Понятие «композиция танца»




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

«ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫКОМПОЗИЦИИ ТАНЦА»

Выполнила: Константинова О.С.

Руководитель: Шерстобитова Е.А.

 

 

Челябинск 2012

План работы

1. Понятие «композиция танца»

2. Законы композиции танца:

- Закон единства драматургического и хореографического содержания;

- Закон единства музыкального и танцевального выражения содержания;

- Закон целостности танцевальной композиции;

- Закон актуальности;

- Закон контраста;

- Частные законы композиции танца.

3. Заключение

4. Список литературы

 


Понятие «композиция танца»

Композиция – это сложение, составление, соединение частей в единое целое. Композиция танца – это органически связанная совокупность танцевальных движений, образующих некое единое целое. Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено законам композиции танца. Хореографу-постановщику нужно знать эти законы. Это - аксиома. Итак, к чис­лу основных законов композиции танца могут быть отнесены:

■ закон единства драматургического и хореогра­фического содержания;

■ закон единства музыкального и танцевального выражения содержания;

■ закон целостности композиции;

■ закон актуальности;

■ закон контраста.

 

Закон единства драматургического и хо­реографического содержания.

На протяжении нескольких веков идет спор о том, что выражают танцевальные движения и позы; были и есть сторонники танца, представляющего собой произвольный набор движений, не связанных единым содержанием. Такого рода танцевальные композиции могут доставлять эстетическое наслаждение зрителям во время их исполнения, но не оставляют глубокого следа в памяти. Наоборот, композиции, драматургическая основа которых продумана и согласована с хореографическим воплощением, надолго сохраняются в памяти зрителя, т.к. вызывают у него интерес к сквозному развитию действия.

Действие закона единства драматургического и хореографического содержания распространяется на все виды и формы композиции танца, на­чиная от отдельных сценических танцев, кончая мно­гоактными балетными спектаклями. Из этого закона следует, что, приступая к созданию хореографического произведения, постановщик раньше всего создает его будущую содержательную основу. В отдельных случаях эту важную часть работы может выполнять сценарист. Но, получив чью-то разработку драматур­гической основы, хореограф-постановщик переосмыс­ляет и осваивает ее, переводит на язык хорео­графии.

Практика создания мировых шедевров балетного искусства убеждает, что долговечными становятся лишь те танцевальные композиции, в которых основу основ образует содержательная драматургия («Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и т.д.), «разговорный язык» «переведен» на эмоцио­нально-образный язык танца.

Закон единства музыкального и танцеваль­ного выражения содержания.

Это не менее общий закон, чем предыдущий, но в отличие от первого, свя­зывающего танец, прежде всего с его литературной (словесной) основой, данный закон неразрывно связы­вает танец с музыкой. Музыка для танцевальной компо­зиции в идеале заказывается композитору, хорошо знающему специфику языка танца. Тогда, опираясь на драматургическую основу и пожелания хореографа-постановщика, композитор пишет музыку специально для будущей танцевальной композиции. К сожалению, гораздо чаще хореограф вынужден искать готовую му­зыку, компилировать музыкальный текст в соответст­вии со своим замыслом. Бывает и наоборот: хореограф услышал музыку, которая вызвала у него зрительный образ танца, и он создает композицию танца на эту му­зыку. В любом случае музыка диктует эмоцио­нально-образный видеоряд танца, его темп, его ритм. Неудачное соотношение танцевальных движений с музыкальной канвой разрушает танцеваль­ную композицию. Соответствие движений, поз, танце­вальных групп, рисунков движений и т.д., особенно­стям музыкального произведения порождает целостное восприятие танцевальной композиции.

Необходимо обратить внимание на равновесие, которое возникает между музыкой и танцевальной лек­сикой. В его основе лежит взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Равновесие, достигнутое между музыкой и танцем, создает опти­мальные условия для восприятия танцевального произ­ведения. Музыка, которую композитор пишет для танца, предполагает ее композиционное танцевальное решение. В танцевальной музыке «проглядывается» танец.

 

Закон целостности танцевальной компо­зиции.

Любое расположение исполнителей на сцене и их движение представляют собой единое целое, огра­ниченное пространством и временем. Их расположе­ние постоянно меняется в зависимости от перемеще­ния по сцене. Но для того, чтобы создать танцеваль­ную композицию, необходимо всех исполнителей от­носительно сценического пространства и времени свя­зать таким образом, чтобы их расположение и переме­щение не были случайными. Они должны двигаться в едином музыкальном ритме, исполнять одинаковые движения, перемещаться по единому рисунку, изобра­жать единый процесс, выражать единое состояние. Та­ким путем элементы случайного единства преобразу­ются в закономерное целое.

Соответственно, закон целостности требует со­блюдения определенных условий:

- ни одно движение, ни одна фигура, ни один исполнитель не может быть сокращен без ущерба для целого;

- части композиции, отдельные фигуры или дви­жения не могут меняться местами без ущерба для содержания;

- ни один новый элемент танцевальной компози­ции не может быть присоединен к завершенно­му целому.

Таким образом, целое предполагает соразмер­ность частей и элементов. Так как сценическое действие развивается в про­странстве и во времени, то и соотношение частей тан­цевальной композиции необходимо рассматривать в этих категориях. Развертывание действия в танцеваль­ной композиции имеет начало, развитие и завершение. Наивысшей точкой в развитии всей композиции являет­ся кульминация. Отсутствие кульминации как вер­шины конфликта приводит к бездействию композиции.

Пространственное развитие композиции связано с организацией танцевальных фигур на сцене и требует соотношения рисунков танца, движений и количества исполнителей. Для создания действенной композиции необходимо в рисунке и движениях соподчинить второстепенные элементы главному.

Композиционное действие необходимо рассмат­ривать во взаимосвязи с музыкальной драматургией. Развитие музыки способствует созданию действенной танцевальной композиции в пространстве и времени. Большое значение в развитии действия имеет музыкальный ритм. Он способствует организации движе­ний и рисунков и является проводником действия. Большую роль в раскрытии закона целостности играет танцевальный ритм. Музыкальный ритм диктует, каким должен быть танцевальный ритм

Действенность танцевальной композиции не может подменяться большим количеством произволь­но отобранных рисунков и движений, постоянной сме­ной фигур, не имеющих взаимосвязей и развития.

Закон целостности обусловливает взаимопони­мание между исполнителями композиции и зрителем, воспринимающим ее.

Закон актуальности.

Основой этого закона является создание образа танца или образа в танце, ко­торый созвучен зрителям-современникам. Каждая эпо­ха предъявляла свои требования к созданию танцеваль­ной композиции, выделяя характерные формы в раз­ных видах танца.

Сценическое время находится во взаимо­связи с реальным временем, даже если оно не совпада­ет с ним с исторической точки зрения. Время, в кото­ром живет зритель, диктует развитие сценического дей­ствия, конфликтов, коллизий, столкновения характе­ров. То, что было интересно вчера, может стать неуме­стным, уйти в небытие.

В работах отечественных авторов нашего века нередко в качестве синонима актуальности употребля­ется термин «жизненность». Думается, что термин «актуальность» ближе по смыслу к содержанию этого закона.

Закон актуальности, или жизненности, харак­теризуется следующими основными чертами:

- движения и рисунки танца, а также его фигуры и их соотношение с развитием действия должны быть типичными для изображаемой эпохи;

- в композиции должно присутствовать ощуще­ние движения во времени, что сделает ее «живой», эмоциональной, художественно наполненной;

- необходимо добиться новизны танцевальной композиции.

Балетмейстер, который рождает танцевальную композицию, всегда идет тернистым путем, преодолевая всё устаревшее, нежизнеспособное.

 

Закон контраста.

Этот закон отражает взаимодействие согласных элементов композиции с резко различающимися между собой по контрасту. Контрасты являются движущей силой танцевальной композиции и определяют ее выразительность. Значе­ние контрастов как сочетание противоположного в зри­тельском восприятии очень велико. Существенную роль в композиции танца играют контрасты плоско­стного и объемного построения, контрасты рисунков танца, контрасты движений танца, контрасты динами­ки, контрасты образов танца и т.д. Так, на смену круго­вым формам рисунка приходит линейное построение, колонны переходят в шеренги или диагональное движе­ние; быстрое движение сменяется медленным.

 

Частные законы композиции танца.

Одним из частных законов композиции можно назвать симметрию, выступающую в явном или скрытом виде, и ее антипод - асимметрию. Асим­метрия и симметрия существуют в самой природе тан­ца и вводятся в него на основе учета закономерностей восприятия.

 

 

Заключение.

Все законы танцевальной композиции действуют одновременно и согласованно, т.е. выделение каждого из них необходимо лишь в целях теоретического ос­мысления процесса композиции танца в ее деталях.

Балетмейстер может считать свое произведение успешно решенным в том случае, если слышимый, рожденный музыкой образ будет совпадать с видимым хореографическим образом.


 

Список литературы.

1. Панфёров, В. И. Основы композиции танца: Экспериментальный учеб. для вузов, колледжей и училищ культуры и искусств/В. И. Панфёров. –Челябинск.:ЧГАКИ,2003. -256 с.

2. Панфёров, В. И. Мастерство хореографа: учеб. пособие/В. И. Панфёров. –Челябинск.:ООО «Полиграф-Мастер»,2009. -368 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: