КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 9 КЛАСС
Для учащихся Горнева А., Кичигин В., Петько А., Халимоненко И., Иванов А.
(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
(6)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах.
(10)Ночи стали теплее. (11)В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы... А. Куприн
1. Сформулируйте тему, определите стиль текста; озаглавьте его.
2. Найдите в тексте 2 слова, в которых произношение не совпадает с написанием; укажите различия между буквенным и звуковым составом.
3. Из предложений 2 - 4 выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».
4. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
|
5. Из предложений 2 – 4 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
6. Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
7. Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
8. Из предложений 8-11 выпишите двусоставное нераспространённое предложение.
9. Среди предложений 2- 4 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10. Определите вид придаточного предложения в сложноподчинённом предложении 9.
11. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 9 КЛАСС
Для учащихся Горовецкий Н., Коляда А., Рудяк В., Суханов А., Сорокина А.
(1)Уже пахнет весной. (2)Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.
(3)За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. (4)И вдруг — голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рождённым не в тучах, а в этой голубизне. (5)Снег в феврале обретает краски. (6)Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях. (7)А в лунную ночь плывёт над снегами опаловый свет.
(8)В городе вот-вот начнут продавать мимозы. (9)На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек.
(10)Однако февраль — зимний месяц. (11)Ещё и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели.(12) А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. (13)Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз — являются новые приметы весны.
В. Песков
- Определите стиль и ведущий тип речи.
- Сформулируйте основную мысль, составьте план текста.
- Выпишите из предложений 8 – 11 слово с чередующейся гласной в корне слова.
- Выпишите из предложения 2 слова, в которых все согласные звуки звонкие.
- Из предложений 10 – 13 выпишите причастие.
- Выпишите из предложения 4 слово, которое образовано от прилагательного суффиксальным способом.
- Объясните отсутствие запятой после слова ОДНАКО (предложение 10).
- Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
- В последнем абзаце найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 1 – 3 найдите безличное предложение. Напишите его номер.
- Какое из предложений 11 – 13 связано с предыдущим с помощью противительного союза. Напишите номер этого предложения.
|
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 9 КЛАСС
Для учащихся Захаров Б., Ковалёв И., Чабонян В., Шамрина Д., Шишкин И.
(1)Стоял сентябрь. (2)Дни были тёплые, ясные, сухие. (3)Берёзы все в золоте утопали, осинник полыхал ярко. (4)А небо синее-синее, как бабушкины глаза.
(5)Мы, босоногие ребятишки, только вышли из леса: по грибы ходили. (6)У нашей избы толпился народ. (7)Когда мы подошли, толпа расступилась, и бабушка, вытирая слезы фартуком, сказала: «Дмитрий Васильевич, на своего - то взгляни. Пожалуй, и не узнаешь за пять лет войны».
(8)Я увидел незнакомого солдата. (9)Но когда лицо его дрогнуло, затряслись руки, а губы прошептали «сынок», я всё понял и закричал: «Папка!»
(10)Отец всё гладил и гладил мои вихры. (11)Но вот взгляд его упал на доверху наполненные грибами лукошки. (12)«Важные какие, хоть генеральский мундир на каждого примеряй», — говорил он, приседая на корточки. (13) «А у меня, дядя Митя, смотри, какой пузан!» — звенели колокольцами голоса моих сверстников. (14)Ребятам, конечно, лестно было услышать похвалу от солдата-фронтовика.
(15)Каждую удачную находку отец брал в широкие ладони и нюхал. (16) «Хлебом пахнут и родными краями, — убеждённо говорил он, — нигде такой гриб не растёт, только у нас».
(17)И мы были бесконечно горды и счастливы, что краше наших боровиков нет на всём белом свете, что кончилась война, что в небе светит мирное солнце. И. Аксёнов.