Право: понятие, нормы, отрасли




Практическое занятие 2

Право: понятие, его функции и формы реализации

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т. д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д„организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т. п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д. В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях — основных направлениях воздействия права на общественные отношения и поведение людей. С помощью понятия «функция права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции. Здесь право действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Выделяются следующие общесоциальные функции права:

экономическая — устанавливает «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т. п.;

политическая — закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и проч.;

воспитательная — отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения;

коммуникативная — выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами;

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

Формы реализации функции права. Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда можно сделать вывод, что функции права имеют механизм реализации вовне. Он состоит из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. д.).

Функция права — это правовое воздействие, которое осуществляется в трех формах: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную, правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие — противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники и др.

Правовая информированность как форма реализации функций права имеет огромное значение, которая необходима для повышения уровня правовой информированности граждан о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях и т. д. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды, когда идет интенсивное обновление законодательства.

Следующей формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания правовых норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовность к совершенствованию действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок, с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан — с другой. Правовые установки подразделяют на позитивные (побуждающие к правомерному поведению, в том числе к правовой активности граждан) и негативные (побуждающие к противоправному поведению). Существующие две группы правовых установок находятся в неразрывной связи с двумя видами правовых ориентаций. Так, установки, побуждающие к правомерному поведению, в совокупности образуют правовую ориентацию, а установки, побуждающие к противоправному поведению, — негативную правовую ориентацию. Задачей ориентационного воздействия права является формирование позитивных правовых ориентиров.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование, поскольку оно для права является специфическим, непосредственно юридическим воздействием и осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования. Реализация функции права в рамках этой формы состоит из выяснения следующих принципиальных положений: условий эффективности регулирования; процесса правового регулирования; социальных результатов регулирования.

 

Литература:

 

Хабибулин А. Г. Теория государства и права. Москва. 2015.

 

Нормы права и их виды

Норма права представляет собой особую разновидность социальных норм. Как и другие социальные нормы, например, моральные, этические и т.п., правовые нормы регулируют общественные отношения, упорядочивают их и предлагают вариант общественно полезного поведения, который поддерживается мерами социального принуждения. Являясь специфическим регулятором общественных отношений, право в то же время выступает их дополнительным регулятором, оно возникает, когда другие регуляторы по разным причинам не могут эффективно регулировать соответствующие отношения.

Специфическая сфера регулирования права подразумевает, что оно создает собственно-юридические явления, институты, дефиниции. Так, законодательство создает субъекты права, наделяет органы государственной власти функциями, устанавливает регистрационные и судебные процедуры, формы документов и т.п. Право базируется на нормах морали, религии, человеческого общежития, этики, этикета. Нормы права могут содержать предписания, идентичные предписаниям других регулятивных систем, но как только предписание становится правовым, его содержание облекается в форму, соответствующую правилам юридической техники, и оно уже функционирует именно как юридическое правило. Норма права содержится в формах права, его источниках. Традиционно указывается, что нормы права устанавливаются в государственных документах - нормативных правовых актах. Однако правовые нормы могут содержаться в нормативных договорах, прецедентах, правовых обычаях, общепризнанных принципах международного права и в других формах.

Нормы права весьма разнообразны, и необходимо разбить их на группы для упорядочения и возможности их анализа и применения. Такая классификация может быть произведена по различным основаниям. По функциональной роли в механизме правового регулирования выделяют исходные правовые нормы и нормы - правила поведения. Отличительным признаком исходных норм является их общий характер, высокая степень абстрагирования. Они разделяются на нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала представляют собой предписания, закрепляющие устои государственного строя, основы социально-экономической, политической, государственной жизни общества.

Нормы-принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Так, например, в Конституции РФ нашел закрепление принцип презумпции невиновности (ст. 49): каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Установочные нормы представляют собой предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования. Современное законодательство изобилует общими предписаниями. Практически каждый закон, в первую очередь - кодекс, содержит статьи, закрепляющие цели и задачи

соответствующей отрасли права. Например, статья 2 Уголовного кодекса РФ устанавливает задачи соответствующей отрасли законодательства: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Нормы-дефиниции - это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий. Так, в Гражданском кодексе РФ сформулированы определения сделки, имени гражданина, юридического лица и многие другие. Так же статьей 14 Уголовного кодекса РФ сформулировано определение преступления: преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Нормы - правила поведения указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителю. В результате такого целенаправленного регулятивного действия нормы - правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение это отношение приобретает правовой характер, а его участники становятся субъектами данного правоотношения. Этим исходные правовые нормы получают логическое развитие и материализацию в нормах - правилах поведения, которые не однородны и разделяются на виды по разным основаниям.

По степени общности и объему (сфере) действия нормы права делятся на общие и специальные. Общие нормы - это предписания, которые присущи общей части любой отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и межотраслевое значение. Например, нормы, характеризующие столь большой межотраслевой институт, как институт собственности, носят общий характер. Специальные нормы - это предписания, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие нормы, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) выделяют нормы гражданского, уголовного, трудового и иных отраслей права. В свою очередь отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные, и различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что», а вторые - «как». Материальные нормы непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. С их помощью описываются свойства предметов, объекты и субъекты правоотношения. Процессуальные нормы носят организационно-процедурный, управленческий характер. Они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к материальным процессуальные нормы всегда носят производный, вторичный характер.

По методу правового регулирования выделяют императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Так, например, исходные нормы всегда императивны. Императивными будут нормы, содержащие слова «обязан», «должен», «необходимо». Они категорически формулируют единственный вариант поведения субъектов права. Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях. Если они не воспользуются дозволениями, то им предписывается обязательный вариант поведения. Диспозитивные, в свою очередь, делятся на поощрительные и рекомендательные нормы. Они могут быть поощрительными или рекомендательными, если законодатель проявляет интерес к поведению субъектов и пытается стимулировать, направлять их деятельность.

Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый обществом и государством, полезный для них вариант поведения субъектов. Это поведение может выражаться в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования. Поощрительные нормы права оказывают стимулирующее воздействие на самые разнообразные виды деятельности. Особенность их содержания состоит, прежде всего, в закреплении в них заслуги. Заслуга устанавливается за добросовестное и точное выполнение субъектами возложенных на них юридических и общественных обязанностей либо за совершение участниками общественных отношений деяний, не предусмотренных правовой нормой, но полезных для государства и которые превосходят обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, функционирования общественных отношений.

По форме выражения предписания выделяют управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Оперируют данные нормы словами «вправе», «может», «имеет право». Эти нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении субъектами права выбрать вариант правомерного поведения. Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте норм словами «обязан», «должен», «необходимо». Запрещающие нормы требуют воздержаться от названного в них варианта поведения, которое законом

 

Литература:

 

Бошно С.В. Норма права: понятия, свойства, классификация и структура. Право и современные государства. 2014

 

 

Источники права

 

В каждой правовой системе мира преобладают свои определенные источники права. Для англосаксонской правовой системы характерным источником является правовой прецедент, в романо-германской правовой системе в качестве источника права преобладает нормативный правовой акт, в мусульманской правовой системе - религиозные памятники.

В литературе дается классификация источников права, в которой подразделяются

источники права на определенные виды по различным критериям. По форме внешнего выражения правовых норм выделяют следующие источники права: правовой обычай; нормативный правовой акт; судебный прецедент; договор нормативного содержания. Кроме данных источников по форме внешнего выражения правовых норм признаются: международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права, юридическая доктрина, юридическая наука, принципы права, религиозные тексты, естественное право.

Перечисленные источники можно классифицировать и по другим критериям. В частности, различают официальные источники права (нормативные правовые акты, судебный прецедент, договор нормативного содержания) и неофициальные источники (правовой обычай, юридическая наука, принципы права); письменные источники права (нормативные правовые акты, правовой прецедент) и неписьменные (правовой обычай); прямые источники права (договор нормативного содержания, международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права) и косвенные источники права (акты применения права, принципы права).

Основываясь на данной классификации источников права, можно сгруппировать их по субъектам, устанавливающим правовые нормы, в следующие виды: а) правовой обычай; б) нормативный правовой акт; в) судебный прецедент; г) договоры нормативного содержания; д) принципы права и юридическая доктрина; е) религиозные памятники; ж) естественное право.

Правовой обычай является одним из древних источников права и признавался как самостоятельный вид действующего права. Под правовым обычаем или обычным правом понимаются фактически сложившиеся в течение длительного времени в результате многократного повторения правила, регулирующие

общественные отношения в определенной сфере, которые признаются обществом и государством в качестве общеобязательных норм права.

Нормативный правовой акт — это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих либо их отмену.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет Конституция, на основе которой издаются другие законы и иные нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Судебный прецедент — это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела, в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент — один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.

Нормативный договор — соглашение между сторонами, направленное на установление официальных юридических правил, например, международный договор, коллективный договор между предпринимателем и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания — это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов.

Принцип права — основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, возмещение причиненного вреда и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно- правовых договорах.

Правовая доктрина — это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на груды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина. В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на них при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.

 

Литература:

 

Обухова О.В. Правоведение. 2009.

 

Болгова О.С. Основные источники права. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009

Отрасли и система права

Система права – это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой – их специализацию.

Отрасль права – это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы – определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс. Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.

Отрасли права классифицируют па следующие основные виды:

· — регулятивные (гражданское, трудовое право и др.) и охранительные (уголовное, уголовно-процессуальное, административное право и др.);

· — материальные (гражданское, уголовное право и др.) и процессуальные (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.);

· — профилирующие, или базовые (конституционное, гражданское и гражданско-процессуальное, уголовное и уголовно-процессуальное, административное право), специальные (трудовое, земельное, семейное право и др.) и комплексные (предпринимательское, экологическое право и др.);

· — частное право (гражданское, международное частное, предпринимательское право) и публичное (уголовное, уголовно-процессуальное, административное право и др.).

Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной и судебной.

Важнейшим признаком публичного правоотношения является участие в нем хотя бы на одной из сторон такого субъекта, который действует в данном отношении в качестве агента публичной власти — носителя публичной функции. Такими субъектами могут быть государство (Российская Федерация), субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти или органы местного самоуправления, должностные лица, а также иные субъекты, наделенные в силу закона публичными функциями. Отраслями публичного права являются:

· — международное публичное право;

· — конституционное право;

· — административное право;

· — финансовое право;

· — уголовное и уголовно-процессуальное право и др.

Для публичного права характерны следующие черты: а) императивность норм; б) направленность на удовлетворение публичных, общественных интересов; в) иерархичность отношений субъектов публичных отношений;

г) односторонний характер волеизъявления субъектов; д) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц; е) наличие санкций преимущественно штрафного (карательного) характера.

Частное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения в имущественной деятельности и в личных отношениях.

Частное право защищает частный интерес личности, обеспечивает его свободную самореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между отдельными лицами, фирмами, предприятиями. Частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, т.е. непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.

Любые формы государственно-властного воздействия на вступление в частноправовые отношения, ограничение гражданской правоспособности и дееспособности запрещаются законом и влекут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

В частное право включаются такие отрасли права, как:

· — гражданское право;

· — семейное право;

· — международное частное право;

· — банковское право;

· — трудовое право;

· — торговое право (в тех странах, где существует такая отрасль) и др.

Частному праву присущи следующие особенности: а) равенство субъектов правоотношений; б) диспозитивное содержание правового регулирования; в) свобода волеизъявления субъектов при реализации своих прав;

· г) направленность на удовлетворение личных и корпоративных интересов;

· д) правовосстановительные санкции; с) персональная ответственность по своим обязательствам и действиям.

Разграничение права на публичное и частное условно: в публичном праве часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Семейные,

имущественные отношения, будучи классической сферой частного права, не могут не иметь публичного характера и не отражать общественный интерес. Между тем государственная власть разрешает публичные дела, в том числе и в интересах частных лиц.

 

Литература:

Альбов А.П., Николюкин С.В. Теория государства и права. Москва. 2013

 

 

Правоотношение. Юридический факт

Правоотношение - это общественное отношение, урегулиро­ванное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение - это:

1. общественное отношение, представляющее собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами и возни­кающее на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

1. связь между лицами посредством их субъективных прав и юридических обязанностей;

2. волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум, хотя бы с одной стороны);

3. отношение, возникающее по поводу реального блага, в связи, с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

4. отношение, охраняемое и обеспечиваемое государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру: субъект; объект; субъективное право и юридическая обязанность, составляющие юридическое содержание правоотношения.

Субъекты правоотношений - это их участники, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обя­занностями.

Правоотношения представляют собой устойчивые правовые связи, но отнюдь не статичные. Они возникают, развиваются и прекращаются при наличии определенных обстоятельств (например, рождение ребенка порождает для родителей правоотношения по его воспитанию, содержанию).

Основанием возникновения правоотношения являются юридические факты - фактические жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение (развитие) и прекращение правоотношений.

Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. От наличия или отсутствия соответствующего юридического факта зависит признание или непризнание права или обязанности определенного субъекта. Вот почему в работе юриста важное значение имеет всестороннее исследование и правильное установление юридических фактов, что позволяет уяснить, какое именно правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и обязанности должны быть у его участников. Например, совершение преступления - это юридический факт, который порождает уголовно-правовые отношения между лицом, совершившим преступление, и компетентным должностным лицом.

Юридические факты подразделяются по их связи с индивидуальной волей субъекта на две группы: события и действия.

События - это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение или смерть человека, стихийные явления).

Деяния - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

С точки зрения законности все действия подразделяются на правомерные и неправомерные (правонарушения).

Правомерные действия - это такие юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты - это такие правомерные действия, которые специально совершаются людьми с целью вступления их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи (возникают имущественные правоотношения).

Юридические поступки - это правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия. Например, гражданин написал письмо в газету с целью решения экологической проблемы района. После публикации письма у гражданина появляется право авторства на эту публикацию, хотя такой цели при написании письма он не преследовал.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т.е. совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения пенсионного правоотношения нужны достижение определенного возраста, наличие трудового стажа и решение органов социального обеспечения о назначении пенсии). Нередко нормы права связывают юридические последствия не только с наличием того или иного обстоятельства, но и с его отсутствием. Типичным примером такой связи служит неисполнение обязанности, которое выступает основанием возникновения процессуального отношения в целях защиты нарушенного права. Факты, свидетельствующие об отсутствии каких-либо обстоятельств или действий, в юридической науке называются отрицательными.

 

Литература:

 

Мухаев Р.Т. Правоведение. Москва 2013.

 

Задание 1

 

1. Дозволяющая диспозиция

 

Статья 26 п. 2 Конституции РФ: Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

 

2. Запрещающая диспозиция

 

Статья 29 п. 2 Конституции РФ: Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

 

3.Обязывающая диспозиция

 

Статья 57 Конституции РФ: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

 

Задание 2

 

 

понятия определения пример


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: