Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая теория статистики»




Екатеринбург 2011


ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 18 с.

 

Составители:

Бодряков В.Ю., зав. кафедрой математического анализа УрГПУ, д.ф.-м.н., доцент, математический факультет

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математического анализа УрГПУ

Протокол от «20» октября 2011 №2. Зав. кафедрой В.Ю. Бодряков

 

 

Декан математического факультета В.П. Толстопятов


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая учебная программа дисциплины «Общая теория статистики» (ОТС) соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) подготовки бакалавров по направлению «040700 – Организация работы с молодежью».

Целью изучения дисциплины «Общая теория статистики» является формирование профессионально важных компетенций студента для будущей профессиональной деятельности в рамках и средствами изучаемой дисциплины. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: (1) сформировать у студентов представления о фундаментальных основах общей теории статистики как инструмента изучения множественных однородных стохастических явлений, прежде всего, в социально-экономической сфере, об основных понятиях и фактах ОТС, о способах построения и решения статистических моделей окружающей действительности; (2) развить навыки использования методов ОТС для решения задач в профессиональной сфере, в том числе, с работой в компьютерных сетях и с использованием специализированного программного обеспечения; (3) воспитать профессионально значимые личностные качества в рамках и средствами изучаемой дисциплины.

Курс ОТС изучается в рамках базовой части математического и естественнонаучного цикла Б.2.Б. Дисциплина базируется на изученных ранее школьных курсах алгебры и начал анализа, комбинаторики, теории вероятностей и статистики, а также на вузовских курсах «Математика» и «Математическая статистика и теория вероятностей». Для успешного усвоения курса ОТС студент должен знать основы указанных математических дисциплин, уметь использовать их для решения задач в контексте профессиональной деятельности. Полученные при изучении ОТС знания и навыки востребованы как при непосредственном осуществлении будущей профессиональной деятельности, в т.ч. при организации исследовательской работы, так и при продолжении обучения в магистратуре.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, регламентируемых ФГОС-3:

– Общекультурные компетенции (ОК): понимание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОК-13); способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-14); способность ясно и аргументированно формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке (ОК-15).

– Профессиональные компетенции (ПК), включая научные и инструментальные компетенции: способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике, навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях, способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике (ПК-1); умение осуществлять сбор и классификацию информации, владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме, способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ, владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи (ПК-5).

Программа учебной дисциплины способствует формированию у студентов самостоятельности, способности к успешной специализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств. В результате изучения дисциплины «Общая теория статистики» студент должен знать: основы дисциплины и методы решения типовых задач; области применения статистики как инструмента математического описания естественно-научной картины мира; способы применения ОТС для построения математических моделей реальных явлений окружающей действительности; современные подходы к решению и интерпретации таких моделей. Студент должен уметь: обосновывать на необходимом уровне строгости основные утверждения общей теории статистики; грамотно применять статистику для построения математических моделей различных, прежде всего, социально - экономических, явлений окружающей действительности, в том числе, используя современные информационно-коммуникационные технологии, включая специализированное программное обеспечение, локальные и глобальные компьютерные сети, для сбора, обработки и анализа информации с применением ОТС; выбирать специализированное программное обеспечение для решения задач ОТС и оценивать перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач. Студент должен владеть: профессиональным языком предметной области знания; основными методами решения задач ОТС; способами построения и решения математических моделей стохастических явлений различной природы средствами ОТС; навыками применения специализированных программных средств для решения таких моделей; навыками организации исследовательской деятельности с применением соответствующих разделов ОТС.

На очном отделении согласно учебному плану курс ОТС изучается бакалаврами на 2 курсе в 3 семестре, форма контроля – экзамен. На изучение курса отводится 180 уч.ч. (общая трудоемкость составляет пять зачетных единиц), в т.ч. 70 уч.ч. аудиторных занятий и 110 уч.ч. самостоятельной работы студентов (СРС). Аудиторные занятия включают 30 уч.ч. лекций и 40 уч.ч. практических занятий. Контроль и организация самостоятельной работы студентов осуществляются с помощью индивидуальных домашних заданий (ИДЗ), охватывающих все наиболее важные разделы курса. На заочном отделении согласно учебному плану курс ОТС изучается бакалаврами на 2 курсе в 3 семестре, форма контроля – экзамен. На изучение курса отводится 180 уч.ч. (общая трудоемкость составляет пять зачетных единиц), в т.ч. 26 уч.ч. аудиторных занятий и 154 уч.ч. самостоятельной работы студентов (СРС). Аудиторные занятия включают 10 уч.ч. лекций и 16 уч.ч. практических занятий. Контроль и организация самостоятельной работы студентов осуществляются с помощью индивидуальных домашних заданий, охватывающих все наиболее важные разделы курса.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

 

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего (в т.ч. в интерактивной форме) Лекции Практические
1. Основные понятия статистики.          
2. Статистические показатели. Представление статистических данных.          
3. Вариационный ряд и его числовые характеристики.          
4. Группировка и выборочное наблюдение.          
5. Проверка статистических гипотез.          
6. Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей.          
7. Статистический анализ неколичественных переменных.          
8. Статистическое изучение динамики.          
9. Индексы.          
10. Статистическое изучение структуры совокупности и ее изменений.          
  Итого:          

 

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

 

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего (в т.ч. в интерактивной форме) Лекции Практические
1. Основные понятия статистики. Статистические показатели. Представление статистических данных. Вариационный ряд и его числовые характеристики. Группировка и выборочное наблюдение.          
2. Проверка статистических гипотез.          
3. Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. Статистический анализ неколичественных переменных.          
4. Статистическое изучение динамики.          
5. Индексы. Статистическое изучение структуры совокупности и ее изменений.          
  Итого:          

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебный материал курса «Общая теория статистики» (ОТС) включает изучение следующих содержательных дидактических единиц: Основные понятия статистики. Статистические показатели. Представление статистических данных. Вариационный ряд и его числовые характеристики. Группировка и выборочное наблюдение. Проверка статистических гипотез. Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. Статистический анализ неколичественных переменных. Статистическое изучение динамики. Индексы. Статистическое изучение структуры совокупности и ее изменений.

 

3.1. Структурированное содержание дисциплины

Основные понятия статистики. Статистическая закономерность и ее наблюдение. Статистические совокупности. Признаки и их классификация. Организация государственной статистики в РФ и за рубежом. Требования, предъявляемые к собираемым данным, формы организации и виды статистического наблюдения. Статистическая отчетность. Ошибки и методы контроля данных наблюдения.

Статистические показатели. Представление статистических данных. Статистические показатели, их функции, атрибуты и классификация. Относительные статистические показатели. Системы статистических показателей. Представление статистических данных: таблицы, графики, диаграммы.

Вариационный ряд и его числовые характеристики. Средние величины и изучение вариации. Однородность и вариация массовых явлений. Средняя арифметическая величина. Другие формы средних величин. Вариационный ряд и его характеристики. Моменты распределения ряда и показатели его формы.

Группировка и выборочное наблюдение. Виды группировок. Многомерные группировки. Дескриптивная статистика и статистический вывод. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки. Ошибка выборки. Распространение данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Малая выборка.

Проверка статистических гипотез. Общие понятия. Проверка гипотезы о законе распределения. Проверка гипотезы о связи на основе критерия «хи-квадрат». Проверка гипотезы о средних величинах. Основы дисперсионного анализа. Непараметрические критерии.

Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. Условия применения и ограничения корреляционно-регрессионного метода. Задачи корреляционно-регрессионного анализа и моделирования. Вычисление и интерпретация параметров парной линейной регрессии. Статистическая оценка надежности параметров парной регрессии и корреляции. Линейное уравнение парной регрессии. Нелинейная корреляция. Множественная корреляция. Меры тесноты связей в многофакторной системе. Вероятностные оценки параметров множественной регрессии и корреляции. Системы регрессионных уравнений. Метод наименьших квадратов и его приложения.

Статистический анализ неколичественных переменных. Измерение связи между двумя дихотомическими переменными. Измерение связи по таблицам взаимной сопряженности. Альтернативные меры связей между номинальными переменными. Коэффициенты корреляции рангов. Коэффициент конкордации.

Статистическое изучение динамики. Виды динамических рядов. Элементы динамики: основная тенденция и колебания. Показатели, характеризующие тенденцию динамики. Средние показатели тенденции динамики. Методы выявления типа тенденции динамики. Методика измерения параметров тренда. Методика изучения и показатели вариативности. Измерение устойчивости в динамике. Сезонные колебания. Прогнозирование на основе тренда и вариативности. Корреляция рядов динамики.

Индексы. Индекс как показатель центральной тенденции (индекс средний из индивидуальных). Агрегатные индексы. Система индексов. Свойства индексов. Индексный анализ взвешенной средней. Индекс структуры. Построение индексов при обобщении данных по единицам совокупности и по элементам. Границы и условия применения индексного метода. Использование индексов в экономико-статистических расчетах.

Статистическое изучение структуры совокупности и ее изменений. Показатели простой (одномерной) структуры. Показатели иерархической (древовидной) структуры. Показатели балансовой структуры. Показатели многомерной структуры с пересекающимися признаками. Сравнительный анализ структур. Показатели концентрации, специализации, монополизации. Многомерная структура. Абсолютные и относительные показатели изменения структуры. Ранговые показатели изменения структуры.

 

3.2. Перечень тем лекционных занятий

3.2.1. Очное отделение

1. Основные понятия статистики.

2. Статистические показатели. Представление статистических данных.

3. Вариационный ряд и его числовые характеристики.

4. Группировка и выборочное наблюдение.

5. Проверка статистических гипотез.

6. Корреляционно-регрессионный анализ.

7. Моделирование статистических связей.

8. Статистический анализ неколичественных переменных.

9. Корреляция рангов.

10. Статистическое изучение динамики. Основные понятия.

11. Измерение параметров динамического ряда. Прогнозирование.

12. Индексы.

13. Использование индексов в экономико-статистических расчетах.

14. Статистическое изучение структуры совокупности и ее изменений.

15. Сравнительный анализ структур.

 

3.2.2. Заочное отделение

1. Основные понятия статистики. Статистические показатели. Представление статистических данных. Вариационный ряд и его числовые характеристики. Группировка и выборочное наблюдение.

2. Проверка статистических гипотез.

3. Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. Статистический анализ неколичественных переменных.

4. Статистическое изучение динамики.

5. Индексы. Статистическое изучение структуры совокупности и ее изменений.

 

3.3. Перечень тем практических занятий

3.3.1. Очное отделение

1. Статистическая закономерность. Статистические совокупности. Признаки и их классификация. Выборочное исследование.

2. Статистические показатели. Представление статистических данных.

3. Числовые характеристики вариационного ряда.

4. Проверка гипотезы о законе распределения.

5. Проверка гипотезы о связи на основе критерия «хи-квадрат».

6. Проверка гипотезы о средних величинах.

7. Основы дисперсионного анализа.

8. Непараметрические критерии.

9. Вычисление и интерпретация параметров парной линейной регрессии.

10. Статистическая оценка надежности параметров парной регрессии.

11. Применение корреляционно-регрессионных моделей.

12. Нелинейная корреляция. Множественная корреляция. Мера тесноты связей.

13. Системы регрессионных уравнений.

14. Измерение связи между двумя дихотомическими переменными.

15. Коэффициенты корреляции рангов. Коэффициент конкордации.

16. Выявление типа тенденции динамики. Измерения параметров тренда.

17. Изучение показателей вариации динамического ряда.

18. Вычисление и свойства индексов.

19. Применение индексов для экономико-статистических расчетов.

20. Вычисление и анализ показателей структуры совокупности и ее динамики.

 

3.3.2. Заочное отделение

1. Статистические показатели. Представление статистических данных. Числовые характеристики вариационного ряда.

2. Проверка статистических гипотез. Параметрические критерии.

3. Основы дисперсионного анализа. Непараметрические критерии.

4. Вычисление и интерпретация параметров парной линейной регрессии.

5. Статистическая оценка надежности параметров парной регрессии. Применение корреляционно-регрессионных моделей.

6. Измерение корреляционной связи между двумя нечисловыми переменными. Коэффициенты корреляции рангов.

7. Выявление типа тенденции динамики. Измерения параметров тренда. Изучение показателей вариации динамического ряда.

8. Вычисление и свойства индексов. Применение индексов для экономико-статистических расчетов.

 

3.4. Перечень тем лабораторных работ

Согласно учебному плану выполнение лабораторных работ по данной дисциплине не предусмотрено.

 

3.5. Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Опишите предмет изучения статистики.

2. Сформулируйте понятие и укажите специфические особенности статистической закономерности.

3. Что такое признаки и какова их классификация?

4. Сформулируйте основные принципы статистической методологии.

5. Каковы принципы организации статистического наблюдения?

6. Как организована государственная статистика в Российской Федерации?

7. Как организована работа статистических служб важнейших международных организаций?

8. Сформулируйте требования, предъявляемые к собираемым данным.

9. Каковы формы организации и виды статистического наблюдения?

10. Как осуществляется подготовка статистического наблюдения?

11. Сформулируйте основные требования к статистической отчетности.

12. Укажите основные источники ошибок статистического наблюдения.

13. Опишите методы контроля данных статистического наблюдения.

14. Укажите пути реформирования российской государственной статистики.

15. Сформулируйте определение понятия статистического показателя. Каково значение статистического показателя при статистическом наблюдении?

16. Какими атрибутами обладает статистический показатель?

17. Укажите классификацию статистических показателей.

18. Каковы принципы построения систем статистических показателей?

19. Сформулируйте основные принципы проверки статистических гипотез.

20. Как осуществляется проверка гипотезы о законе распределения?

21. Как осуществляется проверка гипотезы о связи на основе критерия c2 (хи-квадрат)?

22. Как осуществляется проверка гипотезы о средних величинах?

23. Сформулируйте основные принципы дисперсионного анализа.

24. Приведите примеры применения непараметрических критериев для проверки статистических гипотез.

25. Опишите виды динамических рядов.

26. Почему необходима и как может быть обеспечена сопоставимость данных в изучении динамики?

27. Охарактеризуйте основные элементы динамического ряда (основная тенденция и колебания).

28. Опишите показатели, характеризующие тенденцию динамики.

29. В чем состоят особенности показателей динамики для рядов, состоящих из относительных уровней?

30. Как могут быть найдены средние показатели тенденции динамики?

31. Подробно опишите методику измерения параметров тренда.

32. Подробно опишите методику изучения и показатели вариативности.

33. Каким образом осуществляется измерение устойчивости в динамике?

34. Как учесть сезонные колебания и провести полное разложение дисперсии уровней динамического ряда?

35. Опишите принципы прогнозирования на основе анализа тренда ряда и вариативности.

36. Как может быть проверено наличие корреляции рядов динамики?

37. Сформулируйте определение и укажите основные свойства индекса.

38. Укажите свойства индекса как показателя центральной тенденции (индекс средний из индивидуальных).

39. Дайте определение понятию «агрегатные индексы». Каковы принципы построения системы индексов?

40. Как проводится индексный анализ взвешенной средней?

41. Что такое индекс структуры? Дайте определение и опишите его свойства.

42. Каковы принципы построения индексов при обобщении данных по единицам совокупности и по элементам?

43. Каковы границы и условия применения индексного метода?

44. Опишите принципы комплексного использования индексного и регрессионного методов анализа.

45. Приведите с обоснованием примеры использования индексов в экономико-статистических расчетах.

46. Каковы основные принципы статистического изучения структуры совокупности и ее изменений?

47. Охарактеризуйте показатели простой (одномерной) структуры.

48. Охарактеризуйте показатели иерархической (древовидной) структуры.

49. Охарактеризуйте показатели балансовой структуры.

50. Охарактеризуйте показатели многомерной структуры с пересекающимися признаками.

51. Каким образом может быть проведен сравнительный анализ структур?

52. Опишите показатели концентрации, специализации, монополизации.

53. Что такое многомерная структура? Укажите ее особенности.

54. Как найти абсолютные и относительные показатели изменения структуры?

55. Как вычислить ранговые показатели изменения структуры?

 

3.6. Перечень тем занятий, реализуемых в активной и интерактивной формах

Все практические занятия проводятся в активной форме с включением интерактивных фаз проведения занятия.

 

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Крупнейшие международные организации и их статистические службы.

2. Подготовка статистического наблюдения.

3. Структурные характеристики вариационного ряда. Группировка данных.

4. Причины и обоснование применения выборочного наблюдения.

5. Влияние вида выборки на величину ошибки выборки.

6. Применение корреляционно-регрессионных моделей в анализе и прогнозе.

7. Решение систем взаимосвязанных корреляционных уравнений.

8. Преобразование структурных уравнений в приведенные и их анализ.

9. Сопоставимость данных в изучении динамики.

10. Особенности показателей динамики для рядов, состоящих из относительных уровней.

11. Комплексное использование индексного и регрессионного методов анализа.

 

4.2. Темы контрольных работ

Согласно учебному плану выполнение контрольных работ по данной дисциплине не предусмотрено.

 

4.3. Примерные темы курсовых работ

Согласно учебному плану выполнение курсовых работ по данной дисциплине не предусмотрено.

 

4.4. Темы индивидуальных домашних заданий (ИДЗ)

1. Вариационный ряд и его числовые характеристики.

2. Проверка статистических гипотез.

3. Парный корреляционно-регрессионный анализ.

4. Статистический анализ многофакторных систем.

5. Статистический анализ неколичественных переменных.

6. Статистическое изучение динамики.

7. Индексы.

8. Статистический анализ структур.

 

4.5. Проведение экзамена по дисциплине

По решению кафедры, оформленному в установленном порядке, экзамен по дисциплине «Общая теория статистики» проводится в устной, письменной или иной форме по утвержденным заведующим кафедрой экзаменационным заданиям (билетам). Экзаменационные задания (билеты) в равной пропорции включают задачи, направленные на проверку знаний и умений по дисциплине, а также на оценку уровня сформированности компетенций, на формирование которых был направлен процесс изучения дисциплины.

 

4.6. Вопросы для подготовки к экзамену (проверка знаний, умений)

1. Статистическая закономерность и ее наблюдение. Статистические совокупности.

2. Признаки и их классификация.

3. Организация государственной статистики в РФ и за рубежом.

4. Требования, предъявляемые к собираемым данным, формы организации и виды статистического наблюдения.

5. Статистическая отчетность. Ошибки и методы контроля данных наблюдения.

6. Классическое определение вероятности, комбинаторное вычисление вероятности.

7. Статистические показатели, их функции, атрибуты и классификация.

8. Относительные статистические показатели. Системы статистических показателей.

9. Представление статистических данных: таблицы, графики, диаграммы.

10. Средняя арифметическая величина и ее свойства. Другие формы средних величин.

11. Дисперсия и ее свойства.

12. Сложение дисперсий.

13. Вариационный ряд и его характеристики.

14. Моменты распределения ряда и показатели его формы.

15. Виды группировок. Многомерные группировки. Дескриптивная статистика.

16. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки.

17. Виды выборки. Ошибка выборки.

18. Распространение данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Малая выборка.

19. Проверка статистических гипотез. Общие понятия.

20. Статистический критерий. Принципы выбора статистической гипотезы на основе критерия.

21. Проверка гипотезы о законе распределения: критерий Пирсона c2.

22. Проверка гипотезы о законе распределения: критерий Колмогорова – Смирнова.

23. Проверка гипотезы о связи на основе критерия c2.

24. Проверка гипотезы о средних величинах: критерий Стьюдента t.

25. Дисперсионный анализ. Критерий Фишера F.

26. Проверка гипотез на основании непараметрических критериев: критерий знаков Вилкоксона (случай одной выборки).

27. Критерий знаков Вилкоксона (случай двух выборок).

28. Сравнение двух независимых выборок: критерий Манна – Уитни, критерий суммы рангов Вилкоксона.

29. Критерий Крускаля – Уоллиса для сравнения двух и более независимых выборок.

30. Проверка гипотезы о значимости коэффициента парной корреляции.

31. Проверка гипотезы о значимости коэффициента ранговой корреляции.

32. Условия применения и ограничения корреляционно-регрессионного метода.

33. Задачи корреляционно-регрессионного анализа и моделирования.

34. Вычисление и интерпретация параметров парной линейной регрессии.

35. Статистическая оценка надежности параметров парной регрессии и корреляции.

36. Нелинейная корреляция. Мера тесноты связи при нелинейной корреляции.

37. Множественная корреляция. Мера тесноты связи при нелинейной корреляции.

38. Меры тесноты связей в многофакторной системе.

39. Вероятностные оценки параметров множественной регрессии и корреляции.

40. Системы регрессионных уравнений.

41. Статистический анализ неколичественных переменных. Общие понятия.

42. Измерение связи между двумя дихотомическими переменными.

43. Измерение связи по таблицам взаимной сопряженности.

44. Коэффициенты корреляции рангов. Коэффициент конкордации.

45. Статистическое изучение динамики. Общие понятия.

46. Элементы динамики: основная тенденция и колебания. Показатели, характеризующие тенденцию динамики.

47. Средние показатели тенденции динамики. Методы выявления типа тенденции динамики.

48. Методика измерения параметров тренда. Методика изучения и показатели вариативности.

49. Измерение устойчивости в динамике. Сезонные колебания.

50. Прогнозирование на основе тренда и вариативности.

51. Корреляция рядов динамики.

52. Индекс как показатель центральной тенденции (индекс средний из индивидуальных).

53. Агрегатные индексы. Система индексов. Свойства индексов.

54. Индексный анализ взвешенной средней. Индекс структуры.

55. Построение индексов при обобщении данных по единицам совокупности и по элементам.

56. Границы и условия применения индексного метода.

57. Использование индексов в экономико-статистических расчетах.

58. Статистическое изучение структуры совокупности и ее изменений.

59. Показатели простой (одномерной) структуры.

60. Показатели иерархической (древовидной) структуры.

61. Показатели балансовой структуры.

62. Показатели многомерной структуры с пересекающимися признаками.

63. Сравнительный анализ структур. Показатели концентрации, специализации, монополизации.

64. Описание многомерной структуры с помощью индексов.

65. Абсолютные и относительные показатели изменения структуры.

66. Ранговые показатели изменения структуры.

67. Современные средства обработки и анализа статистических данных.

68. Статистические методы обработки и анализа данных психологического исследования.

 

4.7. Примерные типы заданий для подготовки к экзамену (оценка уровня сформированности компетенций)

1. Переформулировать на математико - статистическом языке текстовую задачу по дисциплине, (напр., задачу на вычисление числовых характеристик вариационного ряда, проверку статистических гипотез, вероятность, корреляционно-регрессионный анализ, моделирование статистических связей, статистическое изучение рядов динамики и др.).

2. Для данного описания статистического наблюдения или статистической структуры сформулировать условие учебной задачи, предложить и обосновать способы ее решения.

3. Выделить общую структуру в предложенных нескольких описаниях статистических наблюдений или наборах статистических данных; сформулировать и обосновать типовой способ построения решения соответствующих учебных задач.

4. Привести примеры реальных социально – экономических, демографических и иных стохастических процессов. Указать статистический смысл этих процессов, предложить математические модели, позволяющие дать адекватное описание этих процессов.

5. Сформулировать (в устном и/или письменном виде) основные понятия и определения из предложенного преподавателем раздела курса ОТС, указать логические взаимосвязи между ними, проиллюстрировать примерами.

6. Сформулировать (в устном и/или письменном виде) основные утверждения из предложенного преподавателем раздела курса ОТС, указать логические взаимосвязи между ними, проиллюстрировать примерами.

7. Провести обоснование и/или составить блок-схему доказательства (в устном и/или письменном виде) указанных преподавателем утверждений из выбранного раздела ОТС, проиллюстрировать примерами; выделить логические взаимосвязи этих утверждений с другими в курсе ОТС.

8. На необходимом уровне строгости дать обоснование решения предложенной преподавателем задачи из курса ОТС с привлечением данных из различных предметных областей; дать графическую иллюстрацию и содержательную интерпретацию решения.

 

 

5. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. Рекомендуемая литература

 

Основная

 

1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник/ Под ред. Елисеевой И.И. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.

2. Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник./ Под ред. Башиной О.Э., Спирина А.А. М.: Финансы и статистика, 2005. 442 с.

3. Теория статистики: учебник./ Под ред. Р.А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2009. 656 c.

4. Статистика: учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Проспект, 2011. 448 c.

 

Дополнительная

 

5. Агабекян Р.Л., Кириченко М.М., Усатиков С.В. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 192 с.

6. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Финансы и статистика, 2001. 228 с.

7. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие. М.: Высшее образование, 2006. 479 с.

8. Гмурман В.Е. Руководство по решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учебное пособие. М.: Высшее образование, 2006. 404 с.

9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов. Екатеринбург: УрГУ, 1998. 208 с.

10. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: учебник. М.: Инфра-М, 2009. 416 c.

11. Козлов А.Ю., Шишов В.Ф. Пакет анализа MS Excel в экономико-статистических расчетах / Под ред. В.С. Мхитаряна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 139 с.

12. Лугинин О.Е. Статистика в рыночной экономике: учебник. Ростов н/Дону, 2006. 509 с.

13. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.

14. Статистика: учебник/ Под ред. В.С. Мхитаряна. М.: «Академия», 2011. 272 c.

15. Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. Статистические функции MS Excel в экономико-статистических расчетах. М.: ЮНИТИ, 2003. 231 с.

16. Федосеев В.В., Гармаш А.Н. и др. Экономико-математические методы и прикладные модели: учебное пособие для вузов./ Под ред. В.В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 2000. 399 с.

 

5.2. Информационное обеспечение дисциплины

 

Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет (в частности, сайты www.exponenta.ru; www.school.edu.ru), сайт электронной библиотеки УрГПУ (https://e-lib.uspu.ru), авторские презентации лекций.

 

 

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

При изучении дисциплины «Общая теория статистики» рекомендуется использовать технические средства обучения (персональные компьютеры, медиа проектор).


7. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ

 

Бодряков Владимир Юрьевич

доктор физико-математических наук

доцент

заведующий кафедрой математического анализа УрГПУ

 

 

Р.т.: (343) 371-29-10


 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Общая теория статистики»

Для ООП по направлению «040700 – Организация работы с молодежью»

по циклу Б.2.Б – математический и естественнонаучный цикл

 

 

Подписано в печать Формат 60´84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л..

Тираж экз. Заказ.

Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: