Тема: Численность, динамика и размещение населения мира
Цель: Рассмотреть динамику численности населения; Сформировать понятие «естественное движение населения», «демографическая политика; Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
Ход занятия
Организационный момент
- Наличие студентов;
- Готовность студентов к занятию;
- Сообщение темы и целей занятия, установка деятельности студентов на уроке.
План занятия
1. Численность населения мира
2. Понятие о воспроизводстве
3. Виды воспроизводства
Изучение новой темы
Динамика численности населения.
Этнология (от греч. ейтох - темя, народ), то же, что этнография, -наука о происхождении народов (этносов), изучающая их характерные особенности, быт, культуру, взаимоотношения друг с другом, которые определяются этническими процессами.
Демография (от греч. йетох - народ и §гарЬо - пишу) - наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т. д.
С начала XIX века в мире было более 2 тысяч переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. В 1975-1984 годах (эти годы ООН объявила десятилетиями переписи населения) 191 страна провела перепись (охва-чено было 95% мирового населения).
На сегодня: в Китае естественный прирост на 1000 жителей - 20 чело-зек, в Индии естественный прирост на 1000 жителей - 32 человека.
К 2050 году население Индии возрастет до 1591 млн человек (прогноз), а в Китае - до 1554 млн человек, на 3-м месте будет Нигерия, на --м - Пакистан, на 5-м месте - США.
Типы воспроизводства населения.
Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.
- Понятие: под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Рождаемость, смертность, естественный прирост населения - это биологические процессы.
1-й тип воспроизводства населения - простой, для него характерны: невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. (Этот способ получил распространение в экономически развитых странах Европы и Северной Америки).
Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:
- высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей);
- высокий уровень урбанизации - 75%, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже);
- изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;
- увеличение доли старших возрастов — «старение нации» (в Великобритании, Франции и др.), уменьшение возраста молодых;
- последствия войн и военных конфликтов, терроризм;
- производственный травматизм; техногенные катастрофы: автомобильные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней, в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек; несчастные случаи;
- смертность от болезней (СПИД, рак и т. д.);
- природные катастрофы.
- Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым»;ии близким к нему естественным приростом или с отрицательным приростом, т. е. такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией или демографическим кризисом.
- Понятие. Депопуляция (от франц. ёероршайоп) - уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.
2-й тип воспроизводства населения -расширенный, для него характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. (Преимущественно в странах Азии, Африки и Латинской Америки.)
Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:
- низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства (развивающиеся страны);
- невысокий уровень урбанизации - 41% (в сельской местности рождаемость выше);
- своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
- подневольное положение женщин, ранние браки;
- использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;
- запреты по планированию семьи в мусульманских странах.
(При работе использовать таблицу 11 в приложениях, с. 341, и дополнительные главы к учебнику, 10 класс, В. П. Максаковского. Таблица 24, с. 67.)
3. Средняя продолжительность жизни (на 1995 г):
- максимальная - в Японии - 80 лет; в Швеции - 79 лет;
- минимальная - в Гвинее-Бисау - 38 лет, Руанде - 39 лет. В России - 69 лет.
На качество населения оказывает влияние средняя продолжительность жизни, зависящая от комплекса факторов:
- экономических;
- социальных;
- культурных;
- экологических.
Вопрос: Как объяснить это комплексное понятие?
Задание: работа студентов с текстом учебника, с. 7; 59.
Средняя продолжительность жизни - ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая определятся с помощью расчетов, основанных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, труда, быта; измеряется числом лет.