Материально-техническая база и оснащение учебных кабинетов




Одним из важных аспектов организации образовательного процесса является необходимость улучшения материально-технической базы и оснащение кабинетов музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры необходимым оборудованием.

В ФГОС особое внимание уделяется приобретению обучающимися компетентности слушателя, исполнителя в музыкальном и художественном творчестве; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве, в мире визуальной культуры. Совершенно очевидно, что предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» невозможно вести в неспециализированных кабинетах. В связи с этим необходимо систематически работать над изменением отношения администрации, учителей профильных предметов к предметам эстетического цикла как важнейшим в процессе становления личности школьника.

Материально-техническое обеспечение преподавания предметной области «Искусство» в настоящее время нормативно регламентируется в приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 года №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

Для оснащения предметной области «Искусство» необходимо использование: специального укомплектованного класса-мастерской живописи, графики, лепки с мольбертами, муфельной печью и др.; класса графического дизайна, оснащенного персональными компьютерами; музыкального класса, укомплектованного музыкальными инструментами, в том числе и электронными; кабинета мировой художественной культуры.

Все кабинеты должны быть оснащены мультимедиа проектором и набором демонстрационных материалов. В оборудовании для внеурочной деятельности необходимо предусмотреть выставочное пространство и концертный зал для выступления музыкальных и театральных коллективов. В санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10) предъявляются требования к организации специализированных учебных кабинетов, размещению в них оборудования, инструментов, организации рабочих мест обучающихся.

Использование ИКТ на уроках искусства – одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование ИКТ позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что дает возможность перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Использование ИКТ повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность для развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Схема календарно-тематического планирования

Составляющей рабочей программы является календарно-тематический план (тематическое планирование учебного материала). В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку – предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим (далее КТП). КТП – это документ, который устанавливает систему уроков по учебной дисциплине и сроки их проведения с учетом тех часов, которые отводятся на изучение конкретных тем по учебной программе. КТП помогает учителю следить за своевременным прохождением учебной программы, не допускать отставания или излишней поспешности.

В связи с этим рекомендуем учитывать специфику предметов искусства и с целью научной организации труда учителя при составлении КТП включить следующие разделы: № урока, дата его проведения (по плану, фактически), тема, художественное название и эпиграф урока (если учитель разрабатывает уроки, используя Метод художественно-педагогической драматургии), произведения, интегрирующие учебный процесс, художественные техники и материалы (для уроков изобразительного искусства), обязательныевидыработ (теоретические сведения, материал для восприятия, практическая художественно-творческая деятельность).

По всем предметам при составлении календарно-тематического плана рекомендуется определить уроки, на которых проводятсяконтрольныесрезызнанийиумений учащихся поосновнымвидам практической деятельности.

Схема КТП по предметам образовательной области «Искусство»:

Музыка

№ п/п Дата Тема урока   (художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока (обязательнгые виды работ) Элементы интеграции
по плану фактически Слушание музыки (материал для восприятия и интерпретации) Художественно-практическая деятельность (пение, игра на ДМИ, пластическое интонирование, драматизация, музыкально-ритмические движения письменные задания) Основные термины, понятия (теория)
                 

Изобразительное искусство

№ п/п Дата Тема урока (художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока (обязательнгые виды работ) Элементы интеграции Материалы и инструменты
по плану фактически Основные термины, понятия (теория) Художественно-практическая деятельность (рисунок, живопись, ДПИ, скульптура, письменные задания, игровая деятельность, театрализация и т.д.) Произведения для восприятия и анализа
                   

Мировая художественная культура

№ п/п Дата Тема урока (художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока (обязательнгые виды работ) Элементы интеграции
по плану фактически Основные термины, понятия (теория) Художественно-практическая деятельность (материал для выполнения практической работы) Произведения для восприятия и анализа
                 

 

Контроль и оценивание

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется по обязательным видам работ учащихся на уроке: изучение теоретического материала; участие в художественно-практических видах деятельности и качество выполнения работ; анализ-интерпретация художественных произведений. Формы контроля могут быть различными: устная, письменная, в виде тестов, а также предполагается выполнение школьниками проектов и исследовательских работ.

Критерием контрольно-оценочной деятельности является определение результативности деятельности школьников: степень развития эмоционального восприятия учащимися художественных произведений различных стилей и жанров; степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии); степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании произведений искусства, их нравственных ценностях; степень развития у школьников творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с искусством и т.д.

Количество обязательных отметок за полугодие – 6 (2 – за знание теоретического материала, 2 – за качество выполненных практических работ, 2 – за анализ-интерпретацию художественного произведения). Текущая отметка по предметам искусства не является обязательной. Понятие «накопляемости отметок» на уроках по предметам художественно-эстетического цикла противоречит природе искусства. Не следует путать оценивание качества работы на разных этапах ее выполнения с отметкой в виде цифры в журнале и дневнике обучающегося только за то, что он проявил интерес и начал выполнять работу. Отметка должна подтверждать творческий рост учащихся, уровень полученных ими знаний, качество сформированных умений.

Контроль успешности обучающихся отражается в классном журнале и фиксируется в дневнике школьника.

Примечание: текущие отметки и отметки по обязательным видам оценивания выставляются под датами проведения уроков.При выставлении итоговой отметки учитель должен руководствоваться показателями успешности обучающегося на конец четверти, полугодия и года, а не ориентироваться на средний арифметический балл. Усредненный балл по предметам искусства не может быть объективным показателем творческих успехов учащихся и не является стимулирующим фактором, побуждающим к дальнейшему росту.

Домашние задания

Домашние задания по предметам искусства не являются обязательными на каждом уроке. Задания, предлагаемые учащимся в рамках школьных учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство, «Мировая художественная культура» требуют создания оптимальных условий для реализации креативных способностей учащихся, проявляющихся в полихудожественной деятельности, а также играющих важную роль в формирования интереса учащихся к предмету и самостоятельной творческой деятельности.

Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество детей на уроках искусства и за его пределами может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание. Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку они, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. Насколько успешно и эффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.

Для того чтобы учащиеся поверили в свои силы, почувствовали уверенность и увидели собственный результат самостоятельно выполненных заданий, им предлагается систематизировать все свои творческие достижения – создать портфолио школьника по предметам искусства, в виде альбома «Этот удивительный мир искусства». Домашнее задание – это очередная страница альбома, который собирается постепенно, поэтапно и в конце четверти, полугодия, года ребёнок видит свои достижения, гордится ими, совершенствует свои работы и пополняет необходимые страницы своего альбома важным и интересным, на его взгляд, материалом. В итоге школьники смело и с большим увлечением презентуют свои альбомы перед учащимися класса, параллели. Большой интерес вызывает у ребят создание такого альбома в электронном виде с применением современных компьютерных и Интернет-технологий.

Такие домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, тем самым, диагностируя динамику развития его творческих способностей. Систематический контроль и диагностика креативности через систему домашних заданий помогает учителю выявлять все преимущества и недостатки в усвоении программного материала, а также спрогнозировать необходимую дальнейшую работу с учащимися.

Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации.

Совершенно недопустимо обязывать учащихся составлять конспекты по материалам учебника, заучивать наизусть тексты песен, выставлять неудовлетворительную отметку за невыполнение домашнего задания.

Важным моментом в выполнении домашних заданий является момент представления работы ребёнком и оценка её учащимися-одноклассниками и учителем. Ребёнок, выполняя задание, глубоко уверен, что его работа будет обязательно проверена и оценена, но он также должен осознавать и ещё одну ее значимость – это доставление эстетического наслаждения, не только в процессе его выполнения, но и в момент её представления.

Творческие задания включают в себя: создание рисунков, поделок; танцевальные номера; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизацию, инсценирование; создание презентаций, кроссвордов; творческие проекты с последующей защитой и пр.

Кадровое обеспечение

Существенной проблемой реальной педагогической практики является и положение, статус учителя искусства в современной общеобразовательной школе. Отношение к учителю искусства, самому преподаванию искусства по остаточному принципу, когда уроки музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры отдаются любому учителю для полной часовой нагрузки, девальвирует самый важный для растущего человека компонент – становление культурной, творческой личности, способной на самоидентификацию и социализацию в реальной социокультурной среде. Учитель музыки зачастую воспринимается как «массовик-затейник», а учитель изобразительного искусства как «оформитель». Вместе с тем, очевидно, что уроки предметной области «Искусство» должны преподавать специалисты с соответствующим образованием (направлением подготовки).

Обеспечить преподавание предметов квалифицированными специалистами необходимо как в основной, так и в начальной школе.

При отсутствии специалиста предметной области «Искусство» в школе учитель, ведущий предметы искусства должен пройти дополнительную профессиональную переподготовку и не реже одного раза в три года повышать квалификацию. При выборе курсов дополнительного образования или профессиональной переподготовки учителей предметной области «Искусство» руководителям общеобразовательной организации и самим учителям необходимо ориентироваться на перечень формируемых базовых профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

 

Организация и содержание работы с одаренными детьми в рамках



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: