Подбор антонимов к словам




Материалом исследования служат следующие слова:

Друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий, медленно, высоко, близко.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся подобрать к каждому слово – слово «наоборот», т.е. слово - «неприятель».

Подбор антонимов к слову в контексте

Материалом исследования служат следующие словосочетания: холодный зимний день; холодный день; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле; холодная вода.

Инструкция: Ребенку дается следующая инструкция: «Замени в словосочетаниях слово «холодный» словом «наоборот».

Уровни выполнения заданий на подбор антонимов

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

Объяснение значения слова

Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщающими понятиями (овощи, фрукты, цветы, насекомые, дерево, посуда, мебель, одежда, обувь, животные); 10 существительных конкретного значения (свекла, яблоко, астра, паук, береза, тарелка, стол, шуба, туфли, кошка); 10 прилагательных (высокий, маленький, желтый, короткий, длинный, тяжелый, круглый, легкий, низкий, большой); 10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).

Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента экспериментатор говорит ребенку: «Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову». Далее экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» (о существительных), «Какой это?» (о прилагательных), «Что значит?»(о глаголах).

Добавление одного общего слова к двум словам

Материалом исследования служат пары слов и вопросы: фрукты – овощи (какие?), снег и простыня (какие?), дерево – цветы (что делают?), кошка – собака (что делают?), тарелка – кружка (что делают?), дождь – снег (что делают?), сидит – стоит (кто?), льется – журчит (что?), шумит – дует (что?), светит – греет (что?), одевается – обувается (кто?), растет – зеленеет (что?).

Процедура и инструкция. Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе два слова и задам вопрос. А ты назови одно слово, которое подходит к этим двум словам».

Уровни выполнения заданий

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

Дополнение к глаголу (исследование валентности глагола)

Материалом исследования служат глаголы: сидит, растет, светит, кладет, умывается.

Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову «сидит» и т.д.

Задача Л.С. Выготского на переименование предметов

Процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы:

а) Почему собаку назвали собакой?

б) Можно ли корову назвать собакой?

в) Назовем корову собакой, а собаку коровой?

1) Есть ли у собаки рога?

2) Дает ли корова молоко?

3) Кто больше: корова или собака?

4) Что делает корова, когда голодна?

Дополнение предложения словом

Материалом исследования служат следующие фрагменты предложений:

Дверь открывают …. Из чайника идет …. Солнце светит …. У мальчика воздушный …. Лимон желтый, а помидор …. Фрукты моют, а белье …. Пилой пилят, а топором …. Яйцо овальное, а шар …. Кофта шелковая, а шуба …. Лимон кислый, а мед …. Горчица горькая, а соль …. Молоко жидкое, а сметана ….

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку закончить предложение одним словом.

Уровни выполнения заданий

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

Оценка результатов:

Результаты оцениваются в количественном и качественном отношении. Подсчитывается количество правильных ответов и процент от общего количества предъявленных слов определенной части речи по следующей формуле:

Т=Р/М* 100%, где

Т – процент ошибок,

Р – общее количество ошибок данного вида,

М – общее количество предъявленных слов.

После чего проводится качественный анализ допущенных детьми ошибок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: