Свойства интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину




Таблица 1

  Уровни индивидуальности Свойства индивидуальности
1. Уровень свойств организма а) биохимические свойства (особенности обменных процессов, неповторимая структура белка, тканей органов, пропорций гормонов, выделяемых эн­докринными железами)   б) общесоматические свойства (вес, рост, мышечная масса, давление крови, объем лег­ких, сила сокращения мышц, общее состояние здоровья челове­ка, его общая трудоспособность, наличие хронических заболева­ний, особенности конституции[7])   в) нейродинамические свойства (особенности развития нервной системы, типологические свойства нервной системы, функциональная асимметрия мозга)  
2. Уровень индивидуально-личностных свойств г) темперамент (рассматривается В.С. Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее ус­тойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения че­ловека)   д) психические свойства личности (особенности характера, психических процессов, способностей и опыта, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой регуляции, особенности речи, движений, мимики и пр.)   е) возрастно-половые свойства[8] антропологи выделяют следующие разновидности термина «пол»: пол генетический – устанавливается на основе исследования генов (у женщин, как известно, половые хромосомы выражены сочетанием XX, а у мужчин XY); пол гормональный – определяется по преобладанию выработки эндокринными железами мужских (тестостерон, андроген) или женских (эстроген и прогестерон) гормонов; пол морфологический, или соматический, – определяется строе­нием внутренних и наружных половых органов, особенностями строения тела, типом распределения волосяного покрова; пол гражданский – обозначение формальной принадлежности данного человека к группе мужчин или женщин, которое за­крепляется отметкой в паспорте; пол психологический – внутреннее ощущение человеком своей идентичности или принадлежности к группе мужчин или жен­щин, выбор им социально ожидаемого способа поведения, ти­пичного для женщин или мужчин; пол социальный – типичный способ поведения людей, кото­рый складывается в обществе под влиянием воспитания, культур­ных традиций  
3. Уровень социально-психологических свойств личности (метаиндивидуальность[9]) ж) осуществление социальных ролей в группе (в семье, в группе друзей, в учебной группе, в трудовом коллективе, в профессиональном сообществе)   з) осуществление социальных ролей в социально-исторических общностях (этническая, классовая идентичность)

Человек представляет собой целостное единство индивидуаль­ных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Главным основани­ем для выделения уровней интегральной индивидуальности слу­жили для В.С. Мерлина содержательно-концептуальные предпо­сылки, представления о генезе и функциональной роли каждого из указанных свойств в жизнедеятельности человека. Дополнитель­ным основанием были статистические связи между индивидуаль­ными свойствами. В частности, свойства, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности, оказались связанными много-многозначными связями, тогда как свойства одного уров­ня имели более выраженные однозначные связи.

В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании ин­дивидуального стиля деятельности (ИСД):

1) формирование «симптомокомплексов», характеризующих от­дельные свойства личности;

2) изменение интенсивности и частоты проявления индивиду­альных свойств по мере их развития;

3) возникновение новых связей между индивидуальными свой­ствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллекту­альными свойствами и отношениями личности.

В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зави­симости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индиви­дуальный стиль деятельности следует понимать не как набор от­дельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный ре­зультат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи».

10.2. Исследование индивидуального стиля деятельности

в психологии труда

 

В отечественной психологии проблема стиля деятельности рас­сматривается с 50-х гг. XX в. в работах В.С. Мерлина, Е А. Климо­ва и др.

индивидуальный стиль деятельности (по В.С. Мерлину) – системообразующее звено, формирующее ин­тегральную индивидуальность человека.

индивидуальный стиль деятельности в широком понима­нии отображает всю систему отличительных признаков деятельно­сти данного человека, обусловленную его индивидуально-личност­ными особенностями (Носкова О.Г., С.171).

индивидуальный стиль деятельности - индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности (Е.А. Климов).

ИСД проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повто­ряющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъек­том, в форме своеобразной временной организации действий, ка­чественных особенностях продукта деятельности. Могут быть вы­делены и внутрисубъектные особенности ИСД – типичные страте­гии деятельности, своеобразные особенности функционирова­ния в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальнос­ти, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции дей­ствий, состояний (Климов Е.А., 1959, 1969, Моросанова[10] В.И., 2001 и др.).

Относительно устойчивый ИСД может сложиться у человека тогда, когда он будет обладать относительно устойчивыми свой­ствами индивидуальности. Как показывают исследования в облас­ти психологии развития, интегральная индивидуальность скла­дывается в онтогенезе к подростковому возрасту, по мере завер­шения созревания структур мозга, нервной системы человека.

ИСД как проявление особенностей функционирова­ния человека может быть относительно устойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза (в течение нескольких лет) в за­висимости от сохранения относительной устойчивости свойств индивидуальности, составляющих ядро ИСД. Разные свойства ин­дивидуальности человека могут приобретать качества основных, или ядерных, в структуре ИСД в зависимости от функционально­го содержания выполняемой деятельности (иначе говоря, от тре­буемых от субъекта функций).

Так, типичный для человека ИСД в видах деятельности, предъявляющих особые требования к психодинамическим свой­ствам субъекта, будет относительно устойчивым в жизни челове­ка до тех пор, пока будут сохраняться в качестве относительно устойчивых соответствующие свойства его индивидуальности. ИСД может быть связан со свойствами индивидуальности разных уров­ней, с некоей их совокупностью (например, с психодинамиче­скими свойствами организма, особенностями его характера, свой­ствами памяти, интеллекта, свойствами метаиндивидуальности). Если указанные свойства индивидуальности меняются с возрас­том или в результате специальной тренировки либо снижаются вследствие болезни, травмы, то и ИСД, обусловленный этими свойствами, будет изменяться.

В.А. Толочек отмечает, что в процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но при этом сохраняется некото­рая ее устойчивая часть. При неэффективной деятельности, в ус­ловиях стресса субъект может использовать способы деятельности, неадекватные ее условиям. Стиль изменчив в процессе при­способления субъекта к требованиям деятельности, среде ее про­текания, к особенностям партнеров по деятельности, но суще­ствуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяю­щиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, дея­тельности.

Изучая зависимость индивидуального стиля деятельности от эффективности труда, Е.А.Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой дея­тельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Эффективность обучения будущих профессионалов может быть повышена в том случае, если у ученика и учителя окажутся сходные свойства индивидуальности, а именно выраженная под­вижность или инертность нервных процессов. В этом случае при­емы работы, стратегии организации, планирования работы, составляющие суть ИСД, рекомендуемые ученику, будут адекватны свойствам его индивидуальности, обучение может быть в этом слу­чае индивидуализировано, профессиональная адаптация пройдет успешнее. Аналогичные результаты ис­следования приведены в работе В.А. Толочека.

Исследуя особенности профессиональной деятельности и со­циально-производственной среды, требования профессии к лич­ности, индивидуальности, опыту субъекта деятельности, психо­лог может помочь в составлении индивидуализированных программ профессиональной подготовки, в ускорении и облегчении этапа начальной профессиональной адаптации, в преодолении трудно­стей профессионального становления, развития интерналов в са­мых разных видах труда.

Не всегда в определенных видах деятельности людям удается выработать эффективный ИСД, так как они не обладают необходимыми свойствами индивидуальности. ИСД может оказаться неэффективным также и в том случае, если он выработан стихий­но, с малым участием рефлексии субъекта, если ИСД сложился в определенной деятельности, но при изменении ее содержания, условий выполнения субъект не внес никаких корректив.

Учитывая многообразие форм трудовой деятельности, можно прийти к общему заключению: человек мо­жет обладать инвариантными особенностями деятельности, сти­хийно сложившимися в его прошлом опыте и проявляющимися в разных формах его активности. Если субъект деятельности пасси­вен, не проявляет выраженной заинтересованности в результатах труда, он будет действовать в новой профессиональной роли в соответствии со своим прошлым опытом, с ранее сложившимися операциональными установками, т.е. он будет обладать некото­рым ИСД, но этот ИСД может быть неэффективным, неадекват­ным новой конкретной трудовой деятельности.

Неэффективные варианты ИСД особенно активно стали ис­следоваться в отечественной психологии последние 10-15 лет. Выявление подобных неоптимальных ИСД профессионалов явля­ется специальной задачей для психологов, занимающихся психо­логическим сопровождением профессионального становления личности, особенно на этапе начальной профессиональной адап­тации (Дикая Лариса Григорьевна, 2002, Институт психологии РАН и др.).

Эффективный ИСД может быть сформирован при следующих условиях:

существование в деятельности «зоны неопределенности» в вы­боре способов, приемов выполнения задач, форм временной орга­низации деятельности. Если деятельность жестко регламентиро­вана по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его про­дуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможно­сти приспособления его будут ограниченны. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятель­ности будет определяться умением субъекта выбрать, создать мак­симально приспособленный для данной деятельности стиль по­ведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

наличие у человека способностей, обусловленных природными за­датками (окраска голоса, тембр, музыкальный слух – для опер­ного певца; эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи – для драматического актера; зритель­ная память, воображение – для художника и т.д.)

высокий уровень развития таких природно обусловленных свойств индивидуальности как сильная нервная система, гиб­кость, подвижность нервных процессов и психических функций и пр.

По показателю возможности или трудности формирования эффективного ИСД (подготовки эффективных работников) К.М. Гуревич[11] выделил два вида профессий:

Профессии пер­вого типа виды деятельности, в которых

А) отсутству­ет зона неопределенности, т.е. жестко заданы способы выпол­нения, либо неопределенность слишком высока (профессиональ­ные задачи очень разнообразны и в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, от­сутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения);

Б) деятельность выполняется в экстремальных условиях;

В) деятельность требует трудно раз­виваемых свойств индивидуальности.

Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем полезен профессиональный отбор для обеспечения высокопродуктивной деятельности. Эти случаи соотнесения требо­ваний профессии и субъекта труда К.М. Гуревич называет абсо­лютной профессиональной пригодностью.

Профессии второго типа, где:

А) деятельность имеетневысокую степень разнообразия профессио­нальных задач, и может быть выработан алгоритм успеш­ного выполнения задач.

Б) деятельность, имеющая известную «зону нео­пределенности», позволяющую выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта.

Для профессий второго типа К.М. Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригод­ность », означающий, что успех деятельности может быть обеспе­чен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.

Формирование ИСД предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности». Основные этапы формирования эффективного ИСД:

когнитив­ный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятель­ности);

практический этап как центральный момент формиро­вания психологической структуры деятельности, при этом снача­ла осваиваются отдельные действия, а затем – деятельность в целом.

Обобщенную схему формирования ИСД можно представить так:

1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, «правильной» деятельности (образ всей нормативно-заданной де­ятельности это фактически формирование нормативной ори­ентировочной основы действия ООД). Здесь выделяются следу­ющие основные подэтапы:

построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);

освоение отдельных действий; освоение множества действий и деятельности в целом.

2. Освоение деятельности по-новому образцу (т. е. формирования индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа:

освоение отдельных действий на основании новых, собствен­ных представлений работника;

освоение новой деятельности в целом на основе уже освоен­ного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально при­способленной к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).

При этом можно говорить о «парадоксе» освоения профессио­нальной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии «ты­лов» в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (кото­рая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).

В. А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирает­ся как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельнос­ти.

К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуля­ции своей активности, выбор способов деятельности; к бессозна­тельным механизмам ИСД – формирование навыков и эмоцио­нальное переживание удобства, предпочтения, легкости или, на­против, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс дея­тельности.

Поскольку ИСД проявляется не только во внешнем поведе­нии, но и во внутреннем плане субъекта деятельности, в его со­знании, субъективных стратегиях, смысловых оценках, направ­ленности внимания и т.д., в исследовании ИСД необходимо ис­пользовать методы психологии труда: наблюдение и фиксация профессионального поведения и его результатов, тесты, метод анализа продуктов деятельности, беседа, интервью, субъективное шкалирование, экспертная оценка, биографический метод.

Последовательность исследования ИСД включает следующие процедуры:

1. Предварительно следует составить некий образец успешного вы­полнения профессиональной деятельности, нормативно заданный (или построенный на материале деятельности какого-либо успеш­ного работника).

2. Выделить требования про­фессиональной деятельности, конкретной ситуации труда, произ­водственной среды к работнику, а именно к его свойствам, относя­щимся к разным уровням интегральной индивидуальности. Выделенные индивидуальные свойства могут использоваться в интерпретации индивидуально своеобразных приемов работы, которые могут быть обнаружены при наблюдении профессио­нального поведения.

3. Намеченные требуемые для успешной деятельности свойства индивидуальности затем могут быть экспериментально оценены у работников разной степени успешности с помощью различных тестов.

4. В итоге исследования могут быть выделены разные по связи с успешностью в труде стили профессиональной деятельности, а также, возможно, разные стили у одинаково высокоуспешных профессионалов.

5. Варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специ­ально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профес­сиональной адаптации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: