Теория электрической связи
направления «Телекоммуникации», специальностей:
- 210402«Средства связи с подвижными объектами»;
- 210404 «Многоканальные телекоммуникационные системы»;
- 210406 «Сети связи и системы коммутации»
курс 3, семестр 5, 6.
Всего часов по рабочему учебному плану 272, из них:
всего аудиторных занятий 153 часа, из них:
лекции 85 часов,
лабораторные занятия 34 часа,
практические (семинарские) занятия 34 часа,
индивидуальные занятия со студентами 8 часов,
самостоятельная работа студентов 119 часов.
Распределение форм контроля знаний по семестрам:
экзамен 6 семестр,
зачет5 семестр,
курсовой проект6 семестр.
Курск – 2009
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 210700.62 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи, квалификация (степень) – бакалавр,типовой рабочей программойдисциплины «Общая теория связи» и на основании рабочего учебного плана направления подготовки 210700.62 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи, утвержденного Ученым советом Юго-Западного государственного университета «» 20 г. Рабочая программа обсуждена и рекомендована к применению в учебном процессе для обучения студентов по направлению подготовки 210700.62 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи на заседании кафедры Телекоммуникации, протокол №10 от 23 января 2013 г. (наименование кафедры, дата, номер протокола) Зав. кафедрой А.М. Потапенко Разработчик программы КТН, СНС С.Г. Лукьянюк (учёная степень и учёное звание, Ф.И.О.) Согласовано: Директор научной библиотеки ______________________ В.Г. Макаровская |
|
1 Цели и задачи учебной дисциплины. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Вырабатываемые компетенции
1.1 Цель преподавания учебной дисциплины
Целью преподавания дисциплины «Общая теория связи» (ОТС) является изучение основных закономерностей обмена информацией на расстоянии, её обработки, эффективной передачи и помехоустойчивого приёма в технических и живых системах различного назначения.
Она должна способствовать развитию творческих способностей студентов, умению формулировать и решать задачи оптимизации систем связи, умению творчески применять и самостоятельно повышать свои знания в области инфокоммуникаций.
1.2 Задачи изучения учебной дисциплины
Основными задачами изучения учебной дисциплины ОТС является приобретение студентамизнаний о современных методах анализа и синтеза систем передачи и приёма аналоговых и цифровых сообщений в условиях мешающих воздействий, а также по вопросам оптимизации телекоммуникационных систем и устройств на основе вариационных и статистических методов.
1.3 Взаимосвязь учебных дисциплин
ОТС относится к учебному общепрофессиональному циклу. Для изучения данной дисциплины студенты должны владеть знаниями, умениями и компетенциями, полученными при изучении следующих дисциплин математического и естественнонаучного, а также общепрофессионального циклов: математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, информатика, физика, электроника, теория электрических цепей, цифровая обработка сигналов. Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин профессионального цикла: вычислительная техника и информационные технологии, основы построения инфокоммуникационных систем и сетей, многоканальные цифровые системы передачи, радиопередающие и радиоприёмные устройства.
|
1.4 Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);
- использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований (ОК-9);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);
|
- наличие навыков самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; способность к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);
- готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
- способность применятьсовременные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств электросвязи и информатики; организовывать и проводить их испытания с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов (ПК-17);
В результате освоения дисциплины студент должен:
а) знать:
- физические свойства сообщений, сигналов, помех и каналов связи, их основные виды и информационные характеристики (ОК-1,ОК-9,ПК-1);
- принципы и основные закономерности обработки, передачи и приёма различных сигналов в телекоммуникационных системах (ОК-1,ОК-9);
- методы оптимизации сигналов и устройств их обработки (ОК-1,ОК-2, ОК-9);
- методы кодирования и шифрования дискретных сообщений (ОК-1,ОК-9,ПК-1,ПК-17);
- методы многоканальной передачи и распределения информации (ОК-1,ОК-9);
б) уметь:
- разрабатывать математические модели сигналов, каналов связи и определять их параметры по статическим характеристикам (ОК-1,ОК-9,ПК-18);
- проводить математический анализ и синтез физических процессов в аналоговых и цифровых устройствах формирования, преобразования и обработки сигналов (ОК-9,ПК-18);
- рассчитывать пропускную способность, информационную эффективность и помехоустойчивость телекоммуникационных систем (ОК-9,ПК-17);
в) владеть:
- методами компьютерного моделирования сигналов и их преобразований при передаче информации по каналам связи (ПК-2);
- навыками решения задач оптимизации сигналов и систем (ОК-9, ПК-17);
- навыками экспериментального исследования методов кодирования и декодирования сообщений, методов оценки помехоустойчивости модемов (ПК-2, ОК-9, ПК-17).
2 Содержание учебной дисциплины
2.1 Содержание учебной дисциплины и лекционных занятий
Таблица 2.1.1 – Содержание учебной дисциплины и её методическое обеспечение
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Виды учебной деятельности (в часах) | Учебно-методические материалы | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | Компетенции | ||
лек. | лаб. (№ п.п. табл. 2.2.1) | пр. (№ п.п. табл. 2.2.2) | |||||
Общие сведения о системах связи | (1) | (1) | У-1, 6 МУ-1 | ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-6 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-17 ПК-18 | |||
Детерминированные и случайные сигналы | (2-4) | (2-4) | У-1, 3, 6 МУ-2 – 4 | КО | |||
Каналы связи (КС) | (5-6) | У -1, МУ-5, 5 | КО | ||||
Методы формирования и преобразования сигналов в КС | (7-8) | (5-6) | У -1, 3, 5 МУ-7, 8 | КО | |||
Методы цифрового представления и передачи НС | (9) | (7) | У -1, 3, 5, МУ-9 | КО | |||
4 семестр | Э | ||||||
Основы теории передачи информации | - | (8) | У-1, 5 | КО | ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-6 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-17 ПК-18 | ||
Основы теории кодирования ДС | - | (9,10) | У-2, 4, 5 | КО | |||
Основы оптимального приёма ДС | (10-11) | (11) | У-2, 4, 5 МУ-10, 11 | КО | |||
Основы оптимального приёма НС | - | (12) | У-2, 5 | КО | |||
Методы многоканальной передачи и распределения информации | - | (13) | У-2, 5 | ||||
Курсовой проект | КП | ||||||
5 семестр | Э | ||||||
Итого часов |
КО – контрольный опрос (тестирование), выполняется в конце 4, 8, 12 и 16 недель каждого семестра
Таблица 2.1.2 – Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Общие сведения о системах связи | Структурная схема телекоммуникационной системы (ТКС) передачи информации. Назначение отдельных элементов. Внутренние и внешние характеристики ТКС. Информация, сообщения и сигналы. Источники и получатели сообщений. Каналы связи. Основные понятия о дискретизации и фильтрации, кодировании и декодировании, шифровании и дешифровании, модуляции и демодуляции. Операторы преобразования сигналов в ТКС. | |
Детерминированные и случайные сигналы | Непрерывные (аналоговые), дискретно-аналоговые, аналого-дискретные и цифровые сигналы. Узкополосные и аналитические сигналы. Преобразование Гильберта. Дискретизация и восстановление непрерывных сигналов. Теорема Котельникова. Обобщенный ряд Фурье. Вероятностные и числовые характеристики случайных сигналов. Корреляционная теория случайных сигналов. Характеристики огибающей и начальной фазы узкополосного случайного сигнала. Пространства сигналов. Геометрическая трактовка процесса передачи сообщений в ТКС. | |
Каналы связи (КС) | Классификация каналов связи (КС). Мешающие влияния и шумы в КС. Условия согласования сигналов и КС. Спектральная и энергетическая эффективность КС. Прямые и косвенные модели непрерывных и дискретных КС. Уравнения состояния и наблюдения. Модели гауссовского и релеевского КС. Особенности реальных КС. | |
Методы формирования и преобразования сигналов в каналах связи | Формирование и детектирование сигналов с амплитудной и угловой модуляцией при гармоническом переносчике и при передаче непрерывных (НС) и дискретных сообщений (ДС). Однополосная модуляция. Многопозиционная квадратурная модуляция. Методы модуляции при импульсном переносчике. Преобразование детерминированных и случайных сигналов в линейных и нелинейных КС. | |
Методы цифрового представления и передачи НС | Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразования НС. Импульсно-кодовая модуляция (ИКМ). Шум квантования, примитивное кодирование, ширина спектра ИКМ сигнала. Регенерация зашумленного ИКМ сигнала; расчет вероятностей ошибок и оптимального порога. Дифференциальная ИКМ (ДИКМ), дельта-модуляция (ДМ). Помехоустойчивость ИКМ и ДИКМ. | |
Основы теории передачи информации | Информационные характеристики источников ДС и НС: энтропия, производительность, избыточность, взаимная информация. Информационные характеристики дискретных и непрерывных КС: скорость передачи и пропускная способность. Теоремы кодирования Шеннона для КС без помех и с помехами. Эпсилон-энтропия НС. Функция скорость-искажение. Особенности секретных систем связи. Криптотеорема Шеннона. | |
Основы теории кодирования ДС | Классификация кодов. Эффективное кодирование ДС. Коды Шеннона-Фано и Хаффмена; условие оптимальности кодов. Принципы корректирующего (помехоустойчивого) кодирования и декодирования с обнаружением и исправлением ошибок. Линейные систематические блочные коды, циклические коды, каскадные коды, свёрточные коды. Оценка помехоустойчивости корректирующих кодов. | |
Основы оптимального приёма ДС | Содержание и классификация задач оптимального приёма ДС. Оптимальный приём ДС в КС с детерминированной и стохастической структурой. Различение ДС. Согласованная фильтрация финитных во времени сигналов. Алгоритмы работы и структурные схемы оптимальных приёмников ДС в гауссовском КС. Потенциальная помехоустойчивость приёма ДС. Особенности передачи и приёма ДС в каналах с межсимвольной интерференцией, сосредоточенными по спектру и импульсными помехами. | |
Основы оптимального приёма НС | Критерии оптимального приёма НС. Алгоритмы оптимального приёма при оценивании скалярных и векторных параметров НС. Оптимальная фильтрация и демодуляция НС. Потенциальная помехоустойчивость систем передачи НС с различными видами модуляции. Пороговый эффект в системах передачи с нелинейными видами модуляции. Оптимальный фильтр Колмогорова-Винера. Понятие о фильтрации Калмана-Бьюси. | |
Методы многоканальной передачи и распределения информации | Многопользовательская и многоканальная связь. Основы теории уплотнения и разделения сигналов в многоканальных системах связи. Многоканальная связь с временным, частотным, фазовым и кодовым уплотнением каналов. Принципы многостанционного доступа. Особенности формирования сигналов в асинхронно-адресных и сотовых ТКС. Общие принципы распределения информации в коммутируемых телекоммуникационных сетях. |
Таблица 2.1.3 – Распределение общей трудоёмкости учебной дисциплины по видам учебной работы и семестрам
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | 108/3 | ||
В том числе: | |||
лекции | |||
практические занятия (ПЗ) | |||
лабораторные работы (ЛР) | |||
Самостоятельная работа (всего) | 144/4 | ||
В том числе: | |||
подготовка к лабораторным работам | |||
подготовка к практическим занятиям | |||
подготовка к экзамену | |||
Вид промежуточной аттестации | зач. | экз. | |
Общая трудоёмкость дисциплинычас./зач. ед. | 252/7 |
2.2 Лабораторные работы и практические занятия
Таблица 2.2.1 – Лабораторные работы
№ п/п | № раздела | Наименование лабораторных работ | Компетенции | Объём, час. |
Изучение лабораторных стендов, вспомогательного оборудования, методических указаний по выполнению лабораторных работ и оформлению отчётов | ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-9 ПК-2 ПК-16 ПК-17 | |||
Исследование спектров сигналов | ||||
Временная дискретизация и восстановление непрерывных сигналов (теорема Котельникова) | ||||
Исследование законов распределения случайных сигналов | ||||
Преобразование формы и спектра сигналов безинерционным нелинейным элементом | ||||
Прохождение случайных сигналов через линейные и нелинейные цепи | ||||
Формирование и детектирование сигналов амплитудной модуляции | ||||
Формирование и детектирование сигналов угловой модуляции | ||||
Исследование аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования сигналов | ||||
Исследование оптимальных когерентных АМ, ЧМ, ФМ и ОФМ демодуляторов | ||||
Исследование помехоустойчивости систем связи при различных видах модуляции | ||||
Итого |
Таблица 2.2.2 – Практические занятия
№ п/п | № раздела | Наименование практического занятия | Компетенции | Объём, час. |
Основные характеристики сигналов и каналов связи | ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-9 ПК-2 ПК-16 ПК-17 ПК-18 | |||
Спектры периодических и непериодических сигналов | ||||
Дискретизация сигналов во времени. Теорема Котельникова | ||||
Законы распределения и числовые характеристики случайных сигналов | ||||
Нелинейное преобразование гармонических сигналов | ||||
Нелинейное преобразование случайных сигналов | ||||
ИКМ сигналов | ||||
Энтропия, производительность, избыточность, взаимная информация;информационные характеристики дискретных и непрерывных КС | ||||
Эффективное кодирование ДС | ||||
Помехоустойчивое кодирование ДС | ||||
Передача ДС | ||||
Передача НС | ||||
МКС с ЧРК и ВРК | ||||
Итого |
2.3 Самостоятельная работа студента (СРС)
Таблица 2.3.1 – Самостоятельная работа студента
№ | Наименование раздела учебной дисциплины | Срок выполнения | Время, затрачиваемое на выполнение СРС, час. |
4 семестр | |||
Общие сведения о системах связи | 1-2 нед. | ||
Детерминированные и случайные сигналы | 3-6 нед. | ||
Каналы связи (КС) | 7-10 нед. | ||
Методы формирования и преобразования сигналов в каналах связи | 11-14 нед. | ||
Методы цифрового представления и передачи НС | 15-18 нед. | ||
Подготовка к экзамену | |||
5 семестр | |||
Основы теории передачи информации | 1-4 нед. | ||
Основы теории кодирования ДС | 5-8 нед. | ||
Основы оптимального приёма ДС | 9-12 нед. | ||
Основы оптимального приёма НС | 13-16 нед. | ||
Методы многоканальной передачи и распределения информации | 17-18 нед. | ||
Выполнение курсового проекта | 10.05.13 г. | ||
Подготовка к экзамену | |||
Итого |
Примерная тематика курсовых проектов (работ):
«Разработка системы связи для передачи дискретных сообщений».
Задание и методические указания по выполнению курсового проекта представлены в приложенииА.
Курсовой проект оформляется в соответствие с требованиями СТУ 04.02.030-2007 «Работы (проекты) курсовые, работы выпускные квалификационные. Общие требования к структуре, оформлению и защите».
Срок сдачи курсового проекта 10 мая 2013 года.
Защита курсовых проектов по отдельному графику.
2.4Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связис обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изученияобеспечиваемых (последующих)дисциплин | |||||||||
Схемотехника телекоммуникационных устройств | + | + | + | ||||||||
Вычислительная техника и информационные технологии | + | + | |||||||||
Цифровая обработка сигналов | + | + | + | ||||||||
Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей | + | + | + | + | |||||||
Электромагнитные поля и волны | + | + | |||||||||
Метрология, стандартизация и сертификация в инфокоммуникациях | + | + | + | ||||||||
Электропитание устройств и систем телекоммуникаций | + | + | |||||||||
Профиль 2. Защищенные системы и сети связи | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Профиль 4. Сети связи и системы коммутации | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Профиль 5. Системы мобильной связи | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 Календарный план освоения учебной дисциплины
Вид занятий | № недели (4 семестр) | ||||||||||||||||
Лекции | Т.1 | Т.2, КО 1-2 | Т.2 | Т.3, КО 2-3 | Т.3 | Т.4, КО 3-4 | Т.4 | Т.5, КО 4-5 | Т.5, Э | ||||||||
ЛР | ОП | №1, З.1 | №2 | №3, З.2 | №4, З.3 | №5, З.4 | №6, З.5 | З.6 | З.1-6 | ||||||||
ПЗ | Т.1 | Т.2 | Т.3 | Т.4 | Т.5 | ||||||||||||
СРС | Т.1 | Т.2 | Т.3 | Т.4 | Т.5 |
Вид занятий | № недели (5 семестр) | ||||||||||||||||
Лекции | Т.7, КО | Т.8, КО | Т.9, КО | Т.10, КО | Т.11, Э | ||||||||||||
ЛР | №7 | №7, З.7 | №8 | №8, З.8 | №9 | №10, З.9 | №11 | З.10 | З.11 | ||||||||
ПЗ | Т.7 | Т.8 | Т.9 | Т.10 | Т.11 | ||||||||||||
СРС | Т.7 | Т.8 | Т.9 | Т.10 | Т.11 | ||||||||||||
КП | Выполнение КП | Защита КП |
4 Образовательные технологии
Лекционные занятия следует проводить с применением демонстрационного материала, например, с демонстрацией фолий посредством кодоскопа или ПК с проектором.
Практические занятия целесообразно проводить с использованием ПК, используя оригинальную методику и программы.
Лабораторные работы проводятся по традиционной методике с использованием лабораторных установок и ПК.
Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации целесообразно использовать тестирование (компьютерное), а для итогового контроля – письменный экзамен.
5 Рейтинговый контроль изучения учебной дисциплины
Рейтинговый контроль изучения учебной дисциплины «Общая теория связи» основан на действующем в ЮЗГУ положении П 02.016 – 2012 «Обально-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ».
Начисление баллов осуществляется не позднее субботы 5-ой, 9-ой, 13-ой и 17-ой недели семестра. При этом студента следует оценивать за период с начала семестра до недели, предшествующей контрольной, т. е. за четыре, восемь, двенадцать или шестнадцать недель по 16 баллов каждая (посещаемость – 4 балла; контролируемые разделы дисциплины – 12 баллов, в том числе: контрольный опрос по теме – 6 баллов, лабораторные работы – 4 балла, практические занятия – 2 балла). При определении рейтинга студента не учитываются баллы, выставляемые за темы, освоенные в рамках предыдущей темы.
Баллы, набранные студентами за последние две недели семестра и за задания, выполненные вне графика текущей аттестации, суммируются с баллами, выставляемыми при текущей аттестации. Максимальная сумма баллов по текущему контролю по дисциплине за семестр составляет 64 балла.
Таблица 5.1 – Контроль изучения учебной дисциплины
Форма контроля | Минимальный балл | Максимальный балл | ||
балл | примечание | балл | примечание | |
Лабораторная работа №0 «Изучение лабораторных стендов, вспомогательного оборудования, методических указаний по выполнению лабораторных работ и оформлению отчётов | 0,5* | Выполнил, но не защитил | 3* | Выполнил и защитил без замечаний (прим. 1) |
Лабораторная работа №1 «Исследование спектров сигналов» | ||||
Лабораторная работа №2 «Временная дискретизация и восстановление непрерывных сигналов (теорема Котельникова)» | ||||
Лабораторная работа №3 «Исследование законов распределения случайных сигналов» | ||||
Лабораторная работа №4 «Преобразование формы и спектра сигналов безинерционным нелинейным элементом» | ||||
Лабораторная работа №5 «Прохождение случайных сигналов через линейные и нелинейные цепи» | ||||
Лабораторная работа №6 «Формирование и детектирование сигналов амплитудной модуляции» | ||||
Лабораторная работа №7 «Формирование и детектирование сигналов угловой модуляции» | ||||
Лабораторная работа №8 «Исследование аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования сигналов» | ||||
Лабораторная работа №9 «Исследование оптимальных когерентных АМ, ЧМ, ФМ и ОФМ демодуляторов» | ||||
Лабораторная работа №10 «Исследование помехоустойчивости систем связи при различных видах модуляции» | ||||
Практическое занятие №1 «Основные характеристики сигналов и каналов связи» | 0,5* | Выполнил, доля правильных ответов менее 50% | 1,5* | Выполнил, доля правильных ответов более 50% |
Практическое занятие №2 «Спектры периодических и непериодических сигналов» | ||||
Практическое занятие №3 «Дискретизация сигналов во времени. Теорема Котельникова» | ||||
Практическое занятие №4 «Законы распределения и числовые характеристики случайных сигналов» | ||||
Практическое занятие №5 «Нелинейное преобразование гармонических сигналов» | ||||
Практическое занятие №6 «Нелинейное преобразование случайных сигналов» | ||||
Практическое занятие №7 «ИКМ сигналов» | ||||
Практическое занятие №8 «Эффективное кодирование ДС» | ||||
Практическое занятие №9 «Помехоустойчивое кодирование ДС» | ||||
Практическое занятие №10 «Основы оптимального приёма НС» | ||||
Практическое занятие №11 «Методы многоканальной передачи и распределения информации» | ||||
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Детерминированные и случайные сигналы» | 0* | 6* | Прим. 2 | |
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Каналы связи» | ||||
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Методы формирования и преобразования сигналов в каналах связи» | ||||
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Методы цифрового представления и передачи НС» | ||||
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Основы теории передачи информации» | ||||
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Основы теории кодирования ДС» | ||||
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Основы оптимального приёма ДС» | ||||
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Основы оптимального приёма НС» | ||||
Выполнение и защита курсового проекта (КП) | Прим. 3 | |||
Сдача экзамена | Прим. 4 | |||
Итоговое количество баллов за 4 семестр | Без учёта КП и премиал. баллов. Прим. 5 | |||
Итоговое количество баллов за 5 семестр |
* баллы, начисляемые за каждую работу
Примечания.
1. Штрафные баллы оценки качества отчётов по лабораторным работам:
– оформление отчёта не соответствует предъявляемым требованиям – минус 1 балл;
– полученные экспериментальные материалы не обработаны (осциллограммы, спектрограммы и т. п.) – минус 1 балл;
– выводы не соответствуют результатам работы – минус 1 балл.
2. Количество начисляемых баллов БКО определяется по формуле
БКО= (6/ N Σ) N пр,
где N Σ и N пр – соответственно общее количество вопросов в задании (тесте) и количество правильных ответов.
3. Примерные критерии оценки выполнения курсового проекта:
а) формальные критерии (нормоконтроль) (от 0 до 30 баллов):
- соблюдение сроков сдачи законченной работы;
- правильность оформления (структурные элементы, размеры полей, отступы, интервалы, шрифт, выравнивание, разделы, подразделы, пункты, подпункты,перечисления, заголовки, нумерация разделов и страниц);
- грамотность изложения;
- оформление таблиц, иллюстраций и формул, их нумерация;
- оформление ссылок, списка использованных источников(литературы);
б) содержательные критерии (от 0 до 50 баллов):
- правильность формулирования целей и задач исследования;
- соответствие содержания работы заданию (варианту);
- наличие элементов научной новизны;
- степень самостоятельности;
- использование новейшей литературы;
в) защита работы (от 0 до 20 баллов):
- качество презентационных материалов;
- умение доложить основные результаты работы;
- владение терминологией в устной речи;
- ответы на вопросы по теме работы.
4. Для допуска к промежуточной аттестации (экзамену) по дисциплине студент обязан набрать не менее 24 баллов (без учёта баллов за посещаемость – не более 16, и до 10 премиальных баллов по ходатайству преподавателя перед деканом факультета И и ВТ).
Если к моменту проведения экзамена студент не имеет задолженностей по отдельным контролируемым темам и набирает не менее 50 баллов, они могут быть выставлены студенту по его желанию вместе с соответствующей оценкой в день экзамена в ведомость и зачётную книжку без процедуры принятия экзамена.
Устранения задолженностей по отдельным контролируемым темам производится в рамках текущего контроля по дисциплине.
Повышение набранных баллов осуществляется на экзамене.
По окончании учебного семестра баллы, набранные студентом по итогам текущего контроля, посещаемости аудиторных занятий и премиальные баллы суммируются с баллами, полученными на промежуточной аттестации (экзамене) и формируют рейтинговую оценку по дисциплине (табл. П4.1).
Премиальные баллы декана факультета И и ВТ назначаются студенту распоряжением по факультету за документально подтверждённые особые заслуги в области учебной, научной и социальной деятельности. Премиальные баллы декана факультета в сумме не превышают 20 баллов и суммируются с баллами текущего контроля (экзамена).
Порядок начисления баллов по результатам сдачи экзаменов приведено в табл. П4.2.
Примерный перечень экзаменационных вопросов приведен в Приложении Б.
Форма экзаменационного билета представлена в Приложении В. В каждый экзаменационный билет включено два теоретических вопроса (максимальное количество баллов по каждому вопросу 14) и один практический (максимальное количество баллов 8).
Студенту, получившему по дисциплине менее 50 баллов, предоставляется возможность ликвидировать задолженность по дисциплине в соответствие с положением П 02.034 – 2009 «О проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов».
Таблица П4.1 – Соответствие систем оценок (п. 4.3 П 02.16 – 2012)
Отрицательная оценка | Положительная оценка | |||
Оценка по дисциплине | Неудовлетворительно менее 50 баллов | Удовлетворительно от 50 до 69 баллов | Хорошо от 70 до 89 баллов | Отлично от 90 до 100 баллов |
Таблица П4.2 –Начисление баллов по результатам сдачи экзаменов
Требования | Начисляемое количество баллов |
За каждый теоретический вопрос | |
Ответ полный: правильно (корректно) сформулирована постановка задачи (вопроса), дано определение функции (теоремы), приведены исходные математические выражения (модель) и вывод конечных математических выражений, раскрыт физический смысл полученного результата и указана его размерность. | |
Ответ частичный: правильно (корректно) сформулирована постановка задачи (вопроса), дано определение функции (теоремы), метод решения задачи, исходные и конечные математические выражения (модель) приведены без вывода, раскрыт физический смысл полученного результата и указана его размерность. | |
Ответ неполный: правильно (корректно) сформулирована постановка задачи (вопроса), дано определение функции (теоремы). | |
Ответ неправильный или не соответствует вопросу. | |
Практическое задание (задача) | |
Решение полное: приведены исходные выражения, показан ход решения задачи, получен правильный результат и его размерность. | |
Решение неполное: приведены исходные выражения, но нет решения | |
Решение отсутствует |