Средства художественной выразительности




ТРОПЫ(иносказания, переносные значения слов)
Ирония Троп, состоящий в употреблении с целью насмешки, слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин)
Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. Имеются союзы: как, как будто, словно, что… Может употребляться творительный падеж (прыгал козлом…) Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи…
Метафора Переносное значение слова, при котором одно явление (предмет) уподобляется другому по принципу их сходства, скрытое сравнение. Природой здесь нам сужден в Европу прорубить окно… Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег.
Олицетворение Вид метафоры, перенесение свойств одушевлѐнного предмета на неодушевлѐнный предмет или отвлечѐнное понятие. О чѐм ты воешь, ветр ночной… Зима не даром злится, прошла еѐ пора – Весна в окно стучится и гонит со двора.
Аллегория Выражение отвлечѐнных понятий в конкретных художественных образах. Пусть всегда будет солнце (счастье) В баснях осѐл- упрямство, заяц – трусость и т.д.
Эпитет Образное определение,дающее дополнительную характеристику предмета в виде скрытого сравнения Одинокий пару, серебряные седины…
Гипербола Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, значения какого-либо предмета В сто сорок солнц закат пылал…
Литота Художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок
Оксюморон Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?
Метонимия Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержание, продукт – его производитель действие – орудие действия и т.д.) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ.
Антономасия (особый вид метонимии) Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного (переименование) Не перевелись ещѐ на Руси геркулесы (сильные мужчины).
Синегдоха (особый вид метонимии) Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот (соотнесение, соподразумевание) На восток сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идѐт Европа... И гордый внук славян, и фин, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык
Перифраз (перифраза) Описательный оборот, употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания, называющего предмет или явление, с указанием на их характерные черты. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…
Символ Условное значение какого-либо понятия Где ты, гроза – символ победы
ЗВУКОПИСЬ
Аллитерация Повторение однородных согласных звуков, придающих стиху особую выразительность Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши
Ассонанс Повторение однородных гласных звуков… Пора, пора, рога трубят
Лексические средства
Устаревшая лексика (архаизмы) Служат для 1. воссоздания колорита эпохи; 2. Придания речи торжественного характера; 3. Создания комического эффекта 1. Воителю слава – отрада… 3. Восстань, пророк, и виждь, и внемли. 3. Уйди, Прибурдуков, не то тебе по вые, по шее то есть я вам надаю.
Авторские неологизмы Новые слова создаются с целью дать образное описание предмета Широкошумные дубравы
Синонимы (лексические и стилистические) Близкие по значению слова помогают разнообразить речь, совокупность синонимов более или менее исчерпывает понятие. Пойду бродить в густых лесах, Степной дорогою блуждать
Антонимы Противоположные по смыслу слова, выражают контраст, противопоставление. Чем ночь темней, тем звѐзды ярче
Синтаксические средства
Инверсия Изменение традиционного порядка слов, придающее фразе новый оттенок значения Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
Антитеза Резкое противопоставление противоположных явлений Где стол был яств, там гроб стоит…
Эмфаза (риторические вопросы, восклицания, обращения) Эмоциональное, взволнованное построение ораторской и лирической речи, рассчитанное не на зрительное, а на слуховое восприятие текста  
Риторическое восклицание Фраза, заключающая в себя особую экспрессию, усиливая напряжѐнность речи Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре)
Риторический вопрос Фраза содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего конкретного ответа Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар?
Риторическое обращение Обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироничную и т.д. А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов…
Синтаксический параллелизм Одинаковое синтаксическое построение стихотворных строк или соседних предложений Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слѐзы лил, но ты не снизошла.
Анафора Повторение отдельных слов или оборотов в начале стихотворных строк или предложений (в прозе) Клянусь я первым днѐм творенья, Клянусь его последним днѐм…
Эпифора Повторение отдельных слов или выражения в конце отдельных стихотворных строк или смежных предложений (в прозе) Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нѐм веру в себя и заставляя делать только то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу?
Симплока Соединение эпифоры и анафоры Там жених с невестой ждут, - нет попа, а я и тут. Там младенца берегут, - нет попа, а я и тут.
Парцелляция Стилистическая фигура, основанная на разделении единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений, т.е. получаются неполные предложения. На письме отделяются знаками конца предложении: точка, многоточие, воскл. или вопр. знаки. И это была его забота. И его дело.
Эллипсис Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мѐртвому – дроги, Каждому – своѐ.
Полисиндетон Многосоюзие. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы И, НИ И пращ, и стрела, и лукавый кинжал – Щадят победителя годы…
Асиндетон Бессоюзие. Намеренный пропуск союзов придаѐт тексту динамизм, стремительность. Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет…
Градация Такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего, создаѐтся нарастание интонации. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
Зевгма Синтаксическая конструкция, которая состоит из ядерного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но семантически разноплановых (часто используется для создания комического) Паровоз и проводницавзывали одновременно.
Период Гармоническая сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью, а так же исключительной полнотой и завершѐнностью содержания.  
Тавтология Повторение однокоренных или близких по значению слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. Мария Годунова и сын еѐ Фѐдор отравили себя ядом. Мы видели их мѐртвые трупы.
       

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: