Журналистика 1840-ых годов




1840-ые годы в России – знаковое и необычное время. Особенностью периода было возникновение двух идейных течений: славянофилов и западников. Полемика между направлениями пронизывала всё духовное пространство того времени.

Славянофильство – новое направление мысли 19 века. Содержание их доктрины можно описать несколькими тезисами:

1) Обоснование самобытного пути исторического развития России в противовес Западу. Самобытность России – отсутствие классовой борьбы, русская поземельная община, православие. Отрицательное отношение к революционным преобразованием, для них характерен монархизм. Против усвоения России Западных форм политической жизни.

2) Идеализация допетровской Руси.

3) Призывали дворянство и интеллигенцию к сближению с народом, призывали изучать жизнь и быт, культуру и язык, положили начало изучению российского крестьянства, фольклора.

4) Резкая критика режима Николая I. Критика связана именно с личностью императора, а не в целом с монархией.

Славянофилы: семьи Киреевских, Аксаковых, Дмитрий Балуев, Самарин, Кошелев, Хомяков. Оплотом славянофильства стала Москва. Петербург стал оплотом западников.

Западники считали, что России необходимо брать пример с Западной Европы. Рассматривали крестьянскую общину как форму народного быта, но считали, что это оплот русской революционности. Придерживаются материализма. Главными западниками стали Герцен, Белинский, Огарёв, Грановский, Боткин.

Острая идейная борьба идёт в журналистике и литературных салонах Москвы. Пришлось определиться и русским либералам. На развитие общественной мыли России оказал кружок петрашевцев, который сложился под влиянием идей Белинского и Герцена. Входил туда Достоевский, Салтыков-Щедрин, Плещеев.

Развивается новая литературная школа «Натуральная». Продолжает традиции Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Впервые термин «натуральная» появился у Булгарина. Белинский переосмыслил термин, теперь для него натуральное – правдивое изображение действительности (зачатки реализма). Писателями натуральной школы стали Тургенев, Герцен, Некрасов, ранний Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин. Школа складывается на протяжении всех 40-ых годов.

Начало 40-ых годов: выходят первая часть романа Герцена «Кто виноват», роман «Бедные люди» Достоевского. Альманахи «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник» (подготовлены при участии Некрасова).

Натуральную школу отличает глубокий интерес к жизни простого народа. Главный герой – выходец из народных низов: крепостной крестьянин, разночинец. «Записки охотника» Тургенева, «Сорока-ворона» Герцена, стихотворения Некрасова. Критика крепостного права, разоблачается губительная власть денег и чинов, показываются противоречия бедности и богатства. Теперь стихи отходят на задний план, а роман, повесть и физиологический очерк становятся центральными в жанровой системе литературы и журналов.

Ведутся крупные литературные споры 40-ых годов. Предлогами стали спор о Лермонтове, спор по поводу «Мёртвых душ» Гоголя (консерваторы считали произведение клеветой на Россию, славянофилы считали их возрождением древнего эпоса, Белинский отстаивал своё понимание антикрепостнического произведения, относящегося к критическому реализму). Все эти споры привели к формированию лагеря западников (журнал «Отечественные записки», журнал «Современник»). Выходят также издания славянофильского направления: «Москвитянин», консервативное издание «Маяк», «Сын Отечества», «Северная пчела», «Библиотека для чтения».

Но западные журналы становятся наиболее популярными в русском обществе, а торговая журналистика теряет своё значение. Большое значение имеет литературная критика.

Журнальный период русской литературы – 40-ые годы. Толстые ежемесячники становятся ведущими в системе периодики, и вся литература публикуется именно там. Бурное развитие журналистики, появляются театральные журналы, журнал карикатур «Ералаш», растёт значение газет. Обязанности редактора отделяются от обязанностей издателя. Издатели используют высокие гонорары как средство привлечения нужных авторов, увеличивается количество профессиональных журналистов и литераторов.

«Библиотека для чтения», «Сын Отечества», «Северная пчела».Положение журналов было сложным.

«Сын Отечества» переходит из одних рук в другие. Сильные надежды на возрождение этого журнала появляются с приходом Николая Полевого, тираж вырос с 279 до 2000 подписчиков. Но ожидания подписчиков не оправдались. Полевой был романтизмом, не принимал новых литераторов, осуждал новую школу. Читатели вновь отворачиваются от журнала. После ухода Полевого в 52 году журнал был закрыт.

«Библиотека для чтения» Сенковского дотянула до 64 года, но в 40-ые годы сильно падает тираж с 5000 до 3000 экземпляров. Пользуется популярностью среди грамотных обывателей и чиновничества. Не выдержал конкуренции с западными журналами. Сенковский неверно оценивает передовые явления русской литературы. Произведения натуральной школы считал низкими и грязными, противопоставлял им светскую повесть. Считал гениальными поэтами Кукольника, Тимофеева. Все передовые писатели оттуда уходят.

«Северная пчела» Греча и Булгарина тоже теряет популярность.

Журнал «Русский вестник» (40-44 годы). Греч, Полевой, Кукольник. Журнал основан в надежде на Полевого, что его имя привлечёт читателя, но в итоге они набрали всего 500 подписчиков. Причины неуспеха – поддержка официальной идеологии, сухие специальные статьи, критика натуральной школы, нападки на Гоголя.

Журнал «Москвитянин». С 41 по 57 годы. Близок к славянофилам. 41-51 гг. – направление журнала неизменное, 51-56 гг. – главную роль играет «молодая» редакция. Основан профессорами МУ Шевырёвым и Погодиным. Задумывался как противник торгового направления, но он перестроился на выступление против западников. Их поддержал граф Уваров, министр просвещения. Журнал сильно отличался от современных журналов, были необычные разделы «Духовное красноречие» (с него и начинался журнал), здесь были проповеди отцов церкви Филарета и Иннокентия, это было неслучайным, ведь религиозной тематике уделялось много внимания. Можно найти материалы по истории церкви; развёрнутые рецензии на книги духовного характера. Граф Протасов рекомендовал духовным училищам выписывать этот журнал.

Есть отдел «Материалы для русской истории», где опубликованы документы по истории русской церкви, литературы, мемуары. Раздел «Славянские новости» - дань журнала праславизму, идее объединения всех славянских племён под эгидой России. Разделы «Изящная словесность» (слабый раздел), «Критика и библиография», «Смесь».

Направление «Москвитянина» - дань идеологии. Статья Шевырёва «Взгляд русского на образование Европы» (борьба Запада и России и вопрос «кто победит?» Запад не победит, потому что он давно болен. Франция заражена революцией, Германия – реформацией и т.д. А вот Россия призвана спасти человечество, ибо она не больна ничем и сохранила национальные начала – православие, самодержавие, народность).

В 1845 году славянофилы были приглашены в «Москвитянин». Иван Киреевский стал редактором трёх выпусков этого журнала. Критиком журнала был Степан Петрович Шевырёв. В 40-ых годах он стоит на позиции официальной, противостоит Белинскому и натуральной школы. Его возмущало тяготение русских писателей к критике действительности. «Тёмная» сторона литературы – Некрасов, Достоевский, Герцен, Лермонтов. «Светлая» стороны – Пушкин, Хомяков, Даль.

К концу 40-ых годов положение «Москвитянина» стало критическим, потому что Погодин был своеобразный редактор. Он был скупым, журнал издавался на плохой бумаге, был небрежным, опаздывал номерами. Одним из главных отделов считалась проза, но этот отдел здесь был очень слабым.

В 50-ых годах неожиданный расцвет, ибо пришла «молодая» редакция. Погодин познакомился с молодым Островским. Он приглашает Островского принять участие в редакции, а вместе с ним приходит группа молодых литераторов, которые приносят журналу успех: Островский и Писемский, Аполлон Григорьев, Мэй, Филиппов. Начала публиковаться интересная литературная критика. Погодин прекратил сотрудничество с молодёжью, потому что две редакции не могли существовать вместе.

Период «мрачного семилетия» 1848-1855 гг. Период связан с революцией во Франции, усиливается надзор. В университетах значительно сократили число студентов. Запрещена философия как предмет в университетах. Особое внимание Николая привлекали литература и журналистика. Учреждён особый комитет, которому было поручено тщательно обследовать содержание вышедших журналов. Комитет рекомендовал царю подвергнуть «Отечественные записки» и «Современник» надзору. Никитенко сразу отказался от «Современника», его после этого возглавил Некрасов. А Краевский от «Записок» отказываться не стал, но изменил направление журнала.

Работа комитета показалась Николаю продуктивной, возникла идея создания постоянного комитета, который бы ведал делами печати. Он получил название «Бутурлинский комитет», или «Комитет второго апреля». Он обладал исключительными полномочиями: его ведению подлежали все произведения печати (книги, журналы, газеты); он был негласный, не заменял цензуру, а контролировал цензурное ведомство и рассматривал все произведения после выхода их в свет. Для русской журналистики наступили тяжёлые времена. Эпоха цензурного террора.

Начались репрессии по отношению к русским писателям и журналистам – Салтыков-Щедрин сослан в Вятку за повесть «Запутанное дело», в 49 году организована расправа над Петрашевцами. Не попал под репрессии Белинский, потому что умер в конце 40-ых. Подверглись репрессиям многочисленные славянофилы. В Симбирскую губернию выслан славянофил Самарин, арестован и допрошен Иван Аксаков, в 50-ом году учреждён полицейский надзор над Островским, арестован Огарёв, за некролог Гоголю в своё имение выслан Тургенев.

Оппозиционное настроение спадает под таким давлением, ослабевают духовные запросы и общественные интересы. Идейное оживление 40-ых годов было парализовано. Правительственная реакция сильно отразилась на журналистике.

Тяжесть цензурного произвела почувствовали все издания, включая благонамеренную «Северную пчелу». «Современника» обвинили в пропаганде коммунизма и революции. Часть изданий была прекращена («Ералаш», «Северное обозрение», «Литературная газета», славянофильские московские сборники). Журналы, которые остались, сильно изменились: утратили строгость направлений, «Отечественный записки» стали похожими на «Библиотеку для чтения», исчезла принципиальная литературная полемика между журналами, теперь полемика – придирки по поводу стиля, по поводу опечаток, незнания иностранных языков. Из-за цензурных преследований журналы отказываются от освещения разных событий русской жизни (смерть Белинского была отмечена всего десятью строками в «Современнике»). Сильно упало качество литературной критики. Основная идея критики теперь – идея «искусства для искусства». Критики выступают против натуральной школы и гоголевского направления русской литературы.

Но некоторые жанры развиваются бурно – литературный фельетон, заменяющий литературную критику. Кроме того, в большом количестве появляются историко-литературные работы, разделы науки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: