ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»
преподаватель БАБИЙ Е.А.,
учитель музыки и МХК
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Цель: выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древ него Египта.
Задачи: формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;
развитие умений анализировать и систематизировать информацию;
развитие умений анализировать различные информационные источники,
формировать эстетическое отношение к памятникам мировой культуры.
Оборудование:
¨ презентация,
¨ персональный компьютер,
¨ мультимедийный проектор,
¨ тексты статьи.
Раздел | Задача этапа | Материал | Содержание | ||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||
Стадия вызова | Создание атмосферы восприятия и осмысления информации о древней культуре | Стихотворение «Тени прошлого» В.Брюсова Слайд №1 (текст стихотворения) | Здравствуйте. Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте: Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных, – Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами! (В.Брюсов) Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние? Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами? Может ли быть, что прошлое помогает нам в настоящем?.. Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем?.. | Ответы: прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы… | |||||||||||||||||||
Слайд № 2 («Культура Древнего Египта») | Я предлагаю вам поразмыслить о далеком прошлом, о Древнем Египте. Запишите в тетрадь число и тему: «Культура Древнего Египта». Мир начал изучать Древний Египет около 200 лет назад. А вы знаете, чем интересен сегодня миру Древний Египет? – | Работа в тетради «мозговой штурм» Запись предположений на доске: пирамиды, древняя наука, связь пирамид с астрономией, с инопланетянами… | |||||||||||||||||||||
Стадия осмысления | формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта; | Слайд №3 (Карта Древнего Египта) Слайд № 4 (Периодизация истории культуры) Слайд № 5, 6, 7(«Анубис бальзамирует тело», Саркофаг, «Суд Осириса») Слайд № 8 («Архитектура Древнего Египта») | Что же за культура все это дала миру? Когда и как началось ее развитие? На берегах Нила, который на карте выглядит, как цветок лотоса, так почитаемый в этой стране, возникает цивилизация около 4 тысячелетия до нашей эры. За более чем трехтысячелетнюю историю были периоды расцвета (Древний, Средний, Новый, ееее чем трехтысячелетюю историю были периоды расцвета (Древнеелетия до нашей эры. эллинистический) и упадка. Жизнь египтян полностью зависела от разлива Нила. С этим связана вера в вечное постоянное обновление мира. Каждый вечер солнце Ра умирает на западе и каждое утро возрождается на востоке, пройдя подземный мир и преодолев все препятствия. И душа человека, его астральный двойник КА, также после физической смерти, пройдя в подземном мире суд Осириса (умирающего и воскресающего божества растительности) окажется в полях Иалу (полях Камыша) и будет жить вечно и в лучших условиях. А сам Осирис вместе с двойниками умерших имеет власть над урожаем. Эти религиозные представления, эта идея вечной жизни (сначала жизнь на земле, а потом в «благословенных полях Иалу») вызывала стремление сохранить тело, т.е. мумифицировать, сохранить в гробнице и, провести магический ритуал, который защитить астрального двойника от неприятностей загробного мира. Гробница должна была быть очень надежной. Пример такой защиты мы увидим в архитектуре эпохи Древнего царства. Это – пирамида… | Слушание лекции | |||||||||||||||||||
Слайд № 9 (Общий вид Великих пирамид в Гизе) Слайд №10, 11(вид пирамиды Джосера) Слайд №12 (Великие пирамиды в Гизе) | Пирамиды – загадочные строения… Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий Как особая форма гробницы пирамида начала формироваться в эпоху Древнего царства. Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера так называемую ступенчатую пирамиду, поместив 6 мастаба, одна на другую. Затем появляются привычные для нас пирамиды. Самые большие известны как Великие пирамиды в Гизе. Это погребальные сооружения трех фараонов: Хуфу (Хеопса), Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Строились все некрополи на западном берегу. Ребята, как вы считаете, почему выбран именно запад? – | ответы учеников – место захода солнца, место смерти | |||||||||||||||||||||
Закрепление представлений о месопотамской архитектуре; Развитие умения находить логические связи между новой информацией и ранее полученными знаниями | Слайд №13 (пирамида и зиккурат) | А где мы уже встречались с подобной архитектурной формой? –
Давайте сравним эти формы, что у них общего и что различного. Оформите в тетради таблицу, на работу 15 минут:
Подведем итог: | ответы учеников – культура Междуречья, зиккурат Работа в таблице ответы учеников – предназначение, материал, место постройки | ||||||||||||||||||||
развитие умений анализировать различные информационные источники | Слайд № 14, 15 (Великие пирамиды в Гизе) | Исходя из ваших предложений, пирамида возводилась как строение, воплощающее в себе определенные принципы. А какие это принципы, вам предстоит разобраться самостоятельно: делимся на группы: 1 группа работает по учебнику, 2 группа работает с текстом статьи, 3 группа вносит собственные предположения. Через 10 минут вам нужно ответить на вопрос: какие принципы положены в основу строительства пирамиды? –
| работа в группах, затем обсуждение и запись предложений в Т-таблицу: Ответы представителей групп и запись предложений | ||||||||||||||||||||
Сделайте вывод: какое из ваших предложений наиболее ясно и научно объясняет принципы, на основе которых построена пирамида? В чем именно проявляется этот принцип? Но эта важная идея проявлялась не только в пирамидах, существовали еще и другие архитектурные ее воплощения – заупокойные храмы. В учебниках эта связь очень хорошо показана, и дома вы самостоятельно с этим материалом познакомитесь и выполните задание № 2 к «Уроку №5» | Ответы: идеи из учебника, отражение идей о вечной жизни, пирамида являет собой соединение горизонтальной и вертикальной мифологической моделей мира. | ||||||||||||||||||||||
Стадия рефлексии | Формирование эстетического отношения к памятникам мировой культуры, связей между искусством прошлых эпох и настоящим. | Вернемся к началу урока. Мы говорили о важности прошлого. Посмотрите, знание одного культурологического момента помогло осмыслить другой. В наше время форма пирамиды не исчезла из искусства: мавзолей на Красной площади, пирамида Лувра, памятные курганы… Все это формы из прошлого. Напомню вам, что пирамидальная форма, Мировая гора, соединяет прошлое и будущее. И последнее, «Есть много светлых дум» – сказал В. Брюсов, и египтяне считали, что души бессмертны тогда, когда из тьмы подземного мира пробьются к свету. Идея бессмертия, воплощенная в архитектуре – идея путешествия к свету, и мне хочется, чтобы каждый ваш шаг был шагом к свету. Светлых дум вам! |