Дополните свои предложения по созданию условий для творческой педагогической деятельности.




Тема: Проблема творчества в педагогической деятельности

Контрольные вопросы и задания

Известные педагоги о педагогического творчестве. Кто из них, по Вашему мнению, наиболее точно и ёмко высказался о педагогического творчестве? Объясните.

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.

Наиболее точно, по моему мнению, высказался о педагогической деятельности В. А. Сухомлинский. Он выделил 3 слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Я согласна, что педагогическое творчество основывается именно на этих трех составляющих. Они полностью взаимосвязаны между собой. Нельзя обучать детей без каких-либо собственных знаний и, в целом, без теории (связь с наукой). Нельзя безграмотно давать детям информацию, при этом, не разъясняя ее (связь с мастерством). И без искусства педагогический процесс абсолютно не возможен, так как каждый день педагогу приходится придумывать все более новые, необычные и современные методы, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Сухомлинский также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством.

Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).

Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:

1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;

2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»); 3) специфические профессиональные эмоции;

4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;

5) присутствие творческого элемента.

 

На какие признаки и критерии педагогического творчества Вы, больше всего, обратили внимание. Объясните почему.

Больше всего я обратила внимание напризнаки и критерии педагогического творчества (по Коджаспировой Г.М). Они предполагают:

- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

-умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

- способность к самосовершенствованию и самообразованию;

-разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

Я считаю, что это, действительно, правильные критерии педагогического творчества, так как у педагога должны быть глубокие знания в разных сферах, способность к самосовершенствованию и развитию, креатив в области создания новых методик.

Дополните свои предложения по созданию условий для творческой педагогической деятельности.

Для педагога источниками творчества могут быть:

· Изучение опыта коллег;

· Чтение научной литературы;

· Вопросы детей, которые педагог анализирует дома;

Что касается условий, то ими могут быть:

· Нравственно - психологический климат коллектива, атмосфера в коллективе;

· Стимулирование к нестандартным решениям (организация различных конкурсов, мероприятий);

· Обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информативности;

· Наличие свободного времени, которое позволит «пополнить свой багаж знаний»;

· Творческие дискуссии с коллегами;

· Изучение новых воспитательных программ.

4.Достаточен ли перечень условий, мешающих проявлению творчества? Обоснуйте и предложите свои варианты.

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

К условиям, мешающим проявлению творчества можно отнести:

· несобранность, лень;

· незаинтересованность в работе;

· болезни;

· нестабильное психическое состояние;

· вредные привычки;

· работа без режима;

· неумение организовать свое время;

· негативные качества характера мышления.

Это все внутренние барьеры, но помимо внутренних существуют еще и внешние барьеры:

· неудобная среда (например, помещение);

· посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

· плохой психологический климат в коллективе;

· неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

· стереотипы мышления;

· страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

· слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;

· одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;

· страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

 

Я думаю, что список достаточно полный, но сюда можно еще отнести: отсутствие обратной связи от детей, отсутствие поддержки твои идей в коллективе или администрацией учебного учреждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: