Исходное граничное отрицание (противоречие взаимодействия элементов)




Системные противоречия всемирного исторического процесса.

Шадрин Юрий Борисович

Идентификация исторического процесса с видом фазы теоретического эволюционного цикла

При непосредственном знакомстве с Историей человеческого общества поражает пестрота различных фактов и тенденций. Необходимо достаточное обобщение ее частных феноменов, рассмотрение их в самом крупном масштабе, чтобы выявить смысл исторического процесса как постепенного укрупнения и усложнения организаций человеческих индивидов, обозначившегося в современную эпоху уже их глобальной интеграцией. По замечанию Вернадского "в самой эволюции человечества заложено его стремление к единой организации". Экстраполируя, можно заключить, что исторический процесс в целом это развитие системы неорганизованных элементов-индивидов в цельную организованную структуру, и тем самым идентифицировать его с фазой "Э1С" по теории эволюционного цикла, изложенной ранее. История человеческого общества при этом выступает первой фазой в своем цикле повышения структурного уровня материи - социофазой. В следующей, второй фазе новообразованная структура должна будет эволюционировать в новый элемент еще более высокого уровня.

В свою очередь, социофазе предшествовал цикл эволюции от клетки до человека со своими двумя фазами: образование в неорганизованной совокупности одноклеточных многоклеточного организма (фаза аналогичная социофазе в нашем цикле) и эволюция многоклеточного организма до человека как элемента следующего уровня: фаза животной эволюции – зоофаза.

Как говорилось, в эволюционной фазе "Э1С" происходит переход объекта эволюции от одного граничного состояния системы к другому – от структуры элемента к структуре системы в целом, производимый тремя системными противоречиями воспроизводства: элемента, промежуточных организационных форм и системы в целом. В совокупности указанные противоречия составляют эволюцию человеческого общества на Земле как единой системы. Нашей первой задачей будет выяснить, что конкретно стоит за системными (отрицаниями) противоречиями применительно к Историческому процессу?

Исходное граничное отрицание (противоречие взаимодействия элементов)

Исходным граничным отрицанием эволюционной системы в фазе "Э1С" является противоречие взаимодействия элементов, составляющих неорганизованную систему. Очевидно, что элементом системы человеческого общества выступает человек как результат эволюции предыдущей фазы, достигший предельной устойчивости индивидуального воспроизводства. Утверждения о физической слабости первобытного человека перед природой справедливы лишь в позиции с его современным состоянием, однако и в то время уже не было другого вида способного угрожать его существованию, кроме... его самого. Предчеловек стал "царем природы", а это привело к его максимальной концентрации в ареале обитания и росту внутри популяции взаимного (внешнего) отрицания ее особей с себе подобными. Устойчивость воспроизводства предчеловека как животного создала противоречие его воспроизводства как социального (в будущем) элемента. Напряженное взаимодействие элементов-индивидов сформировало неорганизованную глобальную систему, которая к определенному моменту достигла полного (бесконечного) самоотрицания или практического максимума противоречия воспроизводства индивида. Это абсолютное отрицание потребовало своего разрешения и стало ведущим и доминирующим в строительстве человеческого общества на первом этапе. Никакого другого противоречия и не могло быть: противоречия со средой – из-за отсутствия развитой материальной структуры, несущей это противоречие; социального противоречия – из-за отсутствия самого общества; противоречия с другими видами, - поскольку видовая борьба стала достоянием прошедшей животной эволюции.

Противоречие между индивидами по сути есть противоречие их собственного воспроизводства. Это производство и стало исходным в образовании родовой общины: "В первобытной общине целью... было самосохранение и непосредственное воспроизводство составляющих ее индивидов". [1] Социальное значение рода состояло в упорядочении отношений индивидов и организации воспроизводства человека. "Производство человека – это производство не отдельных индивидов, а всей совокупности естественных связей и отношений, которые складываются между индивидами как природными существами". [2] Материальной структурой или производительной силой этого вида производства естественно выступил сам индивид, поэтому первому этапу присущи биологический генетизм общественного сознания и кровная ограниченность общества.

Кровно-родственные отношения родовой общины подтверждают то, что это организация по воспроизводству человека, а значит таким было и движущее противоречие, породившее данный тип организации, а вовсе не борьба с природой и материальное производство: "применение в качестве критерия периодизации первобытно-общинной истории уровня развития производительных сил встретилось с теоретическими трудностями". [3] Энгельс и сам писал: "производственные отношения могли формироваться только на основе существовавших систем родства, ибо ими задавались рамки первобытного коллектива". [4] То есть здесь система родства признается доминантной над системой производства материальных благ. "Прямое приспособление к окружающей среде даже в те далекие времена имело меньшее значение, чем приспособление к среде социальной" (Фролов).

После принципиального разрешения противоречия воспроизводства человека на первом историческом этапе социофазы, оно и далее в ходе Истории продолжает снижаться. С развитием же рода общество приходит к новому противоречию – самосохранению самой организации как фазового противоречия системы.

Итак, исходное граничное отрицание социофазы – противоречие воспроизводства человека как элемента системы человеческого общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: