Французская печать XIX в.
1. Развитие газетного дела во Франции XIX века.
2. Экономическая реформа Э. Жирардена в области печати.
3. Качественные газеты. Массовые газеты 1860-х гг.
4. Парижская коммуна и печать. Законодательство о французской печати.
5. Закон о печати 1881 года.
6. Эмиль Золя- журналист.
Литература
Аникеев В.Е. История французской прессы (1830 – 1845). – М., 1999.
История зарубежной журналистики: от истоков до Второй мировой войны: учебное пособие для вузов по специальностям «Русский язык и литература». Под ред. В.П.Трыкова. – М., 2007.
Соколов В.С. Периодическая печать Франции. – СпбГУ, 1996.
Практическое занятие № 9
Английская журналистика XIX в
1. Печать и государство.
2. Типология английской прессы.
3. Развитие качественной и массовой прессы. Концентрация печати.
4. «Таймс» и её роль в обществе.
Литература
Беглов С.И. Британская печать на исходе века. – М., 1995.
Беглов С.И. Империя меняет адрес. – М., 1997.
Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. – М., 2002.
Практическое занятие № 10
Печать США в XIX в.
1. От «персонального» к «новому журнализму».
2. Массовая газета. Массовый журнал.
3. Движение «разгребателей грязи» и её создатели Д. Пулитцер и У. Р. Хёрст.
4. Концентрация печати. Концерны печати.
Литература
Гурвич И. Американская печать. – В кн.: История печати: Антология. Т. II. – М., 2001. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб., 2004.
Малаховский А.К. Очерки истории журналистики США второй половины XIX века. – М., 1997.
Привалова Е.А. Литературные судьбы макрейкеров: от «разгребателей грязи» к пропаганде «Pax Americana». Вестн. МГУ, сер. «Журналистика». 2004, № 4.
Практическое занятие № 11 и № 12
СМИ Запала в ХХ веке (4 ч).
1. Система СМИ Запада. Создание радиовещания. Первая мировая война, революция в России и журналистика. Развитие государственных служб военной пропаганды. Развитие партийной печати и ее место в системе средств массовой информации. Научные исследования в области журналистики. Развитие публицистических и информационных жанров.
2. Репортаж. Мировой экономический кризис 1929 года и журналистика. Становление службы радионовостей. Развитие радиовещания как средства массовой информации и пропаганды.
3. Зарождение телевизионного вещания. Реклама в средствах массовой информации. Развитие системы «паблик рилейшнз».
4. Разделение газет на качественные и массовые издания. Монополизация СМК и формы контроля над журналистикой. Концентрация печати.
5. Принципы буржуазной журналистики. СМИ США и «холодная война».
6. Пресса США и проблемы глобализации. Развитие сетевого, кабельного спутникового телевидения. Новые технологии и печать.
Литература
Беспалова А.Г. История мировой журналистики. – М, Ростов-на – Дону, 2006.
Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб., 2006.
Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 1995 – 2000. – М., 2004.
Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб., 2004.
Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. – СПб., 2006.
Практическое занятие № 13
Французская журналистика XX в.
1. Печать временного режима и IV Республики (1944 – 1958).
2. Печать V Республики периода 1958 – 1968 гг. СМИ и создание V Республики.
3. Особенности развития французского радиовещания и телевидения.
Литература
Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. – СПб., 2006.
Соколов В.С. Периодическая печать Франции. – СпбГУ, 1996.
Шарончикова Л.В. Пресса Франции в меняющемся мире. – М., 2006.
Практическое занятие № 14
Английская журналистика XX в.
1. Особенности концентрации английской печати. Типология английской прессы.
2. Би-би-си: общественно-правовое телевидение и радиовещание, его эволюция.
3. Создание и развитие коммерческого телевидения и радиовещания.
Литература
Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. – СПб., 2006.
Любимов Б.И. Общественное вещание: британская модель. – М., 2006.
Любимов Б.И. Семьдесят лет британского вещания. – М., 1995.
Семестр
Практическое занятие № 15 и 16 (4 часа)
История развития СМИ Германии.
1. Маркс и лозунг «Свобода печати».
2. Революция 1848 года и «Новая Рейнская газета».
3. Бисмарк и печать.
4. Развитие социал-демократической и социалистической печати. Концентрация печати.
5. Особенности нацистской пропаганды. Место пропаганды в системе фашистского государства. Система нацистской пропаганды. Методы нацистской пропаганды.
6. Печать Германии 1945 – 1949 гг. Создание новой правовой структуры средств массовой информации. Развитие концентрации печати в ФРГ.
7. Создание общественно-правового телевидения и радиовещания. Роль федеральных земель в развитии средств массовой информации.
Литература
Вороненкова Г.Ф. СМИ Германии в XX веке: крутые виражи истории. – М., 2008.
Гроссман Г. Периодическая печать в Германии. – В кн.: История печати: Антология. Т. II. – М., 2001.
Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. – СПб., 2006.
Практическое занятие № 17
Журналистика США XX в.
1. Средства массовой информации США 1945 – 1985 гг.
2. Развитие концентрации печати. Особенности американского телевидения и радиовещания.
3. Война во Вьетнаме и американское телевидение. Расследовательская журналистика. «Уотергейтское дело» и средства массовой информации.
Литература
Голованова Г.А. Печать США в начале 90-х гг. – М., 1996.
Гурвич И. Американская печать. – В кн.: История печати: Антология. Т. II. – М., 2001.
Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб., 2004.
Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 1995 – 2000. – М., 2004.