РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Теория электрической связи




 

Теория электрической связи

 

направления «Телекоммуникации», специальностей:

- 210402«Средства связи с подвижными объектами»;

- 210404 «Многоканальные телекоммуникационные системы»;

- 210406 «Сети связи и системы коммутации»

курс 3, семестр 5, 6.

Всего часов по рабочему учебному плану 272, из них:

всего аудиторных занятий 153 часа, из них:

лекции 85 часов,

лабораторные занятия 34 часа,

практические (семинарские) занятия 34 часа,

индивидуальные занятия со студентами 8 часов,

самостоятельная работа студентов 119 часов.

Распределение форм контроля знаний по семестрам:

экзамен 6 семестр,

зачет5 семестр,

курсовой проект6 семестр.

 

 

Курск – 2009

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 210700.62 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи, квалификация (степень) – бакалавр,типовой рабочей программойдисциплины «Общая теория связи» и на основании рабочего учебного плана направления подготовки 210700.62 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи, утвержденного Ученым советом Юго-Западного государственного университета «» 20 г.   Рабочая программа обсуждена и рекомендована к применению в учебном процессе для обучения студентов по направлению подготовки 210700.62 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи на заседании кафедры Телекоммуникации, протокол №10 от 23 января 2013 г. (наименование кафедры, дата, номер протокола) Зав. кафедрой А.М. Потапенко Разработчик программы КТН, СНС С.Г. Лукьянюк (учёная степень и учёное звание, Ф.И.О.) Согласовано:   Директор научной библиотеки ______________________ В.Г. Макаровская  

 

 


1 Цели и задачи учебной дисциплины. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Вырабатываемые компетенции

 

1.1 Цель преподавания учебной дисциплины

 

Целью преподавания дисциплины «Общая теория связи» (ОТС) является изучение основных закономерностей обмена информацией на расстоянии, её обработки, эффективной передачи и помехоустойчивого приёма в технических и живых системах различного назначения.

Она должна способствовать развитию творческих способностей студентов, умению формулировать и решать задачи оптимизации систем связи, умению творчески применять и самостоятельно повышать свои знания в области инфокоммуникаций.

 

1.2 Задачи изучения учебной дисциплины

Основными задачами изучения учебной дисциплины ОТС является приобретение студентамизнаний о современных методах анализа и синтеза систем передачи и приёма аналоговых и цифровых сообщений в условиях мешающих воздействий, а также по вопросам оптимизации телекоммуникационных систем и устройств на основе вариационных и статистических методов.

 

1.3 Взаимосвязь учебных дисциплин

ОТС относится к учебному общепрофессиональному циклу. Для изучения данной дисциплины студенты должны владеть знаниями, умениями и компетенциями, полученными при изучении следующих дисциплин математического и естественнонаучного, а также общепрофессионального циклов: математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, информатика, физика, электроника, теория электрических цепей, цифровая обработка сигналов. Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин профессионального цикла: вычислительная техника и информационные технологии, основы построения инфокоммуникационных систем и сетей, многоканальные цифровые системы передачи, радиопередающие и радиоприёмные устройства.

 

1.4 Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);

- использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);

- наличие навыков самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; способность к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);

- готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);

- способность применятьсовременные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств электросвязи и информатики; организовывать и проводить их испытания с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов (ПК-17);

В результате освоения дисциплины студент должен:

а) знать:

- физические свойства сообщений, сигналов, помех и каналов связи, их основные виды и информационные характеристики (ОК-1,ОК-9,ПК-1);

- принципы и основные закономерности обработки, передачи и приёма различных сигналов в телекоммуникационных системах (ОК-1,ОК-9);

- методы оптимизации сигналов и устройств их обработки (ОК-1,ОК-2, ОК-9);

- методы кодирования и шифрования дискретных сообщений (ОК-1,ОК-9,ПК-1,ПК-17);

- методы многоканальной передачи и распределения информации (ОК-1,ОК-9);

б) уметь:

- разрабатывать математические модели сигналов, каналов связи и определять их параметры по статическим характеристикам (ОК-1,ОК-9,ПК-18);

- проводить математический анализ и синтез физических процессов в аналоговых и цифровых устройствах формирования, преобразования и обработки сигналов (ОК-9,ПК-18);

- рассчитывать пропускную способность, информационную эффективность и помехоустойчивость телекоммуникационных систем (ОК-9,ПК-17);

в) владеть:

- методами компьютерного моделирования сигналов и их преобразований при передаче информации по каналам связи (ПК-2);

- навыками решения задач оптимизации сигналов и систем (ОК-9, ПК-17);

- навыками экспериментального исследования методов кодирования и декодирования сообщений, методов оценки помехоустойчивости модемов (ПК-2, ОК-9, ПК-17).

 

2 Содержание учебной дисциплины

 

2.1 Содержание учебной дисциплины и лекционных занятий

Таблица 2.1.1 – Содержание учебной дисциплины и её методическое обеспечение

№ п/п Раздел учебной дисциплины Виды учебной дея­тельности (в часах) Учебно-методи­ческие мате­риалы Формы теку­щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Компетен­ции
лек. лаб. (№ п.п. табл. 2.2.1) пр. (№ п.п. табл. 2.2.2)
               
  Общие сведения о системах связи   (1) (1) У-1, 6 МУ-1   ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-6 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-17 ПК-18
  Детерминированные и случайные сигналы   (2-4) (2-4) У-1, 3, 6 МУ-2 – 4 КО
  Каналы связи (КС)   (5-6)   У -1, МУ-5, 5 КО
  Методы формирования и преобразования сигналов в КС   (7-8) (5-6) У -1, 3, 5 МУ-7, 8 КО
  Методы цифрового представления и передачи НС   (9) (7) У -1, 3, 5, МУ-9 КО
  4 семестр Э
  Основы теории передачи информации   - (8) У-1, 5 КО ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-6 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-17 ПК-18
  Основы теории кодирования ДС   - (9,10) У-2, 4, 5 КО
  Основы оптимального приёма ДС   (10-11) (11) У-2, 4, 5 МУ-10, 11 КО
  Основы оптимального приёма НС   - (12) У-2, 5 КО
  Методы многоканальной передачи и распределения информации   - (13) У-2, 5  
  Курсовой проект         КП
  5 семестр Э
Итого часов            

 

КО – контрольный опрос (тестирование), выполняется в конце 4, 8, 12 и 16 недель каждого семестра

Таблица 2.1.2 – Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
     
  Общие сведения о системах связи Структурная схема телекоммуникационной системы (ТКС) передачи информации. Назначение отдельных элементов. Внутренние и внешние характеристики ТКС. Информация, сообщения и сигналы. Источники и получатели сообщений. Каналы связи. Основные понятия о дискретизации и фильтрации, кодировании и декодировании, шифровании и дешифровании, модуляции и демодуляции. Операторы преобразования сигналов в ТКС.
  Детерминиро­ван­ные и слу­чай­ные сигна­лы Непрерывные (аналоговые), дискретно-аналоговые, ана­лого-дискретные и цифровые сигналы. Узкополосные и аналитические сигналы. Преобразование Гильберта. Дис­кретизация и восстановление непрерывных сигналов. Тео­рема Котельникова. Обобщенный ряд Фурье. Вероятност­ные и числовые характеристики случайных сигналов. Корреляционная теория случайных сигналов. Характери­стики огибающей и начальной фазы узкополосного слу­чайного сигнала. Пространства сигналов. Геометрическая трактовка процесса передачи сообщений в ТКС.
  Каналы связи (КС) Классификация каналов связи (КС). Мешающие влияния и шумы в КС. Условия согласования сигналов и КС. Спек­тральная и энергетическая эффективность КС. Прямые и косвенные модели непрерывных и дискретных КС. Урав­нения состояния и наблюдения. Модели гауссовского и релеевского КС. Особенности реальных КС.
  Методы форми­рования и пре­образования сигналов в кана­лах связи Формирование и детектирование сигналов с амплитудной и угловой модуляцией при гармоническом переносчике и при передаче непрерывных (НС) и дискретных сообщений (ДС). Однополосная модуляция. Многопозиционная квадратурная модуляция. Методы модуляции при им­пульсном переносчике. Преобразование детерминирован­ных и случайных сигналов в линейных и нелинейных КС.
  Методы цифро­вого представ­ления и пере­дачи НС Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразования НС. Импульсно-кодовая модуляция (ИКМ). Шум кванто­вания, примитивное кодирование, ширина спектра ИКМ сигнала. Регенерация зашумленного ИКМ сигнала; расчет вероятностей ошибок и оптимального порога. Дифферен­циальная ИКМ (ДИКМ), дельта-модуляция (ДМ). Помехо­устойчивость ИКМ и ДИКМ.
  Основы теории передачи ин­формации Информационные характеристики источников ДС и НС: энтропия, производительность, избыточность, взаимная информация. Информационные характеристики дискрет­ных и непрерывных КС: скорость передачи и пропускная способность. Теоремы кодирования Шеннона для КС без помех и с помехами. Эпсилон-энтропия НС. Функция ско­рость-искажение. Особенности секретных систем связи. Криптотеорема Шеннона.
  Основы теории кодирования ДС Классификация кодов. Эффективное кодирование ДС. Коды Шеннона-Фано и Хаффмена; условие оптимальности кодов. Принципы корректирующего (помехоустойчивого) кодирования и декодирования с обнаружением и исправ­лением ошибок. Линейные систематические блочные коды, циклические коды, каскадные коды, свёрточные коды. Оценка помехоустойчивости корректирующих кодов.
     
  Основы оптимального приёма ДС Содержание и классификация задач оптимального приёма ДС. Оптимальный приём ДС в КС с детерминированной и стохастической структурой. Различение ДС. Согласованная фильтрация финитных во времени сигналов. Алгоритмы работы и структурные схемы оптимальных приёмников ДС в гауссовском КС. Потенциальная помехоустойчивость приёма ДС. Особенности передачи и приёма ДС в каналах с межсимвольной интерференцией, сосредоточенными по спектру и импульсными помехами.
  Основы оптимального приёма НС Критерии оптимального приёма НС. Алгоритмы оптимального приёма при оценивании скалярных и векторных параметров НС. Оптимальная фильтрация и демодуляция НС. Потенциальная помехоустойчивость систем передачи НС с различными видами модуляции. Пороговый эффект в системах передачи с нелинейными видами модуляции. Оптимальный фильтр Колмогорова-Винера. Понятие о фильтрации Калмана-Бьюси.
  Методы многоканальной передачи и распределения информации Многопользовательская и многоканальная связь. Основы теории уплотнения и разделения сигналов в многоканальных системах связи. Многоканальная связь с временным, частотным, фазовым и кодовым уплотнением каналов. Принципы многостанционного доступа. Особенности формирования сигналов в асинхронно-адресных и сотовых ТКС. Общие принципы распределения информации в коммутируемых телекоммуникационных сетях.

Таблица 2.1.3 – Распределение общей трудоёмкости учебной дисциплины по видам учебной работы и семестрам

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия (всего) 108/3    
В том числе:      
лекции      
практические занятия (ПЗ)      
лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (всего) 144/4    
В том числе:      
подготовка к лабораторным работам      
подготовка к практическим занятиям      
подготовка к экзамену      
Вид промежуточной аттестации   зач. экз.
Общая трудоёмкость дисциплинычас./зач. ед. 252/7    

2.2 Лабораторные работы и практические занятия

Таблица 2.2.1 – Лабораторные работы

№ п/п № раздела Наименование лабораторных работ Компетенции Объём, час.
    Изучение лабораторных стендов, вспомогательного оборудования, методических указаний по выполнению лабораторных работ и оформлению отчётов ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-9 ПК-2 ПК-16 ПК-17    
    Исследование спектров сигналов  
    Временная дискретизация и восстановление непрерывных сигналов (теорема Котельникова)  
    Исследование законов распределения случайных сигналов  
    Преобразование формы и спектра сигналов безинерционным нелинейным элементом  
    Прохождение случайных сигналов через линейные и нелинейные цепи  
    Формирование и детектирование сигналов амплитудной модуляции  
    Формирование и детектирование сигналов угловой модуляции  
    Исследование аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования сигналов  
    Исследование оптимальных когерентных АМ, ЧМ, ФМ и ОФМ демодуляторов  
    Исследование помехоустойчивости систем связи при различных видах модуляции  
Итого  

 

 

Таблица 2.2.2 – Практические занятия

№ п/п № раздела Наименование практического занятия Компетенции Объём, час.
         
    Основные характеристики сигналов и каналов связи ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-9 ПК-2 ПК-16 ПК-17 ПК-18    
    Спектры периодических и непериодических сигналов  
    Дискретизация сигналов во времени. Теорема Котельникова  
    Законы распределения и числовые характеристики случайных сигналов  
    Нелинейное преобразование гармонических сигналов  
    Нелинейное преобразование случайных сигналов  
    ИКМ сигналов  
    Энтропия, производительность, избыточность, взаимная информация;информационные характеристики дискрет­ных и непрерывных КС  
    Эффективное кодирование ДС  
    Помехоустойчивое кодирование ДС  
         
    Передача ДС    
    Передача НС  
    МКС с ЧРК и ВРК  
Итого    

 

2.3 Самостоятельная работа студента (СРС)

Таблица 2.3.1 – Самостоятельная работа студента

Наименование раздела учебной дисциплины Срок выполнения Время, затрачиваемое на выполнение СРС, час.
4 семестр
  Общие сведения о системах связи 1-2 нед.  
  Детерминиро­ван­ные и слу­чай­ные сигна­лы 3-6 нед.  
  Каналы связи (КС) 7-10 нед.  
  Методы форми­рования и пре­образования сигналов в кана­лах связи 11-14 нед.  
  Методы цифро­вого представ­ления и пере­дачи НС 15-18 нед.  
  Подготовка к экзамену    
5 семестр
  Основы теории передачи ин­формации 1-4 нед.  
  Основы теории кодирования ДС 5-8 нед.  
  Основы оптимального приёма ДС 9-12 нед.  
  Основы оптимального приёма НС 13-16 нед.  
  Методы многоканальной передачи и распределения информации 17-18 нед.  
  Выполнение курсового проекта 10.05.13 г.  
  Подготовка к экзамену    
Итого  

 

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ):

«Разработка системы связи для передачи дискретных сообщений».

Задание и методические указания по выполнению курсового проекта представлены в приложенииА.

Курсовой проект оформляется в соответствие с требованиями СТУ 04.02.030-2007 «Работы (проекты) курсовые, работы выпускные квалификационные. Общие требования к структуре, оформлению и защите».

Срок сдачи курсового проекта 10 мая 2013 года.

Защита курсовых проектов по отдельному графику.

 

 

2.4Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связис обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изученияобеспечиваемых (последующих)дисциплин
                   
  Схемотехника телекоммуникационных устройств     + +           +
  Вычислительная техника и информационные технологии +       +          
  Цифровая обработка сигналов   + +   +          
  Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей +   +   +         +
  Электромагнитные поля и волны + +                
  Метрология, стандартизация и сертификация в инфокоммуникациях + + +              
  Электропитание устройств и систем телекоммуникаций   +   +            
  Профиль 2. Защищенные системы и сети связи + + + + + + + + + +
  Профиль 4. Сети связи и системы коммутации + + + + + + +     +
  Профиль 5. Системы мобильной связи + + + + + + + + + +

3 Календарный план освоения учебной дисциплины

 

Вид занятий № недели (4 семестр)
                                   
Лекции Т.1 Т.2, КО 1-2 Т.2 Т.3, КО 2-3 Т.3 Т.4, КО 3-4 Т.4 Т.5, КО 4-5 Т.5, Э
ЛР ОП №1, З.1 №2 №3, З.2 №4, З.3 №5, З.4 №6, З.5 З.6 З.1-6
ПЗ Т.1 Т.2 Т.3 Т.4 Т.5
СРС Т.1 Т.2 Т.3 Т.4 Т.5

 

Вид занятий № недели (5 семестр)
                                   
Лекции Т.7, КО Т.8, КО Т.9, КО Т.10, КО Т.11, Э
ЛР №7 №7, З.7 №8 №8, З.8 №9 №10, З.9 №11 З.10 З.11
ПЗ Т.7 Т.8 Т.9 Т.10 Т.11
СРС Т.7 Т.8 Т.9 Т.10 Т.11
КП Выполнение КП Защита КП  

4 Образовательные технологии

Лекционные занятия следует проводить с применением демонстрационного материала, например, с демонстрацией фолий посредством кодоскопа или ПК с проектором.

Практические занятия целесообразно проводить с использованием ПК, используя оригинальную методику и программы.

Лабораторные работы проводятся по традиционной методике с использованием лабораторных установок и ПК.

Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации целесообразно использовать тестирование (компьютерное), а для итогового контроля – письменный экзамен.

 

5 Рейтинговый контроль изучения учебной дисциплины

 

Рейтинговый контроль изучения учебной дисциплины «Общая теория связи» основан на действующем в ЮЗГУ положении П 02.016 – 2012 «Обально-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ».

Начисление баллов осуществляется не позднее субботы 5-ой, 9-ой, 13-ой и 17-ой недели семестра. При этом студента следует оценивать за период с начала семестра до недели, предшествующей контрольной, т. е. за четыре, восемь, двенадцать или шестнадцать недель по 16 баллов каждая (посещаемость – 4 балла; контролируемые разделы дисциплины – 12 баллов, в том числе: контрольный опрос по теме – 6 баллов, лабораторные работы – 4 балла, практические занятия – 2 балла). При определении рейтинга студента не учитываются баллы, выставляемые за темы, освоенные в рамках предыдущей темы.

Баллы, набранные студентами за последние две недели семестра и за задания, выполненные вне графика текущей аттестации, суммируются с баллами, выставляемыми при текущей аттестации. Максимальная сумма баллов по текущему контролю по дисциплине за семестр составляет 64 балла.

Таблица 5.1 – Контроль изучения учебной дисциплины

Форма контроля Минимальный балл Максимальный балл
балл примечание балл примечание
         
Лабораторная работа №0 «Изучение лабораторных стендов, вспомогательного оборудования, методических указаний по выполнению лабораторных работ и оформлению отчётов 0,5* Выполнил, но не защитил 3* Выполнил и защитил без замечаний (прим. 1)
Лабораторная работа №1 «Исследование спектров сигналов»
Лабораторная работа №2 «Временная дискретизация и восстановление непрерывных сигналов (теорема Котельникова)»  
         
Лабораторная работа №3 «Исследование законов распределения случайных сигналов»        
Лабораторная работа №4 «Преобразование формы и спектра сигналов безинерционным нелинейным элементом»
Лабораторная работа №5 «Прохождение случайных сигналов через линейные и нелинейные цепи»
Лабораторная работа №6 «Формирование и детектирование сигналов амплитудной модуляции»
Лабораторная работа №7 «Формирование и детектирование сигналов угловой модуляции»
Лабораторная работа №8 «Исследование аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования сигналов»
Лабораторная работа №9 «Исследование оптимальных когерентных АМ, ЧМ, ФМ и ОФМ демодуляторов»
Лабораторная работа №10 «Исследование помехоустойчивости систем связи при различных видах модуляции»
Практическое занятие №1 «Основные характеристики сигналов и каналов связи» 0,5* Выполнил, доля правильных ответов менее 50% 1,5* Выполнил, доля правильных ответов более 50%
Практическое занятие №2 «Спектры периодических и непериодических сигналов»
Практическое занятие №3 «Дискретизация сигналов во времени. Теорема Котельникова»
Практическое занятие №4 «Законы распределения и числовые характеристики случайных сигналов»
Практическое занятие №5 «Нелинейное преобразование гармонических сигналов»
Практическое занятие №6 «Нелинейное преобразование случайных сигналов»
Практическое занятие №7 «ИКМ сигналов»
Практическое занятие №8 «Эффективное кодирование ДС»
Практическое занятие №9 «Помехоустойчивое кодирование ДС»
Практическое занятие №10 «Основы оптимального приёма НС»
Практическое занятие №11 «Методы многоканальной передачи и распределения информации»
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Детерминиро­ван­ные и слу­чай­ные сигна­лы» 0*   6* Прим. 2
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Каналы связи»
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Методы форми­рования и пре­образования сигналов в кана­лах связи»
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Методы цифро­вого представ­ления и пере­дачи НС»
         
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Основы теории передачи информации»        
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Основы теории кодирования ДС»
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Основы оптимального приёма ДС»
Контрольный опрос (тестирование) по теме «Основы оптимального приёма НС»
Выполнение и защита курсового проекта (КП)       Прим. 3
Сдача экзамена       Прим. 4
Итоговое количество баллов за 4 семестр       Без учёта КП и премиал. баллов. Прим. 5
Итоговое количество баллов за 5 семестр      

 

* баллы, начисляемые за каждую работу

 

Примечания.

1. Штрафные баллы оценки качества отчётов по лабораторным работам:

– оформление отчёта не соответствует предъявляемым требованиям – минус 1 балл;

– полученные экспериментальные материалы не обработаны (осциллограммы, спектрограммы и т. п.) – минус 1 балл;

– выводы не соответствуют результатам работы – минус 1 балл.

2. Количество начисляемых баллов БКО определяется по формуле

БКО= (6/ N Σ) N пр,

где N Σ и N пр – соответственно общее количество вопросов в задании (тесте) и количество правильных ответов.

3. Примерные критерии оценки выполнения курсового проекта:

а) формальные критерии (нормоконтроль) (от 0 до 30 баллов):

- соблюдение сроков сдачи законченной работы;

- правильность оформления (структурные элементы, размеры полей, отступы, интервалы, шрифт, выравнивание, разделы, подразделы, пункты, подпункты,перечисления, заголовки, нумерация разделов и страниц);

- грамотность изложения;

- оформление таблиц, иллюстраций и формул, их нумерация;

- оформление ссылок, списка использованных источников(литературы);

б) содержательные критерии (от 0 до 50 баллов):

- правильность формулирования целей и задач исследования;

- соответствие содержания работы заданию (варианту);

- наличие элементов научной новизны;

- степень самостоятельности;

- использование новейшей литературы;

в) защита работы (от 0 до 20 баллов):

- качество презентационных материалов;

- умение доложить основные результаты работы;

- владение терминологией в устной речи;

- ответы на вопросы по теме работы.

4. Для допуска к промежуточной аттестации (экзамену) по дисциплине студент обязан набрать не менее 24 баллов (без учёта баллов за посещаемость – не более 16, и до 10 премиальных баллов по ходатайству преподавателя перед деканом факультета И и ВТ).

Если к моменту проведения экзамена студент не имеет задолженностей по отдельным контролируемым темам и набирает не менее 50 баллов, они могут быть выставлены студенту по его желанию вместе с соответствующей оценкой в день экзамена в ведомость и зачётную книжку без процедуры принятия экзамена.

Устранения задолженностей по отдельным контролируемым темам производится в рамках текущего контроля по дисциплине.

Повышение набранных баллов осуществляется на экзамене.

По окончании учебного семестра баллы, набранные студентом по итогам текущего контроля, посещаемости аудиторных занятий и премиальные баллы суммируются с баллами, полученными на промежуточной аттестации (экзамене) и формируют рейтинговую оценку по дисциплине (табл. П4.1).

Премиальные баллы декана факультета И и ВТ назначаются студенту распоряжением по факультету за документально подтверждённые особые заслуги в области учебной, научной и социальной деятельности. Премиальные баллы декана факультета в сумме не превышают 20 баллов и суммируются с баллами текущего контроля (экзамена).

Порядок начисления баллов по результатам сдачи экзаменов приведено в табл. П4.2.

Примерный перечень экзаменационных вопросов приведен в Приложении Б.

Форма экзаменационного билета представлена в Приложении В. В каждый экзаменационный билет включено два теоретических вопроса (максимальное количество баллов по каждому вопросу 14) и один практический (максимальное количество баллов 8).

Студенту, получившему по дисциплине менее 50 баллов, предоставляется возможность ликвидировать задолженность по дисциплине в соответствие с положением П 02.034 – 2009 «О проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов».

 

 

Таблица П4.1 – Соответствие систем оценок (п. 4.3 П 02.16 – 2012)

  Отрицательная оценка Положительная оценка
Оценка по дисциплине Неудовлетворительно менее 50 баллов Удовлетворительно от 50 до 69 баллов Хорошо от 70 до 89 баллов Отлично от 90 до 100 баллов

 

 

Таблица П4.2 –Начисление баллов по результатам сдачи экзаменов

Требования Начисляемое количество баллов
За каждый теоретический вопрос
Ответ полный: правильно (корректно) сформулирована постановка задачи (вопроса), дано определение функции (теоремы), приведены исходные математические выражения (модель) и вывод конечных математических выражений, раскрыт физический смысл полученного результата и указана его размерность.  
Ответ частичный: правильно (корректно) сформулирована постановка задачи (вопроса), дано определение функции (теоремы), метод решения задачи, исходные и конечные математические выражения (модель) приведены без вывода, раскрыт физический смысл полученного результата и указана его размерность.  
Ответ неполный: правильно (корректно) сформулирована постановка задачи (вопроса), дано определение функции (теоремы).  
Ответ неправильный или не соответствует вопросу.  
Практическое задание (задача)
Решение полное: приведены исходные выражения, показан ход решения задачи, получен правильный результат и его размерность.  
Решение неполное: приведены исходные выражения, но нет решения  
Решение отсутствует  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: