Раздел II. Числа от 1 до 1 000
Урок 52
Тема: Путешествие 4. Лыжная прогулка
Цели: 1. Создать мотивацию к знакомству с нумерацией трёхзначных чисел.
2. Использовать набор задач четвёртого «путешествия» для самоанализа и создания проблемной ситуации к изучению материалов четвёртого модуля.
3. Развивать представления о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «математика».
4. Изучать вопросы нумерации на числовом концентре в пределах 1 000.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. (Ответ задания № 8, с. 4: Алиса отправила больше всего радио- грамм. Профессор Селезнёв отправил меньше всего радиограмм). 3. Индивидуальная работа. (Можно использовать диск 1С\ «Игры и задачи» 1-4 кл. Математика. Чтение и запись информации на языке математики. Работа с числами в пределах 1000 и обыкновенные дроби. Действия с единицами времени). | Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
II. Формулирование темы и целей урока. | - Наш учебник – необычный. Предлагаемые задания показывают нам, как важна математика в жизни.
Наше следующее путешествие называется «Лыжная прогулка».
А разве на лыжной прогулке нужна математика?
- Прочитайте вступительный текст.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться в следующем разделе математики?
![]() | 3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. |
III. Создание проблемной ситуации. | 2 4 5 2
Фронтальная работа.
- Давайте познакомимся со всеми заданиями путешествия. Прочитайте все предлагаемые задачи.
- Знакомы ли вам такие задачи? Решали мы похожие задачи?
1. Задача № 1, с. 5.
- Рассмотрите диаграмму.
- Какие числовые данные вы нашли?
- Как это показано на диаграмме?
- Ответьте на поставленные вопросы.
2. Задача № 2, с. 5.
-Прочитайте задачу.
- Составьте план решения задачи.
- Какие данные нам ещё помогут? (Данные диаграммы).
- Попробуйте ответить на вопросы этой задачи.
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
-- Оцените свою работу.
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
3. Задача № 3, с. 6.
-Прочитайте задачу.
- Составьте план решения задачи.
- Что вызывает затруднение?
(Как узнать сумму имеющихся денег?)
4.
- Чего мы ещё не умеем?
- Как вы думаете, что будем изучать в этом разделе?
![]() | 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; ТОУУ 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; |
IV. Выбираем задания и тренируемся. | 5 2 3 3 - Какие задачи можно ещё выбрать для решения на уроке или дома? Задание № 9, с. 6. Комментарий. Прежде всего, заметим, что имеется решение, одинаковое для любых шести цифр. Если цифру обозначить звёздочкой, то оно имеет вид: (*** – **): * = 100. Для конкретных цифр, скажем: (222 – 22): 2 = 100; (777 – 77): 7 = 100; (999 – 99): 9 = 100 и т.д. Кроме этого, для некоторых цифр имеются и другие решения: Шесть единиц: 2-й способ (111 – 11) · 1 = 100 3-й способ 111 – 11 · 1 = 100 4-й способ 111 – 11: 1 = 100 5-й способ (11 – 1) · (11 – 1) = 100 Шесть четвёрок: 2-й способ (4 + 4 · 4) · (4 + 4: 4) = 100 Шесть пятёрок: 2-й способ 55 + 55 – 5 – 5 = 100 3-й способ (55 – 5) · (5 + 5): 5 = 100 4-й способ (5 + 5) · (5 + 5) + 5 – 5 = 100 | 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
V. Итог урока. | - Какую цель мы ставили сегодня на уроке? - Какие задачи решали? - Чему научились? - Всё ли получалось? - Чему будем учиться на следующих уроках? | Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; |
VI. Возможное домашнее задание. | Дидактический материал, с. 20, задача № 1, 7. | 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |