Лекция 4.
Память.
Память – относится к психическим познавательным процессам. Это отражение того, что было в прошлом опыте.
Память – запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Память – необходимое условие протекания всех психологических процессов в организме, которое позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений и навыков.
Первые умозаключения о памяти были у Платона и Аристотеля, которые ассоциировали память с восковой дощечкой, на которой высекаются и остаются следы.
Экспериментальные учения о памяти начинаются с работ Эббингауза, который в своей работе «О памяти» установил первые закономерности запоминания информации.
Появилась ассоциативная теория П.:
Основной механизм запоминания – образование ассоциативных связей. Сущность теории: если 2 или N количество психологических элементов возникают в сознании человека одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и при воспоминании одного элемента возникает воспоминание о другом.
Основные причины образования ассоциаций:
· пространственно-временная смежность;
· сходство между предметами или явлениями;
· контраст.
Недостатки теории:
· человек пассивен в процессе запоминания;
· непонятна природа забывания;
· роль повторений не раскрыта;
· не раскрыта проблема индивидуальных особенностей.
Гештальт-теория памяти:
Основной механизм запоминания – принадлежность 2 или нескольких элементов одному гештальту. Гештальт – целостное образование или структура, не сводимая к сумме составляющих ее частей. Если 2 или m количество элементов являются принадлежными к одному гештальту, то в последствии, при воспоминании одного элемента может возникать воспоминание о гештальте в целом.
Недостатки: как и у ассоциативной теории.
Деятельностная теория памяти:
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации зависят от того, какое место занимает данный материал в дальнейшей деятельности субъекта. Значит прочность, мобильность запоминания (быстрота), подвижность и оперативность зависят от того, какова значимость соответствующего материала в достижении цели.
Вывод: до сих пор в психологии вопрос о механизмах запоминания информации не считается изученным.
Классификация видов памяти
1) По содержанию запоминаемой информации:
· двигательная п. (п. движений и их систем);
· эмоциональная п. (п. чувств и эмоций);
· образная п. (вкусовая, обонятельная, осязательная);
· словесно-логическая (п. на содержание мыслей).
2) По способу запоминания:
· механическая п.;
· логическая п.
3) По наличию цели запоминаемой информации:
· непроизвольная п.;
· произвольная п.
4) По длительности хранения информации:
· иконическая п. (точное запоминание информации, при малом хранении);
· кратковременная п. (без хранения);
· долговременная п. (с усвоением информации);
· оперативная п. (для какой-либо деятельности человека).
На эмоциональную п. существует 2 точки зрения:
1. Фрейд: человеку свойственно забывать неприятности.
2. Блонский: человек долго помнит негативные моменты его жизни.
Эйдетическая п. – разновидность зрительной образной п., полное и точное запоминание информации.
Причины забывания информации.
1. Время:
Реминисценция проявляется в том, что отсроченное воспроизведение информации оказывается более полным и точным, чем, то, которое происходит сразу после запоминания. Обычно это бывает при изучении большого по объему материала.
Интерференция – отрицательное влияние предшествующей и последующей информации на запоминание.
· ретроактивная интерференция – отрицательное влияние на предшествующую информацию;
· проактивная интерференция – отрицательное влияние на последующую информацию.
Мы всегда запоминаем лучше начало и конец, середину – плохо.
2. Частота использования заученной информации.
3. Вытеснение – бессознательное забывание событий или моментов в жизни человека, которые он по каким-либо причинам не хотел бы помнить.
Индивидуальные особенности памяти.
Проявляются в особенностях протекания в процессах, в видах и в патологии.
В процессах индивидуальные особенности проявляются:
1. В объеме запоминаемой информации.
2. В точности запоминания.
3. В скорости (число повторений, которое необходимо).
4. В прочности (в сохранении материала и скорости его забывания).
5. В готовности к воспроизведению (в нужный момент – необходимого материала).
6. Уверенность в точности воспроизведения.
Индивидуальные особенности в видах памяти проявляются в зависимости от преобладающего развития левого или правого полушария.
Есть смешанные типы п.: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слухо-двигательная.
Патология в памяти проявляется:
1. Крсаковский синдром – нарушение процесса передачи информации из кратковременной памяти в долговременную (самый опасный синдром).
2. Амнезия – полное выпадение информации из п., бывает ретроградная (забыл, что было) и антероградная (не способен запомнить новую информацию).
3. Гипомнезия (причина – атеросклероз) – частичная потеря п.
4. Гипермнезия – необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания и удержание в п. малосущественных знаний или событий.
5. Парамнезия – обманы или иллюзии п. (феномен виденного или слышанного). На нее влияют стрессы.