| Этап урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
| Формируемые способы деятельности учащегося
|
| I. Сообщение темы урока. Определение целей урока
| Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва, вспомним ранее изученное произведение из раздела «Фантастика», познакомимся с девочкой Алисой, ее друзьями, узнаем о ее приключениях. Надеюсь, вы будете внимательны, активны на уроке, и вас заинтересует данное произведение.
– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.
Вопросы к кроссворду:
1. Фамилия профессора, создателя мальчика-робота.
2. Имя мальчика-робота.
3. Фамилия настоящего мальчика, на которого был похож робот.
4. Имя мальчика.
5. В каком месяце начались эти удивительные приключения?
6. Гостиница, в которой остановился профессор.
7. Фамилия автора произведения.
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня мы прочтем отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв
| Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
– Можейко – это настоящая фамилия Кира Булычёва
| Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
| II. Подготовка к восприятию произведения.
Знакомство с биографией писателя
| Рассказывает о творчестве Кира Булычёва, свой рассказ сопровождает показом его портрета.
– Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю. Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр. Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы.
– Мы прочитаем сегодня одну из таких историй
| Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя. Задают вопросы о его творчестве
| Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
|
| III. Работа над содержанием текста.
Работа с толковым словарем.
Первичное чтение произ-ведения
| Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Учитель и учащиеся читают рассказ «Кустики».
– Что вы хотите сказать о прочитанном рассказе?
– Какой представили себе Алису?
– Чем вас привлекает эта девочка?
– От чьего имени ведется рассказ? Назовите остальных героев рассказа.
– Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряженным?
| Работают с толковым словарем.
Космокатер – катер, на котором можно путешествовать в космосе.
Иллюминатор – герметично закрывающееся (обычно круглое) окно на корабле, в само- лете.
Кают-компания – общее помещение для пассажиров или команды судна, служащее столовой, местом отдыха, занятий.
Отсек – изолированное от других отделений корабля, самолета какое-либо помещение специального назначения.
Бархан – песчаный наносный холм в степях, пустынях.
Ложбина – неглубокий овраг с пологими склонами.
Трюм – внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используемое для размещения груза, котлов, двигателей.
Зачарованно – покоренный чарующим действием кого-либо, чего-либо.
Огнемет – прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жид- кости.
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
– Алиса Селезнёва – девочка из будущего, любит животных, ее папа – космозоолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей Галактике
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
|
| IV. Повторное чтение и анализ произведения
| Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– О каком приключении Алисы вы прочитали?
– В чем необычность, фантастичность всего произошедшего?
– От чьего имени ведется рассказ? Докажите.
– Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
– Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните
– Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
– Где нашли растения? Как они выглядели?
–Что услышали герои?
– Кто такой Зелёный?
– Откуда доносилось пение? Что это предвещало?
– Что же испугало механика Зелёного?
– Как изменились кустики?
– Как повели себя люди? Как повели себя растения?
– Как удалось усмирить растения?
– Как Алиса догадалась, что им нужно?
– В чем фантастичность этой истории? Что близко к действительности?
| Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения
| Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собесед- ника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону
|
| V. Домашнее задание
| Объясняет домашнее задание.
Подготовить краткий пересказ произведения. Подготовиться к сочинению на тему «Моя любимая книга» (желательно принести книгу на урок)
| Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
| Сохранять учебные задачи
|
| VI. Итог урока. Рефлексия
| Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Захотелось ли прочитать книгу целиком? Нравится ли вам фантастическая литература? Произведения каких писателей-фантастов вы читали?
– Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока?
– Что бы еще хотели сделать на уроке? О чем прочитать?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
| Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
|