остановка - «Святой воин»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Полноват им. И.Ф. Пермякова»

 

 

Епархиальные Рождественские образовательные чтения

«А. Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

 

Православие и образование, воспитание

 

 

Знакомство с исторической личностью как путь

становления ценностно-осознанного отношения воспитанников интерната к изучению прошлого (на примере проведенного мероприятия)

 

 

Фамилия, имя, отчество Хусаинова Лариса Ришатовна

Название места работы/учебы СОШ с. Полноват

Наименование муниципального образования Белоярский район

Наименование населенного пункта село Полноват

 

2020

Воспитание - одна из важных составляющих образовательного процесса наряду с обучением, реализация которого достигается через детское самоуправление интерната, проведение социально направленных акций, различных массовых дел, конкурсов, лекториев, встреч с интересными людьми, тренингов и экскурсий. Ценностные ориентации находят свое выражение в реализуемых нормах взаимодействия воспитанников разного возраста, законах жизни коллектива, нравственных основах межличностного общения. Многие аспекты дают положительный результат в формировании патриотизма и гражданской идентичности.

Наши воспитанники совместно с педагогами работали над историческими проектами, опираясь на источники: труды историков, фото-, видео-, аудиоматериалы, факты из их биографий; мемуары и труды исторических деятелей; события политической, военной истории, факты социальных и культурных событий и многое другое. Отмечу, что проектная деятельность (например, к Юбилею -75летию Победы в ВОв), вызывала особый интерес воспитанников. Ребята участвовали и в творческих конкурсах: проза - эссе, лирика - стихи. В этом учебном году Молданова Влада, ученица 9 класса, стала победителем сразу двух конкурсов - «Читающая семья» и «Моя Россия» к 350 -летию Петра 1, получив диплом и грамоту за первые места. Также дипломы первой степени присвоены учащимся начальной школы Лельховой Алине и Остерову Глебу за победу во Всероссийской исторической олимпиаде «Совенок – Колумб». Воспитанникам интерната нравятся мероприятия, проходящие в нетрадиционной форме - с приглашенными гостями, чаепитием и задушевными беседами.

Один из таких вечеров прошел с ребятами 5-9 классов, где они обогатили знания об А. Невском, полководце, выдающемся деятеле и святом. Рассматривали иллюстрации, слушали кантату С. Прокофьева и смотрели фрагменты патриотического фильма режиссера С. Эйзенштейна. Более подробно хочется отметить мероприятие, прошедшее в форме путешествия, на котором ребята открыли для себя Великого князя русской земли. Во время путешествия воспитанники собирали жетоны за каждый правильный ответ. В конце мероприятия члены Детсовета выявили победителя, подсчитав полученные воспитанниками жетоны.

остановка - «Святой воин»

Здесь воспитанники знакомились с личностью А.Невского на основе презентации и рассказа воспитателя. Вот фрагмент из выступления: «Святой благоверный наш Александр Невский, моли Бога о нас!» - слова обращения русского народа, Православной Церкви к своему покровителю. Такие слова можно услышать под сводами храма Богородицы – Рождественского монастыря, который находится в городе Владимире. Там более 460 лет покоились останки Александра Невского. В настоящее время там находится частица его мощей…»

Ребята отвечали на вопросы. Например, почему его причислили к лику святых? В чем секрет любви народа к А. Невскому? Воспитанники узнали, что любимой книгой Александра была «Библия», многое из которой он заучивал наизусть.

2 остановка «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Воспитанники вспоминали главные сражения А. Невского из материала уроков истории. Одно из них- Битва на реке Неве (1240 году). Еще в 1239 немцы и шведы составляли план похода на Новгород и Псков. Когда новгородцы узнали об этом, они поразились тому, что шведы хотят окрестить их как язычников в католическую веру. Через год шведское войско появилось на реке Нева на кораблях. Католические епископы были с крестом в одной руке и с мечом в другой. Об этом доложили Александру, который не стал ждать, пока придут посланные отцом Ярославом дружины, и выступил в поход. Неприятеля застали утром и атаковали шведов, которые не смогли отрезать Новгород от моря. Победа над шведами доказала русичам, что у них есть кому постоять за Родину.

Битва на Чудском Озере (1242), когда немецкие рыцари вторглись на наши земли и подошли к Пскову. И вновь войско Александра выступило в поход. Победа нашего героя спасла русский народ. Немецкое порабощение не удалось.

На этой остановке воспитанники рассматривали карты движения войск и мест сражений. Также прослушали фрагмент кантаты композитора С. Прокофьева «Александр Невский».

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,

А мёртвым - слава вечная….

Затем ребята отвечали на вопросы:

Какие чувства вызывает у тебя данный фрагмент? Почему именно эта мелодия и слова посвящены А. Невскому?

3 остановка «За горами, за морями, за дремучими лесами».

Воспитанникам предстояло выбрать из общего списка только тех, кто был современником А. Невского. В список вошли: Батый, Иван IV, Рюрик, Карл Биргер, Владимир Красно Солнышко, Владимир Мономах. Далее ребята просмотрели фрагменты фильма «Александр Невский» и ответили на вопросы: Как встречает народ Александра? Как реагирует Александр на эту встречу? Какие качества характера говорят о его поведении? 4 остановка - «Добродетели А. Невского»

Рассмотрев миниатюры, составляющие «Житие Александра Невского», ребята отвечали на вопросы и продолжали собирать жетоны. Каких добродетелей вы увидели на картине? Это любовь к книге, набожность или вера в Бога (икона Богородицы). Важны ли они для святого? Почему? Найдите на изображении Александра Невского (верхний правый угол). Кто помогает в сражении Александру Невскому? (ангелы с мечами) Почему автор изобразил победу именно так?

5 остановка – «Петербургское наследие небесного покровителя». Воспитанники знакомились с памятными местами города Санкт- Петербурга, которые связаны с именем А. Невского. Рассматривали набор открыток, где видны фотографии памятных мест. Ребята узнали, что Указ Президента о днях Воинской Славы включает и победу А.Невского (18 апреля). Далее Гришкина Екатерина зачитала отрывок из произведения К. Симонова «Ледовое побоище», а воспитатель провела последующее обсуждение (диалог с группой).

6 остановка. «Победитель исторического путешествия». Подсчет жетонов показал победителей по вопросам - ими стали Каиров Кирилл и Гришкин Алексей. Далее, ребята пили чай в дружной компании, продолжая обсуждать мероприятие.

По окончании путешествия воспитателем сказано, что перед смертью А. Невский принял монашество. Это был человек, молившийся Богу перед началом сражений. Потомки благодарны ему за защиту Отечества. Он смог оградить Святое Православие Руси от посягательства чужеземных еретиков. А сколько поистине святых русских воинов, даже не причисленных к лику святых, защищало нашу Родину во все времена. Имена их ведает Господь, а Православная Церковь поминает защитников, «на поле брани убиенных». Они воевали с именем Божиим и с молитвой в сердцах.

«И стоит Земля Русская, и будет стоять, доколе у молодёжи, у всех нынешних защитников Отчизны не иссякнет доблесть, любовь к нашему великому Отечеству, сохранится истинная вера и верность, как у наших предыдущих поколений». Пусть будет так!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: