АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ




 

Проблема адаптации детей в ДОУ сегодня остается особо актуальной, несмотря на активное реформирование системы дошкольного образования, т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов.

Особо важным становится взаимодействие всех субъектов педагогического процесса. Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.

Музыка - источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста в нашем ДОУ является формирование ведущего компонента музыкальности - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Занимаясь музыкой с детьми группы раннего возраста, мы не ставили задачу развития собственно музыкальных способностей детей. Наша цель заключалась в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, помочь благоприятно адаптироваться к детскому саду.

Все занятия мы проводим в игровой форме, продолжительность занятий не превышала 10-12 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивалась единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. На занятиях мы используем следующие упражнения:

1. Развивающие слуховое внимание.

Одной из важнейших задач в этом направлении работы есть формирование умения детей слышать и слушать. Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные (контактные) игры; игровой массаж; подвижные игры; музыцирование на детских музыкальных инструментах.

Так же в своей работе используем интерес малышей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения. Знакомство с различными музыкальными инструментами - духовыми (дудочка, свирель), ударно-клавишными (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан), струнными (балалайка) - позволяют детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от характера музыки подыгрывают польку - на погремушках, марш - на барабане, а колыбельную - на металлофоне. Звуки металлофона, пианино, дудочки приводят детей в спокойное, уравновешенное состояние. Особенно меленьким детям нравится звук металлофона. Его чарующие звуки могут остановить и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому. Металлофон помогает установлению внимания детей, его негромкий звук активизирует процесс вслушивания, узнавания.

Для слушания музыки в раннем возрасте мы выбираем небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.

Для реализации поставленных задач используем инструментальные и вокальные произведения известных композиторов-классиков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, и многих других, так как именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психо-эмоционального состояния детей.

Положительный эффект имеет интегративные занятия, например: во время слушания музыки детям предлагаем рисовать. В процессе этой совместной деятельности, наблюдали, какая музыка и какой громкости будет помогать этому процессу. Было отмечено благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты » Л.Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.

Рисование под классическую музыку повлияло на выбор детьми цветовой гаммы - от темных тонов малыши постепенно переходили к более светлым, ярким тонам, это позволяло снимать внутреннее напряжение детей и сосредоточить, уравновесить эмоциональное состояние. Таким образом, нами было установлено, что специально подобранная музыка в момент рисования как бы «просветляет» психо-эмоциональное состояние детей, а спокойный характер и негромкое звучание стимулирует их изобразительную деятельность.

Организация внимания детей во многом зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. Для развития устойчивости внимания на занятиях используются приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик - «весело звенит, всех ребят веселит»).

Наряду с традиционными видами занятий в группах раннего возраста, мы используем и занятия особого вида, такие как сюжетно-игровые. Наличие образно-игровой основы в подобного рода музыкальных занятиях соответствует возрастному этапу развития детей и задачам по коррекции их поведения. Фронтальные методы работы обязательно сочетаются с индивидуальными. В данной работе используется репертуар: - «Догони зайчика» Е.Тиличеевой, «Мышки и кот» Т.Бабаджан, «Мячик» Р.Рустамова, «Пляска-приглашение» В.Журбинской. В зависимости от содержания музыкального материала привлекаем к работе гиперактивного ребенка или, наоборот, неконтактного, что в свою очередь помогает таким детям быстрее включиться в работу.

Эффективность в заинтересованности ребёнка в продуктивной деятельности имеет использование игровых сюжетов, основанные на игровом образе воспитателя (музыкального руководителя), который в течение всего занятия находится в разных ролях: бабушки, кота, курицы-наседки, мамы-мышки, мамы-кошки и другие. В данном методе используется репертуар: «Ладушки» Н. Римского-Корсакова, «Ладушки» А. Лядовой, «Ладушки» З. Левиной.

Обширное использование фольклора так же определяет игровое взаимодействие «бабушек» и детей: имитационные образные движения «подсказаны» текстом русских народных потешек («печем оладушки», игры с «ручками-птичками», пропевание уменьшительно-ласкательной формы своего имени и другие). В основе занятий используются игровые действия из русских народных игр и «пестушек», которые наиболее любимы детьми и позволяют мягко включать в деятельность неадаптивных детей.

Ценность игрового персонажа для малышей возрастает многократно, ведь они получают в условиях игры от знакомого и привлекательного персонажа и участливый взгляд, и улыбку, и искреннюю заинтересованность, и поддержку. Все это настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу в музыкально-игровой деятельности.

При организованном прослушивании музыки мы отмечаем у детей некоторую динамику в их эмоциональном состоянии. Они по-разному реагируют на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную). Задорный, веселый характер плясовой музыки вызывает незамедлительную двигательную реакцию детей. Колыбельные песни успокаивают, настраивают на отдых: ласковые, нежные, негромкие по звучанию - они оказывают благотворное влияние на общение с ребенком.

Для выражения своей любви к ребенку, нежности, заботы, веры в его ум, силу, красоту, исполняются песенки-зовы: («Ванечка хороший, Ванечка пригожий…», «Маша черноброва… », «Даша - радость наша…» и т.д.), что всегда нравиться малышам. Наибольшего эффекта, мы достигаем при помощи индивидуального общения с ребенком, поэтому при проведении игр и занятий по возможности чаще обращались к каждому ребенку в отдельности.

2. Упражнения, развивающие чувство ритма

Как свидетельствовали наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Развитие чувства ритма является еще и столь необходимым для коррекции поведения детей. Ритм помогает вхождению в различного рода деятельность. А так же используем и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение, с помощью которого отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.

3. Упражнения, развивающие пространственные представления.

Эти упражнения помогают детям освоить все пространство музыкального зала и использовать это пространство целенаправленно. Для этого мы предлагаем детям ходьбу в разных направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т.д.

4. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики.

Ёще один способ исполнения песни с показом действий, в которые входят малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Подбор упражнений заключается в образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: игра кистями рук, загиб пальчиков, движение рук вперед, изменение ритма движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают», «идет коза рогатая»). Этот способ способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что отражается на нормализации поведения детей.

5. Игры и упражнения развивающие коммуникативные навыки. Занятия направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.

Исходя, из выше изложенного практического опыта можно сделать вывод, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая вовремя того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Такое участие взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие, а так же более тесные эмоциональные отношения, что в свою очередь благоприятно влияет на адаптацию детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения, наполняет жизнь радостными и яркими впечатлениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: