Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва, вспомним ранее изученное произведение из раздела «Фантастика», познакомимся с девочкой Алисой, ее друзьями, узнаем о ее приключениях. Надеюсь, вы будете внимательны, активны на уроке, и вас заинтересует данное произведение. – Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово. Вопросы к кроссворду: 1. Фамилия профессора, создателя мальчика-робота. 2. Имя мальчика-робота. 3. Фамилия настоящего мальчика, на которого был похож робот. 4. Имя мальчика. 5. В каком месяце начались эти удивительные приключения? 6. Гостиница, в которой остановился профессор. 7. Фамилия автора произведения. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня мы прочтем отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Можейко – это настоящая фамилия Кира Булычёва | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
II. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией писателя | Рассказывает о творчестве Кира Булычёва, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю. Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр. Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы. – Мы прочитаем сегодня одну из таких историй | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
III. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Учитель и учащиеся читают рассказ «Кустики». – Что вы хотите сказать о прочитанном рассказе? – Какой представили себе Алису? – Чем вас привлекает эта девочка? – От чьего имени ведется рассказ? Назовите остальных героев рассказа. – Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряженным? | Работают с толковым словарем. Космокатер – катер, на котором можно путешествовать в космосе. Иллюминатор – герметично закрывающееся (обычно круглое) окно на корабле, в само- лете. Кают-компания – общее помещение для пассажиров или команды судна, служащее столовой, местом отдыха, занятий. Отсек – изолированное от других отделений корабля, самолета какое-либо помещение специального назначения. Бархан – песчаный наносный холм в степях, пустынях. Ложбина – неглубокий овраг с пологими склонами. Трюм – внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используемое для размещения груза, котлов, двигателей. Зачарованно – покоренный чарующим действием кого-либо, чего-либо. Огнемет – прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жид- кости. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Алиса Селезнёва – девочка из будущего, любит животных, ее папа – космозоолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей Галактике | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
IV. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – О каком приключении Алисы вы прочитали? – В чем необычность, фантастичность всего произошедшего? – От чьего имени ведется рассказ? Докажите. – Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер? – Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните – Охарактеризуйте Алису. Какой она была? – Где нашли растения? Как они выглядели? –Что услышали герои? – Кто такой Зелёный? – Откуда доносилось пение? Что это предвещало? – Что же испугало механика Зелёного? – Как изменились кустики? – Как повели себя люди? Как повели себя растения? – Как удалось усмирить растения? – Как Алиса догадалась, что им нужно? – В чем фантастичность этой истории? Что близко к действительности? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собесед- ника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить краткий пересказ произведения. Подготовиться к сочинению на тему «Моя любимая книга» (желательно принести книгу на урок) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Захотелось ли прочитать книгу целиком? Нравится ли вам фантастическая литература? Произведения каких писателей-фантастов вы читали? – Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока? – Что бы еще хотели сделать на уроке? О чем прочитать? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |