(Быт 8:18-22; 1 Кор 7:29-31;
Мк 10:2-16 )
Так или иначе, но все сегодняшние чтения касаются одной из десяти заповедей, которые Господь даровал народу Своему Израилю, через Моисея на горе Синай. Эта заповедь: не прелюбодействуй.
Казалось бы, всего одно слово с отрицательной частицей не, но содержит оно важный и глубокий смысл. Даже уже то, что каждый из нас имеет непосредственное отношение к данной заповеди, указывает на ее значимость. Ведь мы все являемся чьими-то мужьями или женами, а если и нет, то сыновьями или дочерями точно являемся, а это уже семейная последовательность – отец и мать – они же муж и жена. Как видно, шестая заповедь: не прелюбодействуй, имеет свое основание уже в четвертой: почитай отца твоего и мать твою. Но в первую очередь, значимость каждой заповеди зависит от того, что их заповедал Сам Бог, заповедал не ради удовлетворения Своих капризов, но что мы, исполняя их, жили, как говорится, долго и счастливо. Помните, как звучит обещание Божье, прикрепленное к вышеупомянутой, четвертой заповеди: почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо и долголетен будешь на земле. И если существует столь непосредственная связь между четвертой и шестой заповедями, то и обещание Божье распространяется и на повеление не прелюбодействуй. Впрочем, Божье обетование касается каждой заповеди, как говорит Господь через пророка Иезекииля:
Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню,
и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них;
(Иез 20:10,11)
Но людям почему-то кажется, что Бог, наверное, пошутил. Вот и сегодняшнее евангельское чтение указывает нам на что-то похожее:
|
Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
(Мк 10:2)
Зачем фарисеи задают этот вопрос? Они что не знали на него ответ? Прекрасно знали, о чем свидетельствует следующая часть разговора:
Иисус сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
(Мк 10:3,4)
Вот и все. Фарисеи заведомо знали ответ, поэтому совершенно очевидно, что преследовали они другие цели, а именно: уловить Его в слове (Мк 12:13), что будет видно далее в Евангелии. Этот вопрос по смыслу похож на вопрос о подати:
Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
(Мк 12:14)
Скажи Христос нет, Его бы обвинили в мятеже против кесаря, скажи да – в предательстве и неверности Богу.
Так и здесь, если бы Иисус сразу ответил: нет, нельзя разводится, то был бы признан противником Торы Моисея, ну а если бы ответил: да, позволительно, то был бы признан противником заповедей Божьих. Поэтому Иисус вынуждает фарисеев самих отвечать, а после открывает ценность дараБожьего, которым попросту пренебрегли:
Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
Посему оставит человек отца своего и мать
и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
(Мк 10:5-9)
(И снова четвертая и шестая заповеди): оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Воистину, это наивысшее состояние, существующее на земле, где двое являются одной плотью. В Большом катехизисе Лютер так описывает его:
|
Бог прежде всех состояний преизобильнейше благословил его, кроме того, все, что в мире есть, для него предоставил и обратил на то, чтобы состояние сие было обеспечено как можно лучше и обильнее, так что сия супружеская жизнь – не забава и не предмет любопытства, а дело прекрасное и божественно серьезное; ибо для Бога (Него) чрезвычайно важно, чтобы взращивались люди, кои служили и помогали бы миру в познании Бога, в счастливой жизни и всяческих добродетелях, в борьбе против злобы и дьявола.
И как раз для сохранения этого состояния Господь установил заповедь не прелюбодействуй, которая требует от нас не только внешней, но и внутренней чистоты. Думаю, все прекрасно помнят пояснение из Краткого катехизиса:
Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы в мыслях, словах и делах быть чистыми и целомудренными, и чтобы супруги любили и почитали друг друга.
Но порой кажется, что к нам это не имеет никакого отношения, ведь сегодня, наверное, это одна из самых пренебрегаемых заповедей, потому что супружеское состояние, Божий дар, ни во что не ставится, отсюда беспорядочные половые связи, которые приводят к различным болезням, а то и к абортам, сожительство молодых до брака, измены, разводы и тому подобные вещи. И мы несем на себе ответственность за это, даже если с нами подобного, по милости Божьей, не случилось, потому что так поступают наши знакомые, друзья.
Не знаю, утешит ли вас это, но, к сожалению, это бич не только XXI века. В начале прошлого века один из священников писал:
|
Все наше общество, распущенное, разнузданное, развращенное! На грехи тела смотрят более чем снисходительно. Установилось дикое мнение, что для молодого человека воздержание вредно, что ему необходимо «перебеситься», проще говоря, растратить в блуде свои духовные и физические силы и жар молодой любви и чистоту юности утопить в грязи разврата. Грехи этого рода не скрывают как позорное пятно, но их выставляют напоказ, ими хвастаются, ими щеголяют. (конец цитаты)
Двигаясь по хронологии в обратном направлении, приведу еще одну цитату из Большого катехизиса:
Сие говорю для того, чтобы молодежи прививалась охота к состоянию в браке и чтобы она знала, что сие есть состояние благословенное и Богу оно угодно. Ибо тем самым со временем можно было бы добиться, чтобы оно снова обрело должное почитание, и чтобы стало меньше скверной, беспутной, беспорядочной жизни, которая теперь повсеместно в мире распространяется вместе с публичной проституцией и другими постыдными пороками, проистекающими из пренебрежения супружеской жизнью. (конец цитаты)
Ну а разводное письмо, о котором сегодня заявляли в Евангелии фарисеи, говорит само за себя. Поскольку закон не рассматривал поводов для развода, то это привело, как водится в «нормальном» обществе, к страшным злоупотреблениям на практике. Фактически муж мог прогнать свою жену без всякого основания, например, пересоленый борщ, разбитая чашка и т. д.
А что же сказать, исходя из выше приведенного, о сегодняшнем апостольском чтении:
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
(1 Кор 7:29)
Может быть Апостол Павел таким образом поддерживает разводные письма или более того, пропагандирует крайнее эпикурейство, где удовольствия являлись основой этики?
Безусловно, нет. И хотя в седьмой главе 1-го Послания к Коринфянам Апостол, кажется, отдает предпочтение безбрачию, потому что неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу (1 Кор 7:32), - говорит он, все же Павел высоко ценит супружеские отношения, потому что они являются образом высших отношений Христа и Его невесты Церкви:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
(Еф 5:25,26)
Поэтому когда Апостол говорит: так что имеющие жен должны быть, как не имеющие, он предупреждает состоящих в браке о двойной нагрузке. Если неженатый заботится о Господнем, то женатому или замужней необходимо позаботиться и о семье, и что важно, семейные заботы не должны быть здесь приоритетными, вначале Царство Божие, а остальное приложится (Мф 6:33), вот поэтому и сказано: имеющие жен должны быть, как не имеющие, то есть ты должен вести себя как необремененный, заботиться в первую очередь, как угодить Господу, но и о семье не забывать.
В Нагорной проповеди Христос говорит:
любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
(Мф 5:44)
Я не хочу призвать вас к тому, чтобы вы не любили врагов, но посмотрите сначала вокруг себя и поделитесь любовью вашей с вашими родными, близкими, друзьями, благословляйте их, благотворите им и молитесь за них тоже, поверьте, они в этом очень нуждаются, как и все мы.
А главное, призываю вас пребывать в Божьей любви, которая есть верх всяких отношений, потому что ее верность была закреплена Кровью Сына Божьего, пролитой с позорного Креста, где самое место нам быть. И именно такая Жертва стала приятным благоуханием (Быт 8:21) для Бога и животворящей пищей для нас, где мы многие становимся одним телом, потому что все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10:17), Хлеба Жизни, сшедшего с Небес.
Ему, Триединому Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу, всякая честь и слава во веки веков.
Аминь.
21.10.2012