Дифференцированный подход законодательства к перевозке различных категорий товаров
Международная перевозка товаров
Осуществление внешнеэкономической деятельности непосредственно связано с международной перевозкой товаров, которая в большинстве случаев осуществляется под таможенным контролем. Для того чтобы работа с таможенными органами в данном направлении велась без сложностей для организаций, необходимо иметь комплексное представление о том, каким образом нормативными правовыми актами, составляющими таможенное законодательство, регулируются различные аспекты международной перевозки.
В подп. 1.37 п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) закреплено понятие «товары», под которыми понимается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу в соответствии с законодательными актами.
Помимо этого понятия согласно ТК выделяются отдельные категории товаров, которые в силу своих особенностей требуют различных подходов к их таможенному оформлению в рамках осуществления международной перевозки данных товаров.
В первую очередь, подобных особых условий таможенного оформления из-за частоты своего перемещения требуют транспортные средства международной перевозки (далее - ТСМП) - это транспортные средства, прибывающие на таможенную территорию или убывающие с ее территории в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подп. 1.43 п. 1 ст. 8 ТК).
|
Особо выделено такое понятие, как «припасы» - указанные в документах перевозчика и находящиеся на борту морских судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река-море», маломерных судов, судов на воздушной подушке (далее - водные суда), а также находящиеся на борту воздушных судов и в железнодорожных транспортных средствах, являющихся транспортными средствами международной перевозки, товары, предназначенные для обслуживания пассажиров, членов экипажа водных и воздушных судов либо членов поездных бригад (подп. 1.22 п. 1 ст. 8 ТК).
Как видим, в ТК существуют отдельные процедуры, в рамках которых перемещаются товары в целом, а также ТСМП и припасы.
Соответствие категорий товаров и процедур представим в виде таблицы.
Категория товаров | Таможенная процедура |
Товары | Таможенный транзит |
ТСМП | Ввоз/вывоз ТСМП |
Припасы | Ввоз/вывоз припасов |
Итак, изучим каждую из указанных выше процедур в отдельности, предварительно рассмотрев общие принципы перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь, а также порядок прибытия и убытия товаров с (на) таможенной территории Республики Беларусь.
Пересечение таможенной границы Республики Беларусь допускается в пунктах ввоза и вывоза, которые размещены на маршрутах пересечения товарами таможенной границы. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 45 ТК маршруты пересечения товарами таможенной границы - это проходящие через таможенную границу участки путей железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного сообщения, открытые в соответствии с законодательством для трансграничного перемещения товаров.
|
Пункт ввоза - это установленный Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь пункт таможенного оформления (далее - ПТО), в котором совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию (подп. 1.23 п. 1 ст. 8 ТК).
Пункт вывоза - это установленный Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь ПТО, в котором совершаются таможенные операции, связанные с убытием товаров с таможенной территории (подп. 1.24 п. 1 ст. 8 ТК).
Пункты ввоза и вывоза товаров через таможенную границу Республики Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2007 № 373.
Пересечение таможенной границы Республики Беларусь согласно п. 1 ст. 46 ТК допускается во время работы таможенных органов в пунктах ввоза и вывоза. Время работы таможенных органов в пунктах ввоза и вывоза определено постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее - ГТК) от 20.08.2007 № 92.
В ст. 48 ТК подробно освещены вопросы, связанные с товарами, запрещенными и ограниченными к перемещению через таможенную границу.
В целом товары могут быть запрещены или ограничены к перемещению по основаниям экономического или неэкономического характера.
В случае перемещения через таможенную территорию Республики Беларусь товаров, запрещенных к ввозу, либо ограниченных к ввозу по основаниям неэкономического характера без представления таможенным органам соответствующих разрешений и (или) лицензий, они подлежат немедленному вывозу за пределы таможенной территории.
|
Товары же, запрещенные к вывозу либо ограниченные к вывозу по основаниям неэкономического характера, без представления таможенным органам соответствующих разрешений и (или) лицензий не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Республики Беларусь и помещению под таможенный режим или процедуру, допускающие вывоз товаров. Такие товары должны быть немедленно вывезены с территории пункта вывоза.
Ответственность по вывозу указанных товаров возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент пересечения границы, либо на собственника товаров. Согласно п. 7 ст. 48 ТК расходы, возникшие у лиц при вывозе товаров, не подлежат возмещению таможенными органами.
Кроме того, в отношении запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь действует Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 502, согласно которому к товарам, ограниченным к перемещению по основаниям экономического характера, относятся товары, внешняя торговля которыми лицензируется. Отметим, что перечни таких товаров утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006 № 1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров».
Конкретные же перечни товаров, ограниченных или запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (далее - постановление № 1397). Постановлением № 1397 утверждены перечни товаров, ограниченных и запрещенных к перемещению через таможенную границу, определены органы, уполномоченные на выдачу разрешений на перемещение отдельных категорий товаров, а также утверждены положения о порядке и условиях выдачи таких разрешений в отношении отдельных категорий товаров.
Что касается запретов на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь, раскроем их содержание в виде таблицы.
№ п/п | Направление перемещения | Категория товаров, запрещенных к перемещению |
Ввоз и (или) вывоз | озоноразрушающие вещества | |
печатные и аудиовизуальные материалы, иные носители информации, содержащие информацию, которая может причинить вред политическим или экономическим интересам республики, ее государственной безопасности, здоровью и нравственности граждан | ||
Ввоз | отходы | |
средства защиты растений, попадающие под действие приложений А и В Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, подписанной в г. Стокгольме 22.05.2001 | ||
Вывоз | дикорастущее (некультивируемое) лекарственное растительное сырье |
Также в виде таблицы представим категории ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь товаров соответственно органам, уполномоченным выдавать разрешения на их перемещение.
№ п/п | Категория товаров | Орган, уполномоченный на выдачу разрешения на перемещение через таможенную границу | Направление перемещения |
Отходы* | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды | Ввоз/вывоз | |
Озоноразрушающие вещества* | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды | Ввоз/вывоз | |
Продукция, содержащая озоноразрушающие вещества | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды | Ввоз/вывоз | |
Средства защиты растений* | Министерство сельского хозяйства и продовольствия | Ввоз | |
Подкарантинная продукция, подлежащая государственному фитосанитарному контролю | Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» | Ввоз | |
Животные, продукты животного происхождения, техническое сырье животного происхождения, корма, ветеринарные средства и другие изделия ветеринарного назначения, подконтрольные государственному ветеринарному надзору | Министерство сельского хозяйства и продовольствия | Ввоз | |
Племенные сельскохозяйственные животные и их племенная продукция | Министерство сельского хозяйства и продовольствия | Ввоз/вывоз | |
Дикие животные и дикорастущие растения, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их части и (или) дериваты | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды | Вывоз | |
Животные и растения, их части или производные (дериваты), попадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной в г. Вашингтоне 3 марта 1073 г. (СИТЕС) | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды | Ввоз/вывоз | |
Зоологические коллекции или их части | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды | Вывоз | |
Ботанические коллекции или их части | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды | Вывоз | |
Оригиналы документов Национального архивного фонда Республики Беларусь и копии архивных документов | Министерство юстиции, Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции (уполномоченные им государственные архивы) | Временный вывоз (вывоз) | |
Культурные ценности | Министерство культуры | Вывоз | |
Лекарственные средства, фармацевтические субстанции, изделия медицинского назначения и медицинская техника | Министерство здравоохранения | Ввоз | |
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры | Министерство здравоохранения | Ввоз/вывоз | |
Органы и (или) ткани человека, кровь и ее компоненты | Министерство здравоохранения | Ввоз/вывоз | |
Условно патогенные и патогенные генно-инженерные организмы | Министерство здравоохранения | Ввоз/вывоз | |
Взрывчатые вещества, взрывные устройства и средства взрывания промышленного назначения | Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям | Ввоз/вывоз | |
Ядовитые вещества | Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям | Ввоз/вывоз | |
Источники ионизирующего излучения | Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям | Ввоз/вывоз | |
Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства | Государственная инспекция по электросвязи Министерства связи и информатизации | Ввоз (временный вывоз) | |
Иные товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь | Органы внутренних дел, Государственный военно-промышленный комитет либо Государственный таможенный комитет | Ввоз/вывоз |
Вопросы, связанные с прибытие товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, регламентируются главой 7 ТК.
Прибытие товаров согласно ст. 53 ТК осуществляется через пункты ввоза. После пересечения таможенной границы лицо, в фактическом владении которого товары находились в момент пересечения границы, то есть перевозчик, должен доставить их в пункт ввоза и предъявить таможенному органу путем размещения в зоне таможенного контроля пункта ввоза.
Обратим внимание, что в силу п. 2 ст. 53 ТК не допускаются изменения состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров.
После прибытия товаров и размещения их в зоне таможенного контроля согласно ст. 55 ТК перевозчик в течение 30 минут должен уведомить таможенный орган о прибытии товаров путем представления документов, перечень которых зависит от вида транспорта, которым осуществляется международная перевозка товаров. Конкретные перечни установлены ст. 56 ТК.
Представим соответствие представляемых документов виду транспорта в виде таблицы.
Вид транспорта | Перечень документов |
1. Автомобильный транспорт | 1. Документы на ТСМП |
2. Транспортные (перевозочные) документы* | |
3. Документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза | |
4. Имеющиеся у перевозчика коммерческие документы** на перевозимые товары | |
2. Водные суда | 1. Общая декларация |
2. Декларация о грузе | |
3. Декларация о судовых припасах | |
4. Декларация о личных вещах экипажа судна | |
5. Судовая роль | |
6. Список пассажиров | |
7. Документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза | |
8. Имеющиеся у перевозчика коммерческие документы** на перевозимые товары | |
9. Транспортные (перевозочные) документы* | |
3. Воздушный транспорт | 1. Стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами Республики Беларусь в области гражданской авиации (генеральная декларация) |
2. Документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость) | |
3. Документ, содержащий сведения о бортовых припасах | |
4. Транспортные (перевозочные) документы* | |
5. Имеющиеся у перевозчика коммерческие документы** на перевозимые товары | |
6. Документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость) | |
7. Документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза | |
4. Железнодорожный транспорт | 1. Транспортные (перевозочные) документы* |
2. Передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав | |
3. Документ, содержащий сведения о припасах | |
4. Документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза | |
5. Имеющиеся у перевозчика коммерческие документы** на перевозимые товары |
* Транспортные (перевозочные) документы - это коносамент, накладная или иные документы, свидетельствующие о принятии товаров к международной или внутриреспубликанской перевозке и сопровождающие их при такой перевозке (подп. 1.41 п. 1 ст. 8 ТК).
** Коммерческие документы - это счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законодательством или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из ТК не вытекает иное (подп. 1.8 п. 1 ст. 8 ТК).
Помимо прочего, в соответствии с п. 2 ст. 56 ТК независимо от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка, в отношении товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе, должны быть представлены соответствующие разрешения и (или) лицензии уполномоченных государственных органов на ввоз названных товаров, если такие разрешения не были представлены до фактического прибытия товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Порядок представления таможенному органу разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе, до фактического прибытия товаров на таможенную территорию определен постановлением ГТК от 15.12.2008 № 106.
Остановимся на ключевых моментах этого порядка.
Лица
Лицо, осуществляющее представление таможенному органу разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу по основаниям неэкономического характера при ввозе (далее - разрешения и (или) лицензии), указанных в перечнях, утвержденных постановлением № 1397, до их фактического прибытия на таможенную территорию Республики Беларусь, - перевозчик или лица, которым выданы такие разрешения и (или) лицензии.
Порядок обращения
В таможенный орган, в зоне деятельности которого планируется прибытие товаров, направляется письменное обращение с приложением разрешений и (или) лицензий. Напомним, что зоны оперативной деятельности таможен определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 № 742 (далее - постановление № 742).
Разрешения и (или) лицензии могут представляться в одном из следующих видов:
- оригиналы;
- копии, заверенные нотариально;
- копии, заверенные органом, их выдавшим;
- копии, заверенные лицом, их получившим.
Хотелось бы отметить, что возможность удостоверения копий полученных разрешений и (или) лицензий лицами, их получившими, существенно упрощает ситуацию и снижает расходы, а также временные затраты заинтересованных лиц.
Письменное обращение составляется в произвольной форме, однако в нем обязательно должны быть указаны следующие сведения:
- наименование пункта ввоза, через который планируется прибытие товаров;
- планируемые сроки прибытия товаров;
- вид транспортного средства, перевозящего товары, и его регистрационный номер (если известен).