Тема: Анализ периодических изданий по проблемам экономического воспитания дошкольников




Самостоятельная работа №11. К 30.01.

Практические задания:

  1. Дать определение экономического воспитания дошкольников.

Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую, какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать… Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

В современных условиях экономическое воспитание является важным фактором экономического образования человека. Под экономическим воспитанием детей дошкольного возраста понимается педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности - бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.

Процесс экономического воспитания детей (шести лет) происходит в рамках разработанной модели на основе системного, аксиологического, деятельностных подходов, включающей в себя: целевой блок (формирование начал экономической воспитанности); организационно-педагогический блок (создание педагогических условий, разработка воспитательно-образовательной программы «Экономика в детском саду»); процессуально-деятельностный блок (комплексное использование средств, форм, методов воспитания в процессе игровой, трудовой, познавательной деятельности детей) и прогнозируемый результат (становление начал экономической воспитанности).

Цель работы: сюжетно – дидактической игры в воспитании экономического представления у старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура», экономического представление.

2. Определить содержание и средства, как влияет сюжетно – дидактическая игра на экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить показатели экономических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Контингент: дети пяти – шести лет.

Новизна теоретически обоснованная возможность воспитания у детей старшего дошкольного возраста о экономическом представлении сюжетно – дидактической игре с элементами теории решения изобретательных задач. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме.

Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Только в единстве, считает Валицкая А. П. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

 

  1. Перечислить методы экономического воспитания детей в семье, привести примеры.

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., – это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания»:

1. Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку – нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага.

2. Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» – которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь – не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам.

3. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее – возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

4. Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально – с 3х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка. Вот ее суть.

Система финансирования. (карманные деньги) Главный тезис: Карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы!!! Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент – такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Какие позиции надо определить в первую очередь?

- периодичность выдаваемых средств

- размер (сумма)

- что входит в перечень затрат

- штрафные санкции.

Периодичность выдаваемых средств: оптимально – еженедельно.

Размер: естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма бы его устроила. Этим определяться его запросы. Если запросы сильно высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны), вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можем выделить только определенные средства.

Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги). Надо напоминать ребенку почаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми. Лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы…построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах – надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи.

Если потратил свои деньги «не так» – надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он «попал» (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: «Ну, что ж….» Никогда не предлагать финансовую компенсацию. Ограничиться психологической. Если потерял – никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов – это что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.

Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг – обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить.

  1. Прочитать статьи и составить краткие аннотации по содержанию.

 

Буре Р. Организация труда детей и методика руководства./ Р. Буре //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - C. 17-25.

В данной статье раскрывается система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, средства и методы руководства детским трудом с учетом постепенного накопления дошкольниками собственного опыта участия в труде, совершенствования навыков, растущего осознания ими значения трудовой деятельности, побуждающего включаться в труд. В статье реализован возрастной подход: представлен материал для младших, средних и старших групп.

Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.

В данной статье раскрывается знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Выделены и определены уровни, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности.

  1. Разработать проект (по аналогии с проектом «Ателье») по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями сферы обслуживания

Программное содержание:

1. Познакомить детей с трудом взрослых в ателье: модельером, закройщицей, швеей. Дать представление об их профессиональных и личностных качествах. Познакомить с процессом пошива одежды;

2. Дать представление о разных видах тканей; закрепить названия и знания детей о качестве разных видов тканей: цвете, фактуре, толщине, назначении. Развивать умение самостоятельно определять разные виды тканей, их качества и свойства. Дать понять, что свойства тканей обусловливают способ ее употребления (из меха шьют шубу, из ситца - платья)

3. Развивать речь детей: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных. Обогащать и активизировать словарный запас.

4. Формировать умение работать с информацией; планировать и осуществлять свою продуктивную деятельность; добиваться и оценивать результат своей деятельности.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать уважение к труду взрослых;

7. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, клеем

Оборудование и материалы:изображения на картинках (утюг, ножницы, швейная машина, игла, наперсток); карточки модели с изображениями процесса пошива платья; кусочки разных тканей; иллюстрации одежды древних людей; иллюстрации одежды: мужская и женская одежда XV века, современная одежда; синие и красные кружки, картонные куклы, тканевые платья, футболки, шорты для кукол, клей, салфетки, кисти.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье».

Методы и приемы:

- словесные: беседа, вопросы, объяснение, составление цепочек пошива платья, прослушивание рассказа детей о происхождении одежды.

- наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением предметов (для врача, парикмахера, швеи); наблюдения за действиями воспитателя в процессе аппликации.

- практические: дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Что из чего сделано?»; физминутка «Неваляшки»

Предварительная работа: дети приносят из дома кусочки разных тканей, одинакового размера, обработанные по краям, вырезание платьев, футболок и шорт для бумажных кукол.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Когда я шла в детский сад, то нашла солнышко. Я хочу поделиться с этим солнышком с вами. А теперь поделитесь своим солнышком с нашими гостями.

Сегодня мы поговорим о профессиях. А о каких профессиях вы мне скажите сами. А поможет нам в этом игра «Знатоки».

- Ребята, посмотрите на столележат карточки. Они все перепутались и теперь врач и парикмахер не могут без них работать. Помогите вернуть им нужные предметы.

(Дети выбирают)

- Ребята, а как вы думаете, длялюдям какой профессии нужны эти предметы? (Для швеи).

Что делает швея? (Ответы детей)

Правильно, швея шьет одежду для детей, взрослых, кукол. Если требуется сшить одно платье или одни брюки, то швея может справиться сама. А что делать, если нужно сшить десять платьев или двадцать платьев или двадцать курток? Для этого существует ателье. А как вы думаете, кто еще работает в ателье? Правильно, это – модельер, закройщица.

- Скажите, пожалуйста, что делает модельер?

(Предположения детей)

Модельер придумывает модель платья, решает сшить его с длинными или короткими рукавами, а может, вообще без рукавов, с воротничком или без него, с пояском или без него. А еще обязательно нужно выбрать нужную ткань.И так, какие предметы нужны модельеру для работы?

Что делает закройщица? (Предположение детей)

- Закройщица измеряет сантиметром размеры заказчика, рисует выкройку, вырезает из ткани. И только потом швея берется за дело: наживляет, примеряет, сшивает готовое платье. Выберите картинки с предметами, которые нужны закройщице.

Оказывается, это очень ответственная и трудная работа.

- Ребята, давайте с помощью моделей воспроизведем весь процесс изготовления платья и создадим трудовую цепочку.(Девочки и мальчики обозначают трудовой процесс с помощью карточек – моделей на разных столах)

Пальчиковая гимнастика «Вышиваем»

- Ребята, в каждом ателье есть образцы тканей. Давайте рассмотрим, какие бывают ткани. Возьмите по кусочку ткани в руки, потрогайте, погладьте его и скажите, какая на ощупь ваша ткань, что из нее можно сшить? Молодцы, ребята!

Ткани бывают разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и редкие. Попытайтесь порвать ваш кусочек ткани. Ткань не рвется, потому что она состоят из нитей, которые переплетаются между собой и крепко держатся друг за друга.

Как вы думаете, от чего зависит толщена ткани? Правильно, толщена тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, а из тонких – тонкие, легкие. (Показ образцов)

Как вы думаете, что шьют из толстых тканей? (Ответы детей)

А что шьют из тонких тканей?

(Во время объяснения дети одевают косынки –девочки, кепки мальчики)

Ребята, да вы на неваляшек похожи! Мы немножко отдохнем и опять играть начнем!

Физминутка «Неваляшки»

Проводится под музыку "Мы милашки, куклы неваляшки"

Речевая разминка.

Продолжаем игру «Знатоки».- Ребята, подойдите к столу, выберите себе картинку.

Послушайте задание: я вам буду говорить, какая у вас ткань, а вы мне полным предложением отвечать какая у вас одежда сшита из этой ткани и как она называется.

Например, у меня ткань трикотаж, одежда майка, значит у меня трикотажная майка.

Платье из ситца /какое?/ - ситцевое;

Пальто из драпа /какое?/ - драповое;

Брюки из джинсы /какие?/ - джинсовые;

Шуба из меха /какая?/ - меховая;

Плащ из кожи /какой?/ - кожаный;

Блузка из шелка /какая?/ - шелковая.

Молодцы, ребята! Вот видите, сколько можно из разной ткани сшить одежды. Но так было не всегда! Об этом нам расскажут ребята.

1 ребенок- В разные времена люди носили разную одежду. Когда – то очень давно на нашей планете всегда было тепло, и люди обходились без одежды. Они носили только набедренные повязки из листьев.

2 ребенок - Но постепенно климат на Земле изменился. Люди начали страдать от холода и дождей.Заметив, что животные не боятся ледяного ветра и холода, люди решили сшить себе одежду из шкур и меха животных.

3 ребенок - Со временем человек стал задумываться о более удобной одежде. Постепенно он научился прясть пряжу – сначала из льна, а потом из хлопка и шерсти овец – и ткать из нее ткань.

4 ребенок - Люди научились шить из ткани платья, брюки, кофты… Сначала шили длинные платья, до самой земли.

5 ребенок - Со временем люди стали придумывать новые фасоны одежды. Постепенно одежда стала похожа на ту, которую мы носим сегодня.

Воспит. - Людей, которые придумывали модели новой, красивой одежды, стали называть модельерами.

Практическая часть.

Сегодня и мы с вами будем модельерами и создадим свой журнал мод для кукол. В этом журнале будут модели одежды, которые вы сами смоделируете. На столах есть все необходимое для моделирования мужской и женской одежды.

Девочки проходят за рабочее место с красными кружками, а мальчики – с синими кружками.

Перед вами лежат куклы – модели и разные виды одежды. Вам надо придумать наряд для своем модели. Девочки придумывают для модели – девочки, а мальчики – для модели – мальчика.

По желанию вы можете украсить свои модели паетками, пугавицами.

(Выполнение работ)

- Ребята, покажите нашим гостям, какие красивые модели у вас получились. Расскажите, что вы смоделировали и куда в этом наряде можно ходить.

Итог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: