Курс лекций по цифровой фотографии




 

Из истории цифровой фотографии.

 

Цифровая фотография - синтетическая дисциплина, которую в равной степени можно считать как разновидностью фотографического искусства, так и одной из периферийных компьютерных технологий. По сравнению с традиционной фотографией ее цифровое дитя очень молодо - точкой отсчета истории цифровой фотографии, по-видимому, можно считать 1969 г. - год изобретения альтернативы химической фотопленки. Такой альтернативой стал созданный в Bell Labs новый тип полупроводниковых устройств, получивший название CCD (Charge Coupled Device - прибор с зарядовой связью, ПЗС) и предназначенный для регистрации изображений в цифровой форме. Сегодня ПЗС широко применяются в самых разнообразных устройствах: сканерах, факсимильных аппаратах, цифровых фото- и видеокамерах и даже телескопах, обращенных к самым удаленным галактикам.

Безусловно, успехи в области профессиональной цифровой фототехники быстро экстраполируются и на потребительские устройства, которые становятся все более мощными, удобными и дешевыми. Прототип потребительской цифровой фотокамеры - первая Mavica с цифровым захватом изображений, но аналоговым методом их записи - был выпущен компанией Sony в 1981 г., когда массовый рынок был еще совсем не готов к принятию новой технологии. До выхода первой потребительской камеры Apple QuickTake 100, имевшей разрешение VGA (640 x 480), прошло 13 лет. Но затем новые устройства посыпались как из рога изобилия.Переломным в истории цифровой фотографии можно считать 95-й год, когда появились первые потребительские фотоаппараты (Apple QuickTake 150, Kodak DC40, Casio QV100) с разрешением 640х480. Затем началась гонка за снижение цены и приближении качества цифровой фотографии к качеству пленки. В 1995 г. появились VGA-камеры Apple QuickTake 150 и Kodak DC40 ценой около 1000 долл., а в конце того же года вышла первая действительно успешная модель - Casio QV100. В 1996 г. на рынок пришла компания Olympus, ознаменовав свое появление не только интересными моделями с высоким разрешением, но и концепцией комплексного подхода к цифровому фото, основанной на создании локальной пользовательской инфраструктуры: камера + принтер + сканер + персональное хранилище фотоинформации. Быстрое развитие Интернета привело несколько компаний, таких, как Kodak, Fuji и Sony, к пониманию необходимости внести существенные изменения в эту концепцию, превратить пользовательскую инфраструктуру из локальной в поистине глобальную, но об этом чуть позже.

На выставке Photokina-98, раз в два года собирающей в Кельне всех лидеров трасли, бурно обсуждались ближайшие перспективы рынка цифровых камер. Большинство экспертов склонялись к тому, что качественный перелом наступит, когда станут широко доступны камеры с разрешением свыше 2 млн. пиксел, а цена недавно вышедших на рынок мегапиксельных аппаратов упадет до уровня 500 долл. Прошел ровно год, и что мы видим? В 1999 г. в продаже появилось как минимум два десятка моделей с разрешением 2,1-2,3 млн. пиксел, а рекомендованная для США цена самой дешевой из них оказалась на удивление низкой - всего 400 долл.

Для таких гигантов традиционной оптики и фототехники как Olympus и последовавшими за ними Fujifilm, Canon и Nikon переход к цифровым технологиям был логичным шагом. У американских же фирм отношения с цифровой фотографией сложились мягко говоря сложные. Еще в 90-х годах Kodak заявила о том, что будущее за цифровой фотографией, однако ее усилия по приближению светлого будущего оказались противоречивыми, во многом благодаря ее доминированию на рынке традиционной фотографии, особенно американском. В итоге к 2000-му году бизнес цифровой фотографии стал для нее убыточным, Kodak не выдерживала напор японских фирм. Сейчас фирма борется за восстановление лидирующих позиций. Пока ей это удается только на американском рынке. Интересно, что усилия Kodak по «дигитализации», предпринятые в отдельно взятой России в точности отражают всю противоречивость патриарха массовой фотографии. Еще больше пострадала другая американская компания - Polaroid. Она фактически прозевала приход «цифры» и еще два года назад оказалась в финансовой пропасти, из которой выбирается и по сей день. Выход из своего положения американские компании кстати сейчас видят скорее в создании и лицензировании технологий, чем в безрезультатной борьбе с «азиатами», заполняющими рынок недорогими и совершенными моделями.

С определенного момента, а именно с 1999 года все крупные производители приложили столь большие и почти равные условия по захвату рынка цифрового фото, что до сих пор его распределение остается крайне нестабильным. Практически каждая из крупных фирм заявляет о намерении захватить 20-25% рынка, а таких более десятка (причем чем позже компания приходит на этот рынок - тем радикальнее ее заявления). На сегодня с одной стороны нет явного лидера (хотя по некоторым исследованиям отрыв Sony по крайней мере на американском рынке достаточно велик), с другой стороны не исключено как появление новых игроков, так и вылет вчерашних лидеров. К примеру в 2000-м году НР всего за полгода с выпуском 2-мегапикселной модели PhotoSmart 315 за 300 долларов сумела выйти с 7-го места на 4-е, сегодня на американском рынке она уже занимает 2-ю позицию.

 

 

Второй перелом произошел в 2001 году, когда практически все известные производители предложили относительно недорогие камеры с разрешением более 2 мегапикселей. Примерно такое разрешение делает цифровую фотографию по крайней мере не худшей по качеству, чем пленочная. Интересно, что главными производителями и законодателями техномоды являются японские фирмы (серьезных «не-японцев» в мире цифрового фото по сути три: Kodak, HP и Samsung), а основным рынком сбыта является США. Японские фирмы, удерживающие более 70% рынка, активно переносят производство камер и комплектующих в Китай и страны Юго-восточной Азии с тем, чтобы снизить стоимость устройств. Ежегодно стоимость цифровых фотоаппаратов (одного уровня) уменьшается на 30-35%, цена носителей в пересчете на один мегабайт уменьшается еще быстрее.

 

 

Теория цифровой фотографии

 

Если говорить о технической стороне дела, то, безусловно, главная характеристика цифровой камеры - ее разрешение, измеряемое числом элементов изображения (пикселов) и определяемое возможностями полупроводникового светочувствительного элемента. В 2003 г. потребительские камеры вышли на уровень разрешения свыше 5 млн. пиксел. Много это или мало? Как посмотреть. Для сравнения: разрешение человеческого глаза составляет порядка 120 млн. пиксел, а традиционные 35-мм слайды, по разным оценкам, содержат от 5 до 20 млн. элементов изображения.

Принцип действия матрицы из светочувствительных элементов состоит в возникновении электрического тока в каждом из них в ответ на падающий луч света. Этот аналоговый сигнал усиливается, преобразуется в цифровой и запоминается. Сам по себе сенсор реагирует лишь на яркость света, но не на его цветовой тон. Поэтому производителям камер приходится применять красный, зеленый и синий светофильтры, чтобы получать цветные снимки. Собственно двумерное изображение формируется путем последовательного сканирования рядов элементов матрицы.

Качество конечного изображения зависит не только от разрешения аппарата, но и от ряда других его возможностей. Так, немаловажно, насколько точно осуществляется фокусировка, вычисляется экспозиция и насколько хороши оптические характеристики объектива. Предпочтительны инфракрасный автофокус, стеклянные асферические линзы с трех-четырехкратным трансфокатором и система определения экспозиции "через линзы" (TTL).

 

 

Перспективы Цифры

 

Производители по-прежнему продолжают совершенствовать цифровые камеры. Направлений совершенствования здесь достаточно много: это и чисто технические (разрешающая способность, чувствительность, скорость записи снимка, объем памяти, характеристики оптики), и функциональные. В модели встраиваются функции цифровых плееров и диктофонов, возможность записи видеоизображений. Особое внимание уделяется плавному пересаживанию на цифру профессиональных и продвинутых фотографов: для них выпускаются модели со сменными объективами и поддерживаются линейки зеркальных фотоаппаратов. Для невзыскательной публики выпускаются элегантные мыльницы, которые скорее уже напоминают портсигары (например, линейки Casio Exilim или Samsung SCD).

В 2001 году по данным PMA среди проданных фотоаппаратов 36% составили цифровые модели (в денежном выражении эта доля еще больше). Лидерами рынка цифровой фотографии являются Sony, Olympus и HP (по убыванию), на долю которых приходится более половины рынка. Вплотную к ним примыкают Canon, Kodak и Nikon. Рынок ежегодно растет на 25-35% (хотя в 1999-2000 году этот рост составлял от 100 до 300%).

Говорить о преимуществах цифровой фотографии перед пленочной сегодня уже бессмысленно. Революция произошла на наших глазах. Вопрос только в том, сколько времени понадобится, чтобы вытеснить пленочную фотографию как в мировом масштабе, так и в России. Так стоит ли переходить на «цифру»? Частичный ответ на этот вопрос в следующей статье!

 

 

Цифра или пленка?

 

Начинающие, да и опытные фотографы в последнее время встают перед выбором. Чем снимать? Что купить цифровой аппарат или пленочный? Похожий вопрос задавали себе художники и дизайнеры когда появились компьютеры: продолжать рисовать руками от и до, заниматься аппликацией или все-таки переходить на новые технологии? Молодые и прогрессивные сразу решили в пользу второго,

 

 

причем эскизы и наброски все равно делают руками. Остальные же, испугавшись компьютеров, так и остались "на месте".

Выбор очевиден, (если учесть, что можно обойтись без компьютера, сразу отпечатав фото с камеры), тем более что цены на полупрофессиональную цифровую технику опустились до 600$. А консервативно настроенные специалисты, которых уже не так много, пусть говорят про низкое качество, про плохую глубину цвета, про ….

Мы же пройдемся по плюсам цифровой фотосъемки:

0 - Отсутствие пленки. Современных карт памяти хватает на 3000 снимков (10х15) или до 300 (30х40см)! А плохой кадр можно всегда удалить и снимать еще и еще…

1 - Скорость. Мгновенно получаем изображение, особенно в студии, если камера подсоединена к компьютеру.

2 - Качество. Качество цифровой фотографии гораздо выше, чем аналоговой. Особенно если сравнивать с фотографией, которую получили со сканера.

3 - Экологичность. Отсутствие отходов пленки, химрастворов.

4 - Творчество. Теперь можно экспериментировать с изображением тут же после съемки. Неограниченные возможности компьютерной обработки изображения привлекают художников, фотографов, как профессионалов, так и любителей.

5 - Хранение. Отсутствие потерь в качестве при длительном хранении и копировании. Цифровое хранение бессмертно в отличие от пленки или бумаги.

6 - Легкость тиражирования. Подарить фото? Элементарно. Оставьте свой email или дискету.

7 - Печать. Печатаем самые удачные кадры, а не всю пленку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: