаэробы культивируют в аналогичных условиях.

Облигатные анаэробы для своего роста и размножения тре­буют исключения доступа кислорода воздуха. Этого достигают следующими способами:

-добавлением к питательным средам редуцирующих кисло­род веществ — тиогликолевой, аскорбиновой кислот;

-освобождением от кислорода воздуха жидких питательных сред путем их кипячения с последующим плотным закупо­риванием сосудов, в которые налиты среды, резиновыми пробками;

-использованием поглотителей кислорода, этот метод используют для культивирования аэротолерантных бактерий;

-механическим удалением кислорода воздуха с последующим заполнением емкости инертным газом (для этих целей используют анаэростаты и анаэробные боксы).

Время культивирования зависит от времени генерации. Большинство бактерий культивируют для получения видимого роста в течение 18—48 ч. Для культивирования возбудителя коклюша требуется 5 суток, а для микобактерии туберкулёза — 3—4 недели.

4. Освещение.

Для выращивания фототрофных микроорганизмов необходим свет. Некоторые условно патогенные микобактерии в зависимости от освещенности образуют пигмент, который используют при их идентификации.

 

Культивирование абсолютных внутриклеточных паразитов – риккетсий и хламидий, осуществляют на культурах клеток или в организме животных и членистоногих, а также на куриных эмбрионах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: