Методы современного стиховедения




Стиховедение как научная область наиболее тесно связано с применением математических методов Более того, древнейшее стиховедение почти сводилось к математике - разумеется, крайне простой. Античные стиховеды устанавливали количественные отношения (долгий слог равен двум кратким), находили простейшие единицы измерения - стопы, затем единицы высшего порядка - стихи, строфы. Всё это – элементарная математика.

Теперь кратко о развитии «математической мысли» в стиховедении:

1. А. X. Востоков впервые серьёзно обратился к более сложным расчетам. Пропагандируя «дактило-хореический» гекзаметр - размер, впервые примененный Тредиаковским, но еще не завоевавший к началу XIX века популярность. Востоков чисто математически доказывал его преимущества перед шестистопным ямбом - героическим стихом XVIII века. Эти преимущества ученый видел в большем ритмическом разнообразии гекзаметра. Подобно тому как античный гекзаметр допускал замену стопы дактиля спондеем, в русском гекзаметре практикуется стяжение между ударных промежутков до одного слога (по терминологии того времени - замена дактиля хореем). Если употреблять, как рекомендовалось теоретиками, такие замены только в четырех первых стопах из шести, то это дает шестнадцать ритмических вариаций размера. Если же допускать замены во всех пяти стопах, кроме концевой, особой, то вариаций будет уже тридцать две.

 

2. Первая попытка установить статистическую закономерность распределения ударений в русском языке и, основываясь на ней, объяснить особенности различных стихотворных размеров была сделана Чернышевским в статье об анненковском издании Пушкина. Сосчитав в небольшом прозаическом тексте (351 слог) количество ударений (118), он вывел закон: одно ударение приходится в русском языке в среднем на три слога. Найденное Чернышевским соотношение просодии языка и форм стиха лежит в основе русской метрики.

 

 

3. Статистический метод в стиховедении был впервые использован А. Белым (основной его труд «Ритм как диалектика», 1929 год). В «Ритме как диалектике» А. Белый полемизировал с В. Жирмунским, стремясь разбавить метр фиксацией ритмического рисунка, обозначением интонации при помощи построения «кривой ритма».Белый отмечал: «я отправлялся от опыта ощупи строк у поэтов; от строки в её становлении во мне ». «Итог ощупи строк любого размера: схема размера, любого, есть не строка, а род строк; если размер – вид, то строки в нём – разновидности. <…> интонация, или ритм, во многом не знает размера – так, род не знает вида, пока он не стабилизировался в отдельность<…> усильте интонационный лад, и вы любой ямб прочтёте амфибрахием ». В качестве примера Белый приводит строчку: «Как демоны глухонемые». Особое внимание Белый уделял паузировке, (термин Белого «паузная форма»), которую считал главным фактором внутренней интонации. Свой метод «диалектику стихотворного ритма» А. Белый описывает следующим образом: «Сначала я показываю отвлечённую схему счисления, сводимую к трём только случаям: совпад строк (теза), контраст строк (антитеза), слуховое отношение совпада к контрасту (синтез) [это и есть ритм]».К этой схеме Белый добавляет коэффициенты и отдельные погрешности. Места пиррихиев Белый обозначал точками, а потом их соединял. Как материал для анализа Белый избирает поэму А. Пушкина «Медный всадник».Белый утверждал, что, «имеяпод руками графические и статистические таблицы ритмических особенностей поэта, можно установить морфологию по родственности ритмических особенностей этого поэта с другими.

 

+ Его известные статьи о русском четырехстопном ямбе при всех их недостатках были поворотным пунктом в развитии нашего стиховедения. Андрей Белый подверг статистическому исследованию те самые пропуски метрических ударений (пиррихии), на которые обратил внимание еще Чернышевский. Таблицы Белого показали, что в ямбах русских поэтов от XVIII до XX века (у каждого для сопоставления бралась порция по 596 стихов) пиррихии с удивительным постоянством появляются чаще всего на третьих, предпоследних стопах стиха («Когда не в шутку занемог»),составляя в сумме больше, чем пиррихии на первых и вторых стонах, вместе взятые(А. Белый «Символизм» разделы «Лирика и эксперимент», «Опыт характеристики русского 4-стопного ямба»,«Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическомдиметре»). Что же касается первой и второй стопы, то здесь распределение пиррихиев меняется в значительных пределах и в зависимости от эпохи и индвидуальных свойств ритма того или иного поэта. В общем, поэты XVIII века предпочитают пиррихий на второй стопе («На лаковом полу моем» - Державин), в XIX веке он чаще попадал на первую («Напоминают мне оне» - Пушкин). Державинский стих звучит, по мнению Андрея Белого, “медленнее, в темпе andante; пушкинская же строка - в темпе allegro”. Белый показал также, как разнообразны могут быть сочетания стихов с различным расположением пиррихиев и как обогащают ритмическое звучание стихотворений комбинации разных сочетаний.

 

Андрей Белый применял статистику в ее чистом виде. Позднейшие исследователи усовершенствовали статистический метод Андрея Белого и обогатили его применением математической теории вероятностей.

 

4. Первым сочетал статистику с применением теории вероятностей Б. В. Томашевский в своих статьях о четырехстопных и пятистопных пушкинских ямбах, написанных в конце 10-х - начале 20-х годов (см. его книгу «О стихе»).Метод Б. В. Томашевского позволил ему объяснить некоторые наблюдения Андрея Белого. Исследователь доказал, что третий сильный слог четырехстопного ямба неизбежно должен нести минимальное среднее количество ударений. Что же касается первого и второго сильного слогов, то вероятности их ударений приблизительно равны: вероятность попадания ударений на сто стихов на первую стопу - 85, на вторую - 91, а на третью - 43.С точки зрения Томашевского, большое количество пиррихиев на третьем сильном слоге мало говорит о ритмическом своеобразии того или иного поэта, но предпочтение первого или второго сильного слога действительно характеризует ритмическую тенденцию поэта или целого круга поэтов. Математико-статистическому обследованию Б. В. Томашевский подверг все ритмические варианты расположения ударений и словоразделов в четырехстопном ямбе «Евгения Онегина». Томашевский подсчитывает формы ударений и словоразделов в романе Пушкина, но и соотносит этот подсчет с ожидаемой вероятностью. Такой метод даст возможность отличить среднестатистические явления от форм, излюбленных поэтом, характеризующих его ритмическую манеру.

 

5. В конце 20-х годов опубликована работа Л. И. Тимофеева, проведённая на материале русского силлабического стиха Кантемира и его предшественников (Тимофеев Л. И. «Силлабический стих»). На основе анализа статистических данных исследователь приходит к выводу о тонической природе русской силлабики.

 

6. Начало изучению неурегулированных размеров положила брошюра С. П. Боброва (математика по образованию), посвященная стиху «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина, изданная еще в 1915 году (Бобров С. П. «Новое о стихосложении А. С. Пушкина»). Через год была опубликована статья Б. В. Томашевского о стихе «Песен западных славян» Пушкина (Томашевский Б. В. О стихе «Песен западных славян»). Работы остались в то время одинокими.

 

 

7. С начала 60-х гг. академик А.Н. Колмогоров (математик по образованию) и его школа занимались изучением дольников В. Маяковского. первой половине 1960-х в научной печати появляются несколькостатей, каждая из которых – событие: 1962 г. – «Ритмика поэм Маяковского» (совместно с А.М. Кондратовым), 1963–1964 гг. – «К изучению ритмики Маяковского», «О дольнике современной русскойпоэзии (Общая характеристика)», «Статистика и теория вероятностейв исследовании русского стиха», «О дольнике современной русскойпоэзии (Статистическая характеристика дольника Маяковского,Багрицкого, Ахматовой)» (три последних статьи – совместно сА.В. Прохоровым), 1965 г. – «Замечания по поводу анализа ритма“Стихов о советском паспорте” Маяковского».А.Н. Колмогоров с помощью их статистического описания утвердилв отечественной науке о стихе представления о том, что для тонических произведений русских поэтов характерны как фиксированное количество «сильных мест» (иктов) в строке, так и колеблющеесяколичество «мест слабых» (непостоянная величина межиктовогоинтервала). Так или иначе, это отношение к трем формам русской тонической поэзии (дольнику, тактовику и собственно тоническому,или акцентному, стиху) как к формам, различающимся колебаниямимежиктового интервала, в дальнейшем сохранялось в работах всехизвестных исследователей русского стиха (М.Л. Гаспарова, В.Е. Холшевникова, О.И. Федотова, М.И. Шапира и др.).Во всех указанных выше трудах Колмогоров и продолжил введенную А. Белым традицию различения метра и ритма

Хотя настоящая работа по изучению русских дольников и стиха Маяковского Колмогоровым была только начата. Не только у разных поэтов они очень различны, но в статье М. Л. Гаспарова «Статистическое обследование русского трехударного дольника» вырисовывается в общих чертах тенденция их развития от Блока до наших дней. Работа Гаспарова представляет собой жатое до предела резюме статьи, таблицы с лаконичными комментариями.

 

В применении математических методов к стиху наблюдаются своитенденции. Раньше ученые оперировали только большими массами (все ямбы поэта,целый период творчества или крупное произведение). Статистический анализ небольших произведенийотвергался принципиально: результат мог оказаться случайным и не показательным. Сегодня всё большее внимание уделяется отдельным текстам. Новая методика диктуется прежде всего природой стихотворного материала. Классическийчетырехстопный ямб - это один и тот же размер, остававшийся неизменным на протяжениимногих страниц поэм. Конечно, под пером таких поэтов, как Пушкин, он становилсянеобыкновенно гибким и интонационно многообразным, но все же был ямбом. Иноенаблюдается у многих поэтов XX века, прежде всего у Маяковского. Его поэмы (идаже многие стихотворения) полиритмичны. Не только резкие перебои ритма, нои незначительные как будто его изменения передают движение темы, способствуютразвитию образа, изменению эмоционального содержания. Тем самым изучение ритмическогосвоеобразия отдельных отрывков (в связи с целым произведением) закономерно идаже необходимо.

Этот исследовательский опыт был обобщён в различные рода метрических справочниках (первые справочники создавала группа под руководством Б.И. Яро «Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина» 1934 год, в 1979 году под ред. Я.П. Полонского вышел сборник «Русское стихосложение XIXвека, материалы по метрике и строфике русских поэтов» Сегодня работа в этой области активно ведётся в СПбГУ под руководством Е.В. Хворостьяновой см. метрико-строфический справочник «Петербургская стихотворная культура»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: