Данные материалы используются в качестве справочных для самостоятельного анализа художественных текстов.
Модели анализа лирического текста:
№ 1. Алгоритм анализа поэтического текста (по Каганович С.Л.)
1. Семантический анализ поэтического текста:
1) Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение.
2) Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов, и тем самым:
· Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
· Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
2. Анализ изобразительных средств:
1) Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
2) Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки -мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов. Переносов и т.д.). Обратить снимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.
3. Анализ стихотворения в контексте:
1) В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходства и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.
2) В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом.
3) В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом.
Смотрите презентацию с примером
№ 2. План анализа лирического текста (по Беляевой Н.В.)
Историко-литературный аспект 1. Место стихотворения в творчестве поэта (русском и мировом культурном процессе). | Структурно-семантический аспект 1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны). |
2. Историко-культурные и биогрфические комментарии | 2. Образный рад (ключевые образы, образы-символы и т.п.) |
3. Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль. | 3. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль). |
4. Тематика стихотворения, отражение в нем основных мотивов творчества поэта. | 4. Лексический строй текста (существительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы). |
5. Эпиграф и его смысловая роль. | 5. Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры). |
6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста. | 6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, переклички. |
7. Стихотворный размер текста и его смысловая роль. | 7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль. |
8. Особенности рифмовки и их смысловая роль. | 8. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль |
9. Строфика текста, ее особенности и смысловая роль. | 9. Датировки, указания на место написания. |
10. Пространственно-временные отношения и их смысловая роль. | 10. Условность описаний в лирическом тексте. |
11. Смысл названия стихотворения | |
12. Настроение стихотворения, движение образа чувства | |
13. Внутренний облик лирического героя |
№ 3. Модель анализа лирического стихотворения
1. Определение доминант формы:
а) средства фонические (метрика, ритмика, строфика); явления собственно звукописи (аллитерации, ассонансы, характер рифмы);
б) стилистика (лексика: слова в прямом и переносном (тропы) значении и синтаксис: стилистические фигуры).
2. Определение доминант содержания:
а) эмоции,
б) мотивы,
в) образы.
3. Обобщающая характеристика идейно-эстетического содержания текста.
№ 4. Примерный план анализа лирического стихотворения
1. История создания стихотворения. К какому периоду творчества оно относится? Входит ли в какой-то цикл (или сборник)? В чем своеобразие этого цикла (лил сборника)?
2. Проблематика, основные темы, мотивы, настроения.
3. Какова основная идея стихотворения (пафос)?
4. Жанровое своеобразие стихотворения. Черты каких жанров нашли отражение в стихотворении?
5. Особенности лирического сюжета.
6. Образ лирического героя. Характер лирического переживания.
7. Основные образы в стихотворении приемы их создания.
8. Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмическая организация, стихотворный размер, рифма).
9. Средства художественной изобразительности (тропы). Что можно сказать об их выборе и сочетании.
10. Особенности поэтического языка (лексика, синтаксис).
11. Звук, свет и цвет в стихотворении.
12. Принадлежность стихотворения тому или иному творческому методу, направлению, течению. Связь с традицией мировой и отечественной культуры.
13. Известные отзывы о стихотворении, его научные и художественные интерпретации. Какая из них ближе всего вам?
14. Значение данного стихотворения в творческой эволюции поэта, истории русской литературы (русской культуры).
№ 4. Примерный план анализа лирического стихотворения
1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).
2. Жанровые особенности стихотворения.
3. Тематика и основные мотивы.
4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.
5. Внутренний облик лирического героя.
6. Образный ряд стихотворения.
7. Настроение, преобладающее в стихотворении.
8. Лексический строй текста.
9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).
10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).
11. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс).
12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трехсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.
13. Особенности рифмовки.
14. Смысл названия стихотворения.