САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
«ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫКОМПОЗИЦИИ ТАНЦА»
Выполнила: Константинова О.С.
Руководитель: Шерстобитова Е.А.
Челябинск 2012
План работы
1. Понятие «композиция танца»
2. Законы композиции танца:
- Закон единства драматургического и хореографического содержания;
- Закон единства музыкального и танцевального выражения содержания;
- Закон целостности танцевальной композиции;
- Закон актуальности;
- Закон контраста;
- Частные законы композиции танца.
3. Заключение
4. Список литературы
Понятие «композиция танца»
Композиция – это сложение, составление, соединение частей в единое целое. Композиция танца – это органически связанная совокупность танцевальных движений, образующих некое единое целое. Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено законам композиции танца. Хореографу-постановщику нужно знать эти законы. Это - аксиома. Итак, к числу основных законов композиции танца могут быть отнесены:
■ закон единства драматургического и хореографического содержания;
■ закон единства музыкального и танцевального выражения содержания;
■ закон целостности композиции;
■ закон актуальности;
■ закон контраста.
Закон единства драматургического и хореографического содержания.
На протяжении нескольких веков идет спор о том, что выражают танцевальные движения и позы; были и есть сторонники танца, представляющего собой произвольный набор движений, не связанных единым содержанием. Такого рода танцевальные композиции могут доставлять эстетическое наслаждение зрителям во время их исполнения, но не оставляют глубокого следа в памяти. Наоборот, композиции, драматургическая основа которых продумана и согласована с хореографическим воплощением, надолго сохраняются в памяти зрителя, т.к. вызывают у него интерес к сквозному развитию действия.
Действие закона единства драматургического и хореографического содержания распространяется на все виды и формы композиции танца, начиная от отдельных сценических танцев, кончая многоактными балетными спектаклями. Из этого закона следует, что, приступая к созданию хореографического произведения, постановщик раньше всего создает его будущую содержательную основу. В отдельных случаях эту важную часть работы может выполнять сценарист. Но, получив чью-то разработку драматургической основы, хореограф-постановщик переосмысляет и осваивает ее, переводит на язык хореографии.
Практика создания мировых шедевров балетного искусства убеждает, что долговечными становятся лишь те танцевальные композиции, в которых основу основ образует содержательная драматургия («Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и т.д.), «разговорный язык» «переведен» на эмоционально-образный язык танца.
Закон единства музыкального и танцевального выражения содержания.
Это не менее общий закон, чем предыдущий, но в отличие от первого, связывающего танец, прежде всего с его литературной (словесной) основой, данный закон неразрывно связывает танец с музыкой. Музыка для танцевальной композиции в идеале заказывается композитору, хорошо знающему специфику языка танца. Тогда, опираясь на драматургическую основу и пожелания хореографа-постановщика, композитор пишет музыку специально для будущей танцевальной композиции. К сожалению, гораздо чаще хореограф вынужден искать готовую музыку, компилировать музыкальный текст в соответствии со своим замыслом. Бывает и наоборот: хореограф услышал музыку, которая вызвала у него зрительный образ танца, и он создает композицию танца на эту музыку. В любом случае музыка диктует эмоционально-образный видеоряд танца, его темп, его ритм. Неудачное соотношение танцевальных движений с музыкальной канвой разрушает танцевальную композицию. Соответствие движений, поз, танцевальных групп, рисунков движений и т.д., особенностям музыкального произведения порождает целостное восприятие танцевальной композиции.
Необходимо обратить внимание на равновесие, которое возникает между музыкой и танцевальной лексикой. В его основе лежит взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Равновесие, достигнутое между музыкой и танцем, создает оптимальные условия для восприятия танцевального произведения. Музыка, которую композитор пишет для танца, предполагает ее композиционное танцевальное решение. В танцевальной музыке «проглядывается» танец.
Закон целостности танцевальной композиции.
Любое расположение исполнителей на сцене и их движение представляют собой единое целое, ограниченное пространством и временем. Их расположение постоянно меняется в зависимости от перемещения по сцене. Но для того, чтобы создать танцевальную композицию, необходимо всех исполнителей относительно сценического пространства и времени связать таким образом, чтобы их расположение и перемещение не были случайными. Они должны двигаться в едином музыкальном ритме, исполнять одинаковые движения, перемещаться по единому рисунку, изображать единый процесс, выражать единое состояние. Таким путем элементы случайного единства преобразуются в закономерное целое.
Соответственно, закон целостности требует соблюдения определенных условий:
- ни одно движение, ни одна фигура, ни один исполнитель не может быть сокращен без ущерба для целого;
- части композиции, отдельные фигуры или движения не могут меняться местами без ущерба для содержания;
- ни один новый элемент танцевальной композиции не может быть присоединен к завершенному целому.
Таким образом, целое предполагает соразмерность частей и элементов. Так как сценическое действие развивается в пространстве и во времени, то и соотношение частей танцевальной композиции необходимо рассматривать в этих категориях. Развертывание действия в танцевальной композиции имеет начало, развитие и завершение. Наивысшей точкой в развитии всей композиции является кульминация. Отсутствие кульминации как вершины конфликта приводит к бездействию композиции.
Пространственное развитие композиции связано с организацией танцевальных фигур на сцене и требует соотношения рисунков танца, движений и количества исполнителей. Для создания действенной композиции необходимо в рисунке и движениях соподчинить второстепенные элементы главному.
Композиционное действие необходимо рассматривать во взаимосвязи с музыкальной драматургией. Развитие музыки способствует созданию действенной танцевальной композиции в пространстве и времени. Большое значение в развитии действия имеет музыкальный ритм. Он способствует организации движений и рисунков и является проводником действия. Большую роль в раскрытии закона целостности играет танцевальный ритм. Музыкальный ритм диктует, каким должен быть танцевальный ритм
Действенность танцевальной композиции не может подменяться большим количеством произвольно отобранных рисунков и движений, постоянной сменой фигур, не имеющих взаимосвязей и развития.
Закон целостности обусловливает взаимопонимание между исполнителями композиции и зрителем, воспринимающим ее.
Закон актуальности.
Основой этого закона является создание образа танца или образа в танце, который созвучен зрителям-современникам. Каждая эпоха предъявляла свои требования к созданию танцевальной композиции, выделяя характерные формы в разных видах танца.
Сценическое время находится во взаимосвязи с реальным временем, даже если оно не совпадает с ним с исторической точки зрения. Время, в котором живет зритель, диктует развитие сценического действия, конфликтов, коллизий, столкновения характеров. То, что было интересно вчера, может стать неуместным, уйти в небытие.
В работах отечественных авторов нашего века нередко в качестве синонима актуальности употребляется термин «жизненность». Думается, что термин «актуальность» ближе по смыслу к содержанию этого закона.
Закон актуальности, или жизненности, характеризуется следующими основными чертами:
- движения и рисунки танца, а также его фигуры и их соотношение с развитием действия должны быть типичными для изображаемой эпохи;
- в композиции должно присутствовать ощущение движения во времени, что сделает ее «живой», эмоциональной, художественно наполненной;
- необходимо добиться новизны танцевальной композиции.
Балетмейстер, который рождает танцевальную композицию, всегда идет тернистым путем, преодолевая всё устаревшее, нежизнеспособное.
Закон контраста.
Этот закон отражает взаимодействие согласных элементов композиции с резко различающимися между собой по контрасту. Контрасты являются движущей силой танцевальной композиции и определяют ее выразительность. Значение контрастов как сочетание противоположного в зрительском восприятии очень велико. Существенную роль в композиции танца играют контрасты плоскостного и объемного построения, контрасты рисунков танца, контрасты движений танца, контрасты динамики, контрасты образов танца и т.д. Так, на смену круговым формам рисунка приходит линейное построение, колонны переходят в шеренги или диагональное движение; быстрое движение сменяется медленным.
Частные законы композиции танца.
Одним из частных законов композиции можно назвать симметрию, выступающую в явном или скрытом виде, и ее антипод - асимметрию. Асимметрия и симметрия существуют в самой природе танца и вводятся в него на основе учета закономерностей восприятия.
Заключение.
Все законы танцевальной композиции действуют одновременно и согласованно, т.е. выделение каждого из них необходимо лишь в целях теоретического осмысления процесса композиции танца в ее деталях.
Балетмейстер может считать свое произведение успешно решенным в том случае, если слышимый, рожденный музыкой образ будет совпадать с видимым хореографическим образом.
Список литературы.
1. Панфёров, В. И. Основы композиции танца: Экспериментальный учеб. для вузов, колледжей и училищ культуры и искусств/В. И. Панфёров. –Челябинск.:ЧГАКИ,2003. -256 с.
2. Панфёров, В. И. Мастерство хореографа: учеб. пособие/В. И. Панфёров. –Челябинск.:ООО «Полиграф-Мастер»,2009. -368 с.