«Магазин овощей и фруктов»
Цель игры: Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Образовательные задачи: познакомить детей с понятием товар (финансовая грамотность); приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет; выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; расширять и активизировать словарный запас, обучать ролевому диалогу («продавец - покупатель», «покупатель – покупатель», «пассажир – кондуктор»); закреплять знания овощей и фруктов, формировать понятие об их пользе; закреплять у детей умение считать до 5 и умение применять его в социальной действительности; закреплять правила поведения в общественных местах.
Развивающие задачи: развивать интерес к игре; учить объединяться в группы в игре.
Воспитательные задачи: формировать дружеские отношения в игре; воспитывать уважение к труду взрослых.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое.
Методические приемы: создание игровой обстановки; беседа с детьми; использование наглядности; применение диалогической речи.
Оборудование и атрибуты для игры: стеллаж для магазина, пакеты для товара, стулья для автобуса, сумка с билетами для кондуктора, руль, касса, посуда, куклы, мячи, чеки, деньги, муляжи овощей и фруктов, халаты для продавцов (взрослый, детский)
Словарная работа: кондуктор, пассажиры, билеты, проезд, продавец, покупатель, товар, деньги, покупка, прилавок, витрина.
Предварительная работа: знакомство с профессиями: водитель, кондуктор, продавец;беседы с детьми с использованием иллюстраций: «Какие бывают профессии», «Кем работают родители», «Профессии нашего села»; «Путешествие на машине», «Транспорт», «Труд водителя», «Правила поведения в общественном транспорте», «Как надо здороваться?» «Нужно ли быть вежливым?»; изготовление атрибутов к игре (овощи, фрукты из соленого теста, изготовление монет из цветного картона, чеки из бумаги), «Магазин» оформление витрины.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.
- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
Воспитатель: Послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. «Весёлый магазин».
Воспитатель: Дети, о чём говорится в стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин? (Ответы детей)
Воспитатель: Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть свой магазин, он называется – «Овощи - фрукты».
Когда приходят гости их надо угощать, а угостить их нечем. Мы пойдем в магазин и купим для гостей овощей и фруктов. Я слышала, что сегодня как раз открытие нового магазина: «Овощи-фрукты» Давайте посетим новый магазин.
А кто работает в магазине (продавец), а кто покупает продукты (покупатель) Только магазин находится далеко.
На каком виде транспорта мы сможем доехать до магазина? (подводит к тому, что будет удобнее доехать на автобусе).
Как называют человека, который управляет автобусом? (Водитель).
Сейчас по считалочке - выберем водителя.
Один, два, три - водителем будешь ты!
А вот и автобус он ждет нас на остановке.
Садись водитель за руль. Итак, у нас есть водитель
Как называются люди, которые едут в автобусе (пассажиры). Вы будете пассажирами.
Прошу, пассажиры, занимайте свои места.
Давайте вспомним правила поведения в автобусе! (Нужно спокойно занять свои места, не шуметь, не вставать с места, когда автобус будет ехать, оплатить за проезд).
Кто продает билеты? (кондуктор)
Кто будет кондуктором? (выбираем кондуктора)
Воспитатель первый покупает билет, объясняет детям:
Пассажир кондуктору дает деньги и говорит: «Дайте, пожалуйста, мне билет». Кондуктор дает билет.
Пассажир говорит: «Спасибо».
Приготовьтесь оплачивать проезд.
Билеты проданы, водитель заводите мотор, можно отправляться (звучит музыка «Автобус»)
Кондуктор: Пассажиры, будьте внимательны, автобус подъезжает к остановке. Давайте вспомним правила при выходе из автобуса (первые выходят мальчики и подают руку девочкам).
Кондуктор объявляет: «Остановка магазин» (дети выходят из автобуса). Подходят к магазину их встречает продавец (воспитатель).
Воспитатель-продавец: Здравствуйте, мы рады вас приветствовать в нашем магазине. У нас большой выбор товара. На витрине вы можете увидеть много различных овощей, фруктов. Уважаемые покупатели, занимайте очередь.
Вы уже что-то выбрали (обращаюсь к первому ребенку в очереди, что вам предложить?). Яблоки?
Воспитатель-продавец: Это очень полезные фрукты, в которых много витаминов. Яблоко есть кисло-сладкое и сладкое. Вам какое?
Ребенок-покупатель: Сладкое.
Воспитатель-продавец: Подскажите, сколько стоит, а то я ценник из-за прилавка не вижу.
Ребенок-покупатель: Яблоко – три монеты, а груша – 2 монеты, и всего.. 5 монет.
Воспитатель-продавец складывает покупки в пакет, ребенок-покупатель протягивает 5 монет.
После обслуживания 2-3 человек, воспитатель меняется ролями с детьми.
Мне пора на обед. Кто может поработать продавцом? (выбираем продавца - ребенка). Одеваем форму.
Воспитатель: А мне надо купить себе овощей для салата. Возьму сумку, кошелек.
Воспитатель встает в очередь: «Кто последний, я буду за вами».
Очень важно, чтобы дети умели вводить в игру предметы-заместители. Если этого не происходит, воспитатель, используя косвенное руководство или в прямом ролевом диалоге, способствует этому процессу.
Воспитатель-покупатель (обращается к другому покупателю): Вы знаете. Вчера я брала здесь такие вкусные арбузы и вам советую купить, не пожалеете. Такие круглые, а внутри красные, сочные, а косточки черные-черные, это значит спелые арбузы.
Здравствуйте, дайте мне один арбузик за 3 монеты.
Ребенок-продавец может срезу сориентироваться и взять в качестве арбуза мяч, если этого не происходит, воспитатель ему помогает.
Воспитатель-покупатель: Вон, кажется, Вам в ящиках красивые арбузы подвезли (указывает на контейнер с мячами).
Ребенок-продавец: Да, конечно, сейчас подам.
Воспитатель-покупатель: На салатик свежий огурец и зеленый салат, его что-то на прилавке у Вас нет, но мне он очень нужен.
Ребенок-продавец (не смог сам найти предмет-заместитель): У нас нет салата.
Воспитатель-покупатель (указывая на стойку с зеленой цветной бумагой): Как нет, а вон же он.
Ребенок-продавец: Сейчас подам. Стоит 1 монету. И всего 3 и 2 и 1 будет 5 монет.
Производится расчет, возможно при помощи воспитателя.
Продавец подает все, что перечислили, складывает в пакет, отдает чек, благодарит за покупку.
Воспитатель-покупатель (обращается к ребенку-покупателю): Мы с Вами из одного дома. Вы меня не узнали?
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель: Жаль. Меня зовут Снежана. А Вас?
Ребенок-покупатель: Тимур.
Воспитатель-покупатель: Очень приятно. Вы на машине?
Ребенок-покупатель может сориентироваться, найдя предмет-заместитель, но если не сможет, воспитатель помогает ему, вовлекая тем самым его в новую сюжетную линию, это может быть игра «Дорога» или «Заправка» или др.
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель (составляет стулья в форме авто): А я на машине. Давайте я Вас довезу.
Ребенок-покупатель: С удовольствием.
Далее либо игра плавно переходит в другую сюжетную линию, либо эти линии проходят одновременно («Дом», «Поездка», «Заправка» и т.д.), количество детей увеличивается, на основе личных симпатий они объединяются в группы до 6-7 человек максимум.
Игра продолжается. После того, как все дети совершили покупки, воспитатель предлагает отнести покупки домой. Вымыть овощи и фрукты, покормить кукол, сварить суп и т. д.
Воспитатель: Ребята, в какую игру мы играли? (Магазин).
- Чем вам понравилась игра?
- Что продают в магазине? (Товар).
Весёлый магазин
Открываем магазин,
Продаём продукты.
Покупает Крокодил
Овощи и фрукты.
— Сколько стоит кабачок?
— Кабачок? Пятачок.
— Дайте два кабачка.
— Дайте два пятачка!
— Пятачок и пятачок...
Нате гри-венничек!
В магазин пришли с работы
Покупатели Еноты
Покупать у продавца
Два солёных огурца.
Говорит продавец:
— Две копейки огурец!
— Дайте нам по огурцу!
— Заплатите продавцу!
— Сосчитаем: Дважды два...
Дважды два—четыре?
— Да!
Очень точно! Молодцы!
Забирайте огурцы!
— Здравствуй, Козлик. Что
— Мне-е-е-е, пожалуйста, вот э-э-э-э
И вот это,
И вот это.
— А монета? Где монета?
— Потерял монету где-то!
Можно мне бесплатно?
— Так и быть!
Ладно.