Права коренных малочисленных народов Российской Федерации на осуществление традиционного природопользования




Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НА ТРАДИЦИОННОЕН ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО КОРЕННЫМ МАЛОЧИСЛЕННЫМ НАРОДАМ РОССИИ.

Права коренных малочисленных народов Российской Федерации на осуществление традиционного природопользования

Традиционное природопользование является одной из ключевых составляющих традиционного образа жизни коренных народов, которые исключительным образом пользуются землей, водными ресурсами, животным миром, расположенных на территориях их традиционного проживания.

Право на традиционное природопользование относится к общим коллективным правам, что подразумевает его осуществление как каждым членом коллектива, так и коллективом в целом. Если говорить о образовании территорий традиционного природопользования то осуществляется они на основании заявлений граждан, относящихся к коренным народам, так же обращений самих общин коренных народов или их уполномоченных представителей. Право на землю и иные природные ресурсы, является самым важным для жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера с самых древних времен.

Вопрос о правах коренных народов на международном уровне возник в середине 50-х годов 20 века, в итоге в 1957 г. была принята Конвенция МОТ №107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах».

В конце 1980-х гг. на уровне мирового сообщества была осознана необходимость выделения специальных прав коренных народов, и было признано, что "все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества[1]. Это существенно повысило правовое положение коренных народов, возведя вопросы их сохранения и дальнейшего развития в важные вопросы мирового уровня. Был утвержден достаточно широкий спектр прав коренных народов, в том числе на природные ресурсы и территории коренного проживания, а также других всевозможных прав.

Подчеркивалось, что только через обладание и реализацию особых прав коренных народов, политику протекционизма и обеспечение определенных преимуществ можно добиться их реального равенства с другими народами и тем самым обеспечить социальную справедливость [2].

К настоящему времени достаточно полностью сформировалось международное и зарубежное законодательство, регулирующее права коренных народов на традиционное пользование различными природными ресурсами (в особенности, что касается земель и животноводства). Международные правила задают планку национальному законодательству и являются основой для общения между коренными народами и руководствами стран, где они проживают. Национальное законодательство государств, касающееся прав на традиционное природопользование коренных народов формируется обязательно с учетом исторических традиций, особенностей развития отношений с представителями коренных народов а так же экологической ситуации в стране.

В настоящее время специфика развития коренных малочисленных народов Севера в большинстве стран мира, где они проживают, включая Россию, опирается на их особый правовой статус и осуществляется преимущественно на базе ценностей не доминирующего, а традиционного общества, что создает условия для сохранения их этнической самобытности[3]

Право традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, осуществляется именно на основе признания за каждым лицом, относящим себя к данным представителям, главных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, нашедшее свое закрепление в Конституции Российской Федерации, а также в общепризнанных нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Существуют так же и специальные гарантии, направленные непосредственно на защиту прав коренных малочисленных народов. В законодательстве Российской Федерации встречаются ряды положений международных правовых актов в области защиты прав коренных народов, они могут иметь как обязательное так и рекомендательное значение.

В международном праве к числу "жестких" международных правовых актов, непосредственно регулирующих права коренных малочисленных народов, относится Конвенция N 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" 1989 г. Поскольку Россия не участвует в данной Конвенции, ее положения не могут рассматриваться для нашей страны как юридически обязательные. [4]

Однако, Российская Федерация говорит о необходимости данного документа для реализации прав коренных малочисленных народов. Многие положения данной конвенции имеют немаловажное значение на развитие законодательства Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов. Так, например, Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией право собственности коренных народов на землю и иные природные ресурсы, провозглашенное Конвенцией Международной организации труда №169, не признается, но коренным народам предоставляются права пользования природными ресурсами.[5]

Конвенцией N 169 МОТ закреплено, что при применении данного акта признаются и охраняются социальные, культурные, религиозные и духовные ценности и практика указанных народов, должным образом учитывается характер проблем, с которыми сталкиваются группы и отдельные лица; уважается неприкосновенность ценностей, практики и институтов указанных народов; проводится политика, направленная на смягчение трудностей, переживаемых указанными народами в связи с новыми условиями жизни и труда, с участием соответствующих народов и в сотрудничестве с ними[6].

Еще одним немаловажным международным актом, в котором закреплены нормы, утверждающие права коренных народов, является Международная конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. принятая в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Российская Федерация подписала названную Конвенцию в июне 1992 г. и ратифицировала ее в 1995 г. В документе говорится, что стороны признают большую и традиционную зависимость многих местных общин и коренного населения, являющихся хранителями традиционного образа жизни, от биологических ресурсов и желательность совместного пользования на справедливой основе выгодами, связанными с использованием традиционных знаний, нововведений и практики, имеющих отношение к сохранению биологического разнообразия и устойчивому использованию его компонентов. [7]

Положения названного международного акта имеют принципиальное значение, поскольку подчеркивают зависимость традиционного образа жизни коренных народов от сохранения биологического разнообразия.

Наиболее важную роль в осуществлении прав на традиционное природопользование коренных малочисленных народов на федеральном уровне играет принятый Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

Данный закон предусматривает право малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, а также на осуществление территориального общественного самоуправления. Кроме того, он предусматривает возможность создания общин и иных объединений коренных малочисленных народов. [8]

Закон устанавливает правовые основы гарантий прав коренных малочисленных народов, являясь некой основой для дальнейшего нормативного регулирования на федеральном и региональном уровнях.

К сожалению, данный Закон фактически не используется в силу отсутствия необходимых механизмов образования и функционирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Закон требует более кардинальных изменений в целях обеспечения согласованности указанных норм с положениями Земельного кодекса РФ, а именно на определение прав коренных малочисленных народов на территории традиционного природопользования.

Положения, посвященные праву коренных малочисленных народов на традиционное природопользование, содержатся также в различных нормативных актах, регулирующих пользование природными ресурсами (Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и другие). На базе данных законов возможно дальнейшее развитие правового регулирования права коренных малочисленных народов на традиционное природопользование.

Огромное значение в праве коренных малочисленных народов на традиционное природопользование играет право землепользования, которое является ключевым в хозяйствовании малочисленных народов. Так же право землепользования является базой на которую опираются остальные природоресурсные права данных народов.

Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" определено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования согласно ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ включают в себя:

- поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

- участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;

- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность. [9]

Федеральным законом 7.05.2001 г. № 49 "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" предусмотрены ряд прав на создание особо охраняемых природных территорий для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» впервые была закреплена система экологических прав коренных народов.

Так, статье 8 предусмотрены, экологические права коренных народов, в том числе связанные с реализацией права на традиционное природопользование право владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности этих народов землями различных категорий и общераспространенными полезными ископаемыми; право участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов.[10]

Федеральный закон "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 5 пункт 4 запрещено создавать зоны территориального развития по границам территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. [11]

Правоотношения по охране территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регулируются Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Комментируемый Закон запрещает создавать ЗТР на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов ввиду того, что Федеральным законом "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" предусмотрен особый правовой режим охраны данных территорий в целях сохранения традиционного уклада жизни малочисленных народов. Такой вывод следует из ст. 4 Закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", в которой предусмотрены следующие основные цели действия Закона:

1) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

2) сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;

3) сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.

Кроме того, согласно статьям. 11 и 13 Закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", предоставление земельных участков и добыча природных распространенных ресурсов на поверхности земли на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов могут осуществляться только живущими там коренными малочисленными народами.[12]

В статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" говорится, что согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;[13]

Немаловажным является право пользования водными объектами. На территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для нормального функционирования и жизнедеятельности, осуществления традиционного природопользования основывается так же водное законодательство, а именно Водный кодекс РФ. Согласно статье 12 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) рыболовства, охоты;

2) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.[14]

Данная норма позволяет более свободно использовать водные объекты (без каких либо условий и ограничений) например для ловли рыбы, как один из видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера, без которого нормальное жизнеобеспечение не возможно.

Общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока являются членами состава бассейновых советов как и представители, что обеспечивает им личное участие и заинтересованность в разработке предложений по использованию водных объектов и их охране на территориях бассейнового округа.

В целях обеспечения реализации прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается особый порядок использования коренными малочисленными народами водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности[15].

При осуществлении традиционного рыболовства лица, относящиеся к малочисленным народам, и их общины имеют возможность применять традиционные способы вылова водных биоресурсов, важно чтобы данные методы не вели к истощению биологических ресурсов, не сокращало численность объектов животного мира, не нарушала исконную среду их обитания и не представляла опасности для человека.

В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" им предоставлен облегченный порядок доступа к такому рыболовству: если оно осуществляется без предоставления рыбопромыслового участка, не требуется разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов. [16]

Что касается лесопользования то, Лесной Кодекс РФ не предусматривает затраты охотопользователей, которые они осуществляют в целях охраны и воспроизводства животного мира и которые в конечном счете идут на сохранение среды обитания животного мира, то есть в данном случае - лесов. Вопрос хоть о малейшем возврате вложенных таким способом средств (например, путем перерасчета арендной платы) остается дискуссионным.

Лесное законодательство не достаточно сильно защищает интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для которых лесные промыслы являются основой жизнеобеспечения. Прослеживаются пробелы в Лесном кодексе РФ касающиеся прав на традиционное пользование лесами и насаждениями.

Четко установлено только их право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, исходя из установленных нормативов (ч. 2 ст. 30)[17].

Нормативное регулирование защиты исконной среды обитания коренных народов и их традиционного образа жизни при использовании лесов с указанием на Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (статья 48) мало что представляет для них, поскольку данный Закон в части земле- и природопользования имеет отсылочный характер.

С целью реализации провозглашенных прав названных категорий граждан возможно было введение следующих механизмов: положения о безвозмездном и приоритетном (перед другими лесопользователями) характере традиционного природопользования для личных нужд коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности; ограничений на осуществление в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности лесопользования для нужд, не связанных с традиционным природопользованием.

Право коренных малочисленных народов на традиционное животноводство (оленеводство, коневодство) является весьма важным. Еще с древних времен представители коренных народов занимались оленеводством как основным видом природопользования. Учитывая то, что территории Севера, Сибири и Дальнего Востока населяют главным образом коренные малочисленные народы, занимающиеся традиционными видами деятельности, в основном оленеводством, особое правовое значение имеет вопрос о сохранении, восстановлении и улучшении оленьих пастбищ.[18]

Пастбищное оленеводство - форма животноводства, имеющая важное экономическое и культурное значение для коренных малочисленных народов Севера. Так же данный вид традиционной деятельности коренных народов Крайнего Севера следует отнести к числу наиболее уязвимых к изменению климата отраслей, поскольку оленеводство основано на использовании природных условий и прямо зависит от климата.

Охрана оленьих пастбищ с правовой позиции осуществляется непосредственно законами субъектов Российской Федерации. Так, можно привести пример, Закон Чукотского автономного округа от 21 декабря 2007 г. N 159-ОЗ "Об охране земель, занятых оленьими пастбищами в Чукотском автономном округе", в котором среди целей по охране оленьих пастбищ названо обеспечение улучшения и восстановления земель, занятых оленьими пастбищами, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению и другим негативным воздействиям вследствие хозяйственной деятельности [19].

Главная проблема оленеводов - это доступ к достаточным пастбищам во все сезоны и сохранение плодородия земли от чрезмерного выпаса.

Некоторые регионы используют практику так называемого опережающего нормотворчества, когда конкретные общественные отношения в силу ряда объективных и субъективных причин регулируются не на уровне государства, а на более низком уровне власти, что в свою очередь соответствует общим тенденциям развития экологического и земельного законодательства в отношении прав коренных малочисленных народов.

Можно сделать вывод, что коренные малочисленные народы, как исключительная категория населения имеет определенные права на различные виды традиционного природопользования, что нашло свое отражение как в Международных правовых актах так и на уровне Российской Федерации и ее субъектов. Однако остаются актуальными вопросы касающиеся использования лесных угодий, оленьих пастбищ на местах традиционного проживания представителей коренных малочисленных народов.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Отношения, связанные с добычей и пользованием природными ресурсами, являются неотъемлемой частью жизни каждого гражданина в Российской Федерации.Например, добыча и реализация таких природных ресурсов, какгаз,нефть иугольявляется одним из основныхисточников пополнения бюджета сраны. Лесопользование также одно из важнейших направлений деятельности в сфере природопользования, так как древесина остается одним из основных строительных материалов, находит применение во многих отраслях промышленности и иной хозяйственной деятельности.Пользование объектами животного мира составляет значительную часть жизнедеятельности граждан Российской Федерации. Большинство природных ресурсов находится в федеральной собственности, несмотря на это, осуществлять природопользование или другие виды деятельности, связанные с нанесением определенного ущерба окружающей среде, можно при получении специального разрешения – лицензии, позволяющей осуществлять тот или иной вид деятельности на возмездной основе. Данный механизм создан для возмещения в денежном эквиваленте собственнику ресурсов, то есть государству, ущерба, нанесенного пользованием природными ресурсами либо деятельностью, наносящей вред окружающей среде. Данные отношения стали особенно актуальными с принятием Конституции 1993 года и с реформированием гражданского законодательства и законодательства о лицензировании в области охраны окружающей среды.

В современном праве возникает множество коллизий и пробелов в сфере регулирования экологического лицензирования, законодательное регулированиеданнойсферы нельзя назвать единообразным и упорядоченным. Изучение данных проблем и путей их решения на протяжении долгового времени не велось должным образом.

Актуальность темы выпускной квалификационной работыобусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с правовым регулированием отношений по экологическому лицензированию.

Механизм получения лицензии, процесс осуществления лицензируемой деятельности, ответственность за нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды – вопросы, требующие детального правового регулирования,это связано со спецификой деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами.

При проведении исследованиябыли проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с экологическим лицензированием, а также судебная практика в сфере применения ответственности за экологические правонарушения.

В процессе исследования были изучены научные труды ученых‑юристов.

Предметомисследования выступают нормы конституционного, экологического права, законодательства о лицензировании и природопользовании, регламентирующие правоотношения в области экологического лицензирования.

Целью исследования является всестороннее изучение правового регулирования института экологического лицензирования, выявление и теоретическое осмысление проблем, связанных с механизмами осуществления лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, а также формулирование предложений, направленных на устранение существующих проблем.

Для достижения поставленных целей при исследовании необходиморешить следующие основополагающие задачи:

- обозначить и охарактеризовать основные этапы в развитии законодательства о лицензировании в области охраны окружающей среды;

- сформулировать научное определение понятия экологического лицензирования, лицензирования в области охраны окружающей среды;

- проанализировать механизм лицензирования;

- дать правовую оценку нормативным правовым актам, регулирующим отношения по экологическому лицензированию;

- выявить коллизии и пробелы в законодательстве о лицензировании в области охраны окружающей среды, наметить возможные пути устранения существующих проблем;

- выявить и проанализировать особенностилицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны (землей, недрами, водами, лесами, объектами животного мира);

- проанализировать эффективность реализации ответственности, за отдельные правонарушения и преступления, возникающих при несоблюдении законодательства при осуществлении экологического лицензирования.

Структурновыпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка использованных источников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность, связанную с лицензированием в области охраны окружающей среды, а также специальной юридической литературы и правоприменительной практики в данной области позволяют сделать следующие выводы и внести предложения по совершенствованию законодательства в сфере экологического лицензирования:

1) в российском законодательстве отсутствует легальное определение экологического лицензирования, несмотря на это данный термин широко используется в юридической литературе и правоприменительной практике. Это связано с фактическим существованием правоотношений, сущность которых идентична и обладает правовой природой правоотношений по лицензированию;

2) законодательство в сфере лицензирования отдельных видов деятельностине распространяет свое действие на правоотношения в области экологического лицензирования, что приводит к нарушению логики и единообразияправоприменения при реализации отношений в сфере природопользования и осуществлении деятельности по лицензированию в области охраны окружающей среды. Однако нормы Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» экологизированы и закрепляют понятийный аппарат, позволяющий определить круг субъектов, объекты и содержание правоотношений по лицензированию.

3) законодатель не определяет единый механизм и процедуру получения лицензии для осуществления деятельности по природопользованию и другим видам деятельности, которые могут привести к причинению вреда окружающей среде, однако в зависимости от кожноговида деятельностивозникают индивидуальные особенности в механизме получения лицензии и осуществлении лицензируемой деятельности, которые урегулированы отраслевыми специальными нормативными правовыми актами;

4) стратегически важными для государства были и остаются отношения по недропользованию, включая обширный перечень видов деятельности среди которых геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений. Законодатель однозначно обозначил критерий, при наличии которого получение лицензии не требуется. Получение лицензии не требуется для использования имеющихся на земельном участке общедоступных полезных ископаемых собственником или арендатором данного земельного участка. Во всех остальных случаях получение разрешения на недропользование обязательно;

5) лесопользование в основном осуществляется путем заключения договора аренды земельного участка. Данный договор может заключаться как по итогам аукциона по продаже права на заключение такого договора, так и без проведения аукциона. Законодатель также определяет предельные сроки пользования лесным участком в зависимости от целей его передачи арендатору;

6) лицензия на пользование объектами животного мира выдается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на основании обращения лица в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий лицензирование данного вида деятельности. Все лицензиаты осуществляют пользование объектами животного мира на основе разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте, в определенный срок;

7)несмотря на недостаточность правового регулирования экологического лицензирования,система и механизм реализации норм, предусматривающих юридическую ответственность за правонарушения в этой области достаточно эффективна, что подтверждаетсяисследованной в выпускной квалификационной работе судебной практикой.

 

Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии" // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 601. Конвенция вступи Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии" // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 601. Конвенция вступила в силу для России 4 июля 1995 г

ла в силу для России 4 июля 1995 г


[1] Бойченко Ю.А. Международные механизмы и тенденции в сфере защиты прав коренных народов // Московский журнал международного права. 2001. N 3. С. 128 - 129.

[2] Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М, 2010. С. 132 – 136.

[3] Л.В. Андриченко. Правовая регламентация коренных малочисленных народов России. Режим доступа https://отрасли-права.рф/article/18159

[4] Л.В. Андриченко. Правовая регламентация коренных малочисленных народов России. Режим доступа https://отрасли-права.рф/article/18159

[5] Е. В. Жукова. Право на традиционное природопользование коренных малочисленных народов России в системе их экологических прав. автореферат

[6] О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах: Конвенции МОТ №169 от 5.09.91 г.

[7] О биологическом разнообразии: Конвенция ООН от 5.06.92 г.

[8] О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ в ред. от 13.07.2015// "Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, Ст. 2208

 

[9] О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 7.05.2001 г. № 49 в ред. от 31.12.2014 // Собрание законодательства РФ, 14.05.2001, № 20, Ст. 1972

 

[10] О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ в ред. от 13.07.2015// "Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, Ст. 2208

[11] О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты: Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ в ред. от 28.12.2013// "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, № 49 (ч. 5), Ст. 7070

[12] О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 7.05.2001 г. № 49 в ред. от 31.12.2014 // Собрание законодательства РФ, 14.05.2001, № 20, Ст. 1972

 

[13] О кадастровой деятельности: Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ в ред. от 03.07.2016 // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, № 31, Ст. 4017

[14] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ в ред. от 31.10.2016 // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, Ст. 2381

 

[15] Льянов М. М., Соловьева М. В. Природопользование коренными малочисленными народами РФ // Молодой ученый. 2016. №5. С. 495-499

[16] О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ в ред. от 03.07.2016 // Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 1), Ст. 5270

[17] Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ в ред. от 03.07.2016// Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, № 50, Ст. 5278

[18] С.А. Боголюбова. Институты экологического права: Монография Под ред.. М., 2010. С. 266 - 267

[19] Андриченко Л.В., Постников А.Е. Проблемы разграничения законодательных полномочий в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов России // Журнал российского права. 2008. N 5. С. 28 - 37.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: