Индивидуальные особенности памяти.




Лекция 4.

 

Память.

 

Память – относится к психическим познавательным процессам. Это отражение того, что было в прошлом опыте.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Память – необходимое условие протекания всех психологических процессов в организме, которое позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений и навыков.

Первые умозаключения о памяти были у Платона и Аристотеля, которые ассоциировали память с восковой дощечкой, на которой высекаются и остаются следы.

Экспериментальные учения о памяти начинаются с работ Эббингауза, который в своей работе «О памяти» установил первые закономерности запоминания информации.

Появилась ассоциативная теория П.:

Основной механизм запоминания – образование ассоциативных связей. Сущность теории: если 2 или N количество психологических элементов возникают в сознании человека одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и при воспоминании одного элемента возникает воспоминание о другом.

Основные причины образования ассоциаций:

· пространственно-временная смежность;

· сходство между предметами или явлениями;

· контраст.

Недостатки теории:

· человек пассивен в процессе запоминания;

· непонятна природа забывания;

· роль повторений не раскрыта;

· не раскрыта проблема индивидуальных особенностей.

Гештальт-теория памяти:

Основной механизм запоминания – принадлежность 2 или нескольких элементов одному гештальту. Гештальт – целостное образование или структура, не сводимая к сумме составляющих ее частей. Если 2 или m количество элементов являются принадлежными к одному гештальту, то в последствии, при воспоминании одного элемента может возникать воспоминание о гештальте в целом.

Недостатки: как и у ассоциативной теории.

Деятельностная теория памяти:

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации зависят от того, какое место занимает данный материал в дальнейшей деятельности субъекта. Значит прочность, мобильность запоминания (быстрота), подвижность и оперативность зависят от того, какова значимость соответствующего материала в достижении цели.

Вывод: до сих пор в психологии вопрос о механизмах запоминания информации не считается изученным.

 

 

Классификация видов памяти

 

1) По содержанию запоминаемой информации:

· двигательная п. (п. движений и их систем);

· эмоциональная п. (п. чувств и эмоций);

· образная п. (вкусовая, обонятельная, осязательная);

· словесно-логическая (п. на содержание мыслей).

2) По способу запоминания:

· механическая п.;

· логическая п.

3) По наличию цели запоминаемой информации:

· непроизвольная п.;

· произвольная п.

4) По длительности хранения информации:

· иконическая п. (точное запоминание информации, при малом хранении);

· кратковременная п. (без хранения);

· долговременная п. (с усвоением информации);

· оперативная п. (для какой-либо деятельности человека).

 

На эмоциональную п. существует 2 точки зрения:

1. Фрейд: человеку свойственно забывать неприятности.

2. Блонский: человек долго помнит негативные моменты его жизни.

 

Эйдетическая п. – разновидность зрительной образной п., полное и точное запоминание информации.

 

Причины забывания информации.

1. Время:

Реминисценция проявляется в том, что отсроченное воспроизведение информации оказывается более полным и точным, чем, то, которое происходит сразу после запоминания. Обычно это бывает при изучении большого по объему материала.

Интерференция – отрицательное влияние предшествующей и последующей информации на запоминание.

· ретроактивная интерференция – отрицательное влияние на предшествующую информацию;

· проактивная интерференция – отрицательное влияние на последующую информацию.

Мы всегда запоминаем лучше начало и конец, середину – плохо.

2. Частота использования заученной информации.

3. Вытеснение – бессознательное забывание событий или моментов в жизни человека, которые он по каким-либо причинам не хотел бы помнить.

 

Индивидуальные особенности памяти.

 

Проявляются в особенностях протекания в процессах, в видах и в патологии.

В процессах индивидуальные особенности проявляются:

1. В объеме запоминаемой информации.

2. В точности запоминания.

3. В скорости (число повторений, которое необходимо).

4. В прочности (в сохранении материала и скорости его забывания).

5. В готовности к воспроизведению (в нужный момент – необходимого материала).

6. Уверенность в точности воспроизведения.

 

Индивидуальные особенности в видах памяти проявляются в зависимости от преобладающего развития левого или правого полушария.

Есть смешанные типы п.: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слухо-двигательная.

 

Патология в памяти проявляется:

1. Крсаковский синдром – нарушение процесса передачи информации из кратковременной памяти в долговременную (самый опасный синдром).

2. Амнезия – полное выпадение информации из п., бывает ретроградная (забыл, что было) и антероградная (не способен запомнить новую информацию).

3. Гипомнезия (причина – атеросклероз) – частичная потеря п.

4. Гипермнезия – необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания и удержание в п. малосущественных знаний или событий.

5. Парамнезия – обманы или иллюзии п. (феномен виденного или слышанного). На нее влияют стрессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: