Тема: От чего зависит предложение товаров




Тема: Законы рынка.

Что такое спрос?

Термин «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Т.Р.Мальтус (1766-1834). И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получение в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.

Одно из главных правил экономической жизни: «Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».

Спрос в таком понимании характеризует состояние рынка, а точнее связь массы товаров, которую люди готовы купить, с величиной цен, по которой они могут совершить покупку. Объем покупок или величина спроса, непосредственно зависит от цены, по которой эти товары можно приобрести.

Величина спроса – объем товара определенного вида, который покупатели готовы(хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода(месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Спрос – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

Информацию о возможных величинах спроса можно представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса (рис.1).

 

Кривая спроса (на примере рынка велосипедов)

Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т.е. зависимость между:

- ценой товара и

- объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен.

Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:

1/ какова будет величина спроса при различных уровнях цен?

2/ как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

Каждая точка на кривой – величина спроса на данный товар (возможное количество покупок) при определенном уровне его цены. Например, точка с координатами (120, 750) обозначает, что при цене 750 денежных единиц покупатели готовы приобрести 120 велосипедов.

Кривая спроса описывает все варианты величин спроса, которые возможны на рынке в данный момент. Их может быть очень много. Поэтому когда нам надо описать общую ситуацию на рынке определенного товара. То удобнее становится пользоваться уже не термином «величина спроса», а термином «спрос».

Различие между терминами «величина спроса» и «спрос» легче понять, если знать, что каждое из них – ответ на определенный вопрос. Ответом на вопрос владельца магазина: «Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при цене 100 рублей?» - будет информация о величине спроса.

Если же он поставит вопрос по иному: «Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?», то ответом будет характеристика спроса покупателей на данном рынке.

ЗАКОН СПРОСА: повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.

Знакомство с законом спроса позволяет сделать два вывода:

1/ повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;

2/ при определении цены на свой товар любой коммерсант обязательно должен прикинуть: сколько он может выручить при такой цене исходя из существующей эластичности спроса на этот товар по цене.

Необходимо также отметить, что, помимо цены самого товара, на изменения спроса влияют еще такие факторы, как:

- цены других товаров;

- уровень доходов покупателей;

- численность покупателей;

- предпочтения покупателей.

И все же, большее количество одних и тех же благ человек согласится покупать только при снижении их цены, что и формирует на графике наклон кривой спроса вниз – вправо.

Тема: От чего зависит предложение товаров

Люди могут купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже. От чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?

Количество товаров, которое предлагается продавцами к продаже (величина предложения), также впрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен.

Величина предложения – объем (количество) товара определенного вида, который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течении определенного периода на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

Обычно чем выше цена, по которой можно продать товар, тем больший его объем продавцы и изготовители готовы предложить на рынок.

 

Соотношение между понятиями «величина предложения» и «предложение» легче понять, ответив на следующие вопросы:

«Сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить на продажу за месяц при цене, равной X р.?» - будет информация о ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;

«Сколько товаров изготовители готовы будут мне предложить за месяц при различных уровнях цен на данный товар?», - характеристика ПРЕДЛОЖЕНИЯ на данном рынке.

Раз величина предложения меняется в зависимости от изменения величины цены, то можно говорить об эластичности предложения по цене.

Предложение – сложившаяся в определенный период зависимость величины предложения на рынке определенного товара в течении определенного периода(месяца, года) от уровня цены, по которой этот товар может быть продан.

Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в%) при изменении цены на один процент.

 

Информацию о возможных величинах предложения обычно представляют графически в виде кривой, которая называется кривой предложения. Она описывает картину предложения на данном товарном рынке, т.е. зависимость между:

- ценой товара и

- объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.

Построенную кривую предложения на основании данных табл.1 называют шкалой предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: