Тема: Проблема творчества в педагогической деятельности
Контрольные вопросы и задания
Известные педагоги о педагогического творчестве. Кто из них, по Вашему мнению, наиболее точно и ёмко высказался о педагогического творчестве? Объясните.
На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.
Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.
Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.
Наиболее точно, по моему мнению, высказался о педагогической деятельности В. А. Сухомлинский. Он выделил 3 слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Я согласна, что педагогическое творчество основывается именно на этих трех составляющих. Они полностью взаимосвязаны между собой. Нельзя обучать детей без каких-либо собственных знаний и, в целом, без теории (связь с наукой). Нельзя безграмотно давать детям информацию, при этом, не разъясняя ее (связь с мастерством). И без искусства педагогический процесс абсолютно не возможен, так как каждый день педагогу приходится придумывать все более новые, необычные и современные методы, с помощью которых можно заинтересовать детей.
|
Сухомлинский также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством.
Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).
Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:
1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;
2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»); 3) специфические профессиональные эмоции;
4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;
5) присутствие творческого элемента.
На какие признаки и критерии педагогического творчества Вы, больше всего, обратили внимание. Объясните почему.
Больше всего я обратила внимание напризнаки и критерии педагогического творчества (по Коджаспировой Г.М). Они предполагают:
- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
-умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
- способность к самосовершенствованию и самообразованию;
-разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;
Я считаю, что это, действительно, правильные критерии педагогического творчества, так как у педагога должны быть глубокие знания в разных сферах, способность к самосовершенствованию и развитию, креатив в области создания новых методик.
Дополните свои предложения по созданию условий для творческой педагогической деятельности.
|
Для педагога источниками творчества могут быть:
· Изучение опыта коллег;
· Чтение научной литературы;
· Вопросы детей, которые педагог анализирует дома;
Что касается условий, то ими могут быть:
· Нравственно - психологический климат коллектива, атмосфера в коллективе;
· Стимулирование к нестандартным решениям (организация различных конкурсов, мероприятий);
· Обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информативности;
· Наличие свободного времени, которое позволит «пополнить свой багаж знаний»;
· Творческие дискуссии с коллегами;
· Изучение новых воспитательных программ.
4.Достаточен ли перечень условий, мешающих проявлению творчества? Обоснуйте и предложите свои варианты.
Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.
К условиям, мешающим проявлению творчества можно отнести:
· несобранность, лень;
· незаинтересованность в работе;
· болезни;
· нестабильное психическое состояние;
· вредные привычки;
· работа без режима;
· неумение организовать свое время;
· негативные качества характера мышления.
Это все внутренние барьеры, но помимо внутренних существуют еще и внешние барьеры:
· неудобная среда (например, помещение);
· посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);
· плохой психологический климат в коллективе;
· неадекватная (заниженная) оценка деятельности.
· стереотипы мышления;
· страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
· слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;
· одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
· страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Я думаю, что список достаточно полный, но сюда можно еще отнести: отсутствие обратной связи от детей, отсутствие поддержки твои идей в коллективе или администрацией учебного учреждения.