Задачи: закреплять и расширять представления воспитанников о родном крае, культуре и традициях людей, живущих в Башкортостане; продолжать формировать интерес к родному краю; вызвать чувство ответственности по отношению к родине; развивать мыслительные способности, путём отгадывания загадок; развивать граммотную и связную речь; развивать координацию, ловкость, быстроту; воспитывать любовь к родному краю, желание помогать друг другу в ходе мероприятия.
Оборудование: флэшка с записью звуков башкирских музыкальных инструментов; атрибуты к подвижным играм; герб и флаг республики и города; цветные карандаши; картины; башкирские национальные инструменты; башкирские куклы.
Предварительная работа: беседа с воспитанниками на тему: «Я живу в Башкортостане»; чтение стихотворений о Башкортостане; чтение и заучивание пословиц о Родине; рассматривание репродукций и иллюстраций художников на тему: «Мой Башкортостан»; прослушивание звуков национальных инструментов; выставка рисунков на тему: «Достопримечательности моей республики»; разучивание и закрепление башкирских народных танцев и подвижных игр.
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте ребята,! Наша викторина посвящена родному краю – Башкортостану.
- Скажите ребята, какой город является столицей Башкортостана?
Дети: Уфа.
Педагог: Правильно, молодцы.
- Дети, а кто знает стихи о нашем чудесном крае.
Арслан: Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай….
Азалия: Что такое Башкортостан?
Может, это непокорный робкий стан?!
Запах мёда, тысячи коней, -
Всё есть у Башкирии моей!
Как великий, благородный муж -
Так раскинулся большой Нугуш...
Здесь Уральских гор кайма лежит,
Агидель - красавица бежит.
Меж густых лесов курай поёт,
Звуком чистым, хрупким за собой зовёт,
А потом уводит далеко туда,
Где стучит ключом Красноусольская вода.
Вечность, мудрость, вера и добро -
Все тебе, Башкортостан, дано...
Педагог: Спасибо. Мы сегодня с Вами отправимся в путешествие по сказочному краю, на не обычном транспорте. Отгадайте загадку.
Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А ещё я по небу летаю,
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют сапогами.(ковер-самолет)
Правильно, молодцы. Готовы. Полетели.
Первая наша остановка называется: «Путаница».
Дети перед вами на столах лежат пазлы. Вам нужно собрать их, и у вас получится изображения, которые вы должны отгадать.
Салават Юлаев Мечеть Ля Ля Тюльпан Парк Победы
Монумент Дружбы Драм-театр им. М.Гафури Горы – Шиханы
Педагог: Справились ребята.
Вторая остановка называется: «Знатоки родного края ». Дети для Вас будут заданы вопросы посмотрим,кто хорошо знает родной край.
1) Как называется село в котором мы с вами живем?(Аскарово)
2) Президент Башкортостана? (Хамитов)
3) Национальный герой Башкортостана? (Салават Юлаев)
4) Как звали могучего богатыря в башкирских сказках? (Урал-батыр)
5) Название реки Белой по-башкирски? (Агидель)
6) Жилище древних башкир? (Юрта)
7) Богатырский напиток? (Кумыс)
8) Старинный музыкальный инструмент башкирского народа? (Курай)
9) Как называется мужской халат в башкирском костюме? (Илян)
10) Праздник, который отмечают после весеннего сева? (Сабантуй)
Педагог: Отлично.
Третья остановка называется: «Художники ». Дети, посмотрите на эти два изображения, и дорисуйте недостающие детали (дети с карандашами подбегают к фотографиям и дорисовывают детали).
1)Башкирский флаг. Дети дорисовывают детали.
2)Флаг Уфы. Тоже дорисовывают детали.
Педагог:. Молодцы, вы очень быстрые и дружные. Нам нужно продолжать своё путешествие на ковре-самолёте.
Следующая остановка: «Музыкальная минутка ». Дети на стенде перед вами лежат национальные башкирские инструменты. Сейчас зазвучит музыка, как только вы узнали музыкальный инструмент, вы называете его.
Думбыра Кубыз Курай Мандолина
Педагог: Правильно.
Следующая остановка называется: «Оденьте куклу ».,
Вам нужно одеть куклы в башкирские национальные костюмы.
Педагог: Молодцы. Все справились с заданием.
Следующая остановка: «Сладкая жизнь ».
Ребята на картинках изображены башкирские национальные блюда, вам нужно их назвать.
Баурсак Бишбармак Вак беляш
Казы Как (пастила) Кумыс
Педагог: Молодцы, вы справились с заданиями. Наше путешествие ребята подошло к концу. Вам понравилось? (Да). Скажите ребята по какому краю мы с вами путешествовали? (Мы путешествовали по Башкортостану). Что вам больше всего запомнилось или понравилось? (Варианты детей). Дети за хорошие знания о родном крае вам вручаются сладкие призы.