В деревне. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
См. начало здесь: В деревне. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
Часть жизни мы с вами, дорогие взрослые, проводим в очередях, пробках, просто поездках (на дачу, например). Наши дети и внуки вынуждены также бездарно коротать время рядом с нами, изнывая от скуки.
Но мы можем превратить эту скуку в игру!.. Ребенок многое узнает и очень удивится, когда поймет, что сапожник - это не пьяный водопроводчик, а ветеринар - специалист по ветру.
Весна? Лето? Вы собрались к бабушке в деревню или на дачу? В лес? В парк? Эти речевые игры помогут вам с пользой провести время в дороге, на гамаке или скамейке.
Или ваш ребенок заболел? Дома тоже можно играть в эти игры!
Это - беседы-игры, которые не требуют особого времени: на прогулке, остановке общественного транспорта - везде можно найти время для развития у ребенка дара слова.
Наконец вы на даче (в деревне)!
Никакой городской суеты - покой, чистый воздух, свобода... Эту безмятежность можно разбавить весёлыми и полезными речевыми играми. Вся деревня у ваших ног, как огромный плакат - наглядно-методическое пособие. Познавательные беседы желательно превращать иногда в бесшабашные игры, чтобы не вызвать у вашего малыша отторжения. Активировать его внимание можно каламбурами перевёртышами: носки жарят, кошек пасут, а коровы лазят по деревьям...
Из весёлых и полезных игр ребёнок узнает о животном мире и мире растений много нового и полезного, а также научится излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения, пополнит свой словарный запас, обогатит свою речевую культуру.
|
Итак, животных и растения «упакуем в систему», а систему преподнесём ребёнку в форме игры. Пусть «ломает» свою голову, а не чужие игрушки!
«Игры» предоставляют возможность упражнять дар слова, память и ум, пополняя словарный запас ребёнка. Постепенно круг наблюдений расширяется, вместе с ним увеличивается и материал для игр-упражнений. Предметами весёлых, полезных и познавательных игр становятся наблюдаемые естественные явления природы, животные, растения, деревенский быт.
Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная и неопровержимая.
(К.Д. Ушинский)
Итак, отдыхаем в деревне у бабушки весело и с пользой для дела... Ребёнок узнает почти все о горьком, кислом, сладком... Поймёт, кто в берлогу поселил канареек... И почему яблоки не растут в огороде...
Животные...
Всякому своё место... Почему-то эта мысль вас посетила после посещения зоосада (зоофермы, ботанического сада и т.д.)? Вагон впетчатлений у вас и у вашего ребёнка! Возможно, его впетчатления улеглись в голове кашей. Поможем расхлебать, утрясти, упорядочить его впетчатления?
«Жил соловей со своей соловьихой и был у них маленький соловёнок - птичий ребёнок... А у ежа - ежата, у ужа - ужата.»
Есть повод начать новую игру... «Я буду называть животное, а ты - его детёныша.»
Сложно для вашего ребёнка? Можно упростить. Он называет животное, а вы - детёныша. Если вы в затруднении (в подстрочнике ответа нет), можно смело сознаться в своём неведении и пообещать в ближайшее время дать верный ответ (постарайтесь слово сдержать!).
Игра наоборот: «Назови животное, у которого детёныш - жеребёнок? А ягнёнок?..»
|
У ребёнка нет достаточного для этой игры - словарного запаса? Упрощаем игру - играем в поддавки...
Вы спрашиваете: «У гуся детёныш - гусёнок или медвежонок? У верблюда детёныш - верблюжонок или поросенок? У слона детёныш - мышонок или слонёнок? У лошади детёныш - кукушонок или жеребёнок?»
Ребёнок пополняет свой словарный запас и начинает понимать логику игры... Можно вновь вернуться к игре-основе.
У ежа - ежата, у ужа - ужата...
ёж -... уж -... кошка -... собака -... бобр -... волк -... гусь -... заяц -... кролик -... кенгуру -... кит -... дельфин -... морж -... коза -... курица -... лисица -... мамонт -... медведь -... мышка -... крыса -... овца -... слон -... лягушка -... лев -... тигр -... ягуар -... рысь -... свинья -... кукушка -... тетерев -... тюлень -... хорь -... щегол -... як -... буйвол бык -... корова -... лось -... олень -... лошадь -... верблюд -... лось -... осёл -... | (ежонок) (ужонок) (котёнок) (щенок) (бобрёнок) (волчонок) (гусёнок) (зайчонок) (крольчонок) (кенгурёнок) (китёнок) (дельфинёнок) (моржонок) (козлёнок) (цыплёнок) (лисёнок) (мамонтёнок) (медвежонок) (мышонок) (крысёнок) (ягнёнок) (слонёнок) (лягушонок) (львёнок) (тигрёнок) (ягуарёнок) (рысёнок) (поросёнок) (кукушонок) (тетеревёнок) (тюленёнок или белёк) (хорьчонок) (щеглёнок) (ячонок) (буйволёнок) (бычок) (телёнок) (лосёнок или телёнок) (оленёнок или телёнок) (жеребёнок) (верблюжонок или жеребёнок) (лосёнок или жеребёнок) (ослёнок или жеребёнок) |
Справились?
А теперь - Мама - Папа...
Утка - мама, селезень - папа
петух -... медведь -... слон -... бык -... буйвол -... верблюд -... волк -... голубь -... ёж -... заяц -... кенарь -... козёл -... конь -... лев -... лось -... морж -... олень -... осёл -... трутень -... селезень -... барсук -... тигр -... | (курица) (медведица) (слониха) (корова) (буйволица) (верблюдица) (волчица) (голубица) (ежиха) (зайчиха) (канарейка) (коза) (лошадь) (львица) (лосиха) (моржиха) (олениха) (ослица) (пчела) (утка) (барсучиха) (тигрица) |
Продолжаем!
Кто где живет?