Вопросы для изучения:
1. Раскрыть функции межпредметных связей и их особенности (образовательная, воспитательная, развивающая). Методологическая функция межпредметных связей.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
2. Заполните таблицу «Виды межпредметных связей»
№ п/п | Вид межпредметных связей | Краткая характеристика | Примеры (3 примера связанных с предметом ОБЖ, с указанием классов и названия тем) |
Предшествующие | это связи, когда при изучении материала опираются на ранее полученные знания по другим предметам. | Изучение тем в 9 классе «Звуковые волны», «Механические волны», опираясь на знания, которые обучающиеся усвоили на уроках физики. «Метеорологические явления» | |
Сопутствующие | это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по ОБЖ, так и по другим предметам. | Связь с географией в 6 классе. Чрезвычайные ситуации природного происхождения – изучение данной темы это продолжение изучения тем «Цунами», «Землетрясения», «Геологические явления», | |
Перспективные | связи используются, когда изучение материала пережает его применение в других предметах. | Знания обучающихся, полученные на уроках химии в 8 классе, использую при прохождение темы в «Аварийно химические опасные вещества», «Химические факторы загрязнения окружающей среды». |
3. Какие педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний создаются в процессе обучении ОБЖ?
К наиболее важным условиям относятся:
1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.
2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.
3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.
4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.
5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.
4. Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ. Как реализуются?
Наиболее успешно, как показывает анализ работы преподавателей ОБЖ, осуществленной на основе межпредметности, происходит при выполнении следующих методических и педагогических условий:
- выделение комплексной проблемы, задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;
- включение воспитательных задач, вопросов практичеcкой деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания ОБЖ;
- опора на уже имеющиеся устойчивые интересы школьника и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
- закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний по ОБЖ, умений и навыков, полученных на этих уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью;
- обеспечение высокой активности и интереса учащихся при применении знаний из других областей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по ОБЖ;
- реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений.
5. Приведите примеры форм внеклассной воспитательной работы межпредметного характера: индивидуальная, групповая и массовая.
К индивидуальным формам относятся:
- выполнение рефератов, сочинений, докладов;
- самостоятельные исследования;
- сбор материалов межпредметного содержания.
К групповым формам относятся:
- межпредметные тематические кружки;
- практические работы;
- обсуждение книг;
- оформление стенных газет;
- игры межпредметного содержания;
- групповые творческие задания и т.п.
К массовым формам работы относятся:
- межпредметные экскурсии;
- вечера;
- конференции, лектории, олимпиады;
- турниры, конкурсы и т.п.