Выполнила работу: Лукиных А.А.
Группа 105БНХК
Преподаватель: Ивлева Л.Д.
2017 год
Содержание:
Ø Педагоги Софьи Николаевны Головкиной
Ø Педагогическая деятельность
Ø Ученики
Ø Список литературы
Педагоги Софьи Николаевны Головкиной
Со́фья Никола́евна Голо́вкина (1915—2004) — российская советская артистка балета и балетный педагог. Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии I степени (1947).
В 1933 г. Головкина окончила Московское хореографическое училище (далее МХУ) по классу педагога А.И. Чекрыгина и в том же году была принята в труппу Большого театра. Вся ее жизнь – это большой и целеустремленный творческий путь.
В 1930-е гг. в балетном театре формировались творческие принципы, рожденные новым временем, по-новому осмысливалось и классическое наследие. Головкина активно участвовала в становлении современного репертуара театра, исполняя ведущие партии в постановках крупнейших балетмейстеров – Ф.В. Лопухова, В.И. Вайнонена, Р.В. Захарова. Одновременно значительное внимание уделялось и совершенствованию техники классического танца, сохранению и развитию его академических основ.цыыф
Оптимистичный, жизнерадостный характер дарования артистки был созвучен бурному, стремительному ритму пятилеток. И в этом ритме жила и работала юная Софья Головкина, принимавшая самое активное участие во всех мероприятиях, проводимых общественными организациями театра.
За 27 лет работы на сцене Большого театра Головкина исполнила почти весь классический репертуар, участвовала в новых постановках, из которых многие вошли в историю советского балетного театра. Одетта-Одилия в «Лебедином озере» П.И. Чайковского, Принцесса Аврора в «Спящей красавице» П.И. Чайковского, Китри в «Дон Кихоте» Л. Минкуса, Светлана в одноименном балете Д.Л. Клебанова, Диана Мирель в «Пламени Парижа» Б.В. Асафьева, Тао Хоа в «Красном маке» Р.М. Глиера, Параша и Царица бала в «Медном всаднике» Р.М. Глиера, Раймонда в одноименном балете А.К. Глазунова и многие другие роли получили в исполнении балерины Головкиной яркое, неординарное воплощение. Ее танцевальное искусство отличалось жизнерадостностью, мажорностью, отточенной техникой. Балерине с такой индивидуальностью были близки и героические, и комедийные партии. С годами, с накоплением жизненного и сценического опыта росло актерское мастерство. Танцевальные образы, созданные балериной в пору творческой зрелости, отличались правдивостью характеров, гармоничным единством виртуозности и артистизма.
|
Педагогическая деятельность
Это была яркая личность, и она полностью соответствовала той эпохе, в которой жила.
В 1960 году Софья Николаевна Головкина становится директором Московского хореографического училища и преподавателем классического танца. Педагогическая деятельность Софьи Николаевны — особая веха в ее жизни, точнее можно сказать, ее вторая жизнь. Она вступила на путь педагога во всеоружии своего таланта, обогащенного сценическим опытом балерины. И сегодня мне хочется сказать о ее удивительных педагогических возможностях, о фантастической способности внушать безмерную любовь и преданность к искусству танца и пронести ее через всю жизнь.
|
Она входила в класс всегда красивая, подтянутая, строгая. Ее отличало чувство ответственности за свое продолжение в творчестве, и она относилась к этому очень ревностно. Необыкновенно требовательная на уроках, в жизни она любила своих питомцев, как родных детей, радовалась их творческим успехам. И даже после окончания школы я ощущала пристальное внимание к моей работе, участие и поддержку Софьи Николаевны, все это не прошло мимо моего внимания. Когда в 1989 году она пригласила меня преподавать классический танец, репетировать концертный репертуар и вести курс исполнительского мастерства, оказав этим молодому педагогу, доверие, я приняла эту эстафету и шагнула в самостоятельную, трудную, но прекрасную профессию балетного педагога.
Будучи сама уже большим педагогом, заслуженным мастером Софья Николаевна приглашала в училище для консультации по вопросам методики преподавания классического танца известных педагогов, представителей московской и ленинградской балетных школ. Изучая стиль и технику французского, датского, английского балета, она использовала на своих уроках, репетициях все самое лучшее, что в них есть, при этом всегда оставалась верной традициям русского балета. Результатом многолетних поисков наиболее эффективных методов обучения явилась ее книга «Уроки классического танца в старших классах»., М., Искусство, 1989 г.
Благодаря неукротимой энергии Софьи Николаевны было построено новое здание Московского академического хореографического училища с замечательным учебным театром, в одном из красивейших мест города Москвы, открытие которого состоялось в 1967 г.
|
Ученики
Нельзя не перечислить ту плеяду выдающихся танцовщиц, воспитанных ею, которые принесли славу и Московской школе балета:
Наталия Бессмертнова, народная артистка СССР
Нина Сорокина, народная артистка СССР
Марина Леонова, народная артистка России
Алла Михальченко, народная артистка России
Галина Степаненко, народная артистка России
Светлана Романова, заслуженная артистка России
Надежда Грачева, народная артистка России
Анна Антоничева, заслуженная артистка России
Елена Андриенко, заслуженная артистка России
Анастасия Яценко, заслуженная артистка России
Мария Аллаш, заслуженная артистка России
Мария Александрова, заслуженная артистка России
Нина Капцова
Полина Семионова
И другие. Ее ученицы стали ведущими балеринами Большого театра и многих зарубежных балетных трупп, являются Лауреатами Международных конкурсов артистов балета, им присвоены высокие правительственные награды и звания.
Софья Николаевна никогда не довольствовалась тем, что знала и считала, что мастерству в своей профессии нужно учиться всю жизнь. И в ней всегда было это страстное желание знаний.
Список литературы
Судьба моя – балет». Документальный фильм о Софье Головкиной