Тема 3. Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими образовательными предметами




Вопросы для изучения:

1. Раскрыть функции межпредметных связей и их особенности (образовательная, воспитательная, развивающая). Методологическая функция межпредметных связей.

1. Межпредметные связи, выражая диалектический метод познания, способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. Методологическая функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами.

Межпредметные связи выявляют общее, особенное и единичное в изучении объектов.

2. Межпредметные связи приносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению школьников к системному методу мышления.

Межпредметные связи выступают как метод деятельности ученика, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.

3. Межпредметные связи формируют научное мировоззрение обучающихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Учащиеся могут понять роль отдельных наук в общей системе знаний о мире и мира лишь в процессе системного освоения основ наук.

4. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они выполняют свою методологическую функцию в преобразовании процесса обучения тогда, когда идея межпредметных связей используется педагогическим коллективом как регулятивная норма практики.

 

2. Заполните таблицу «Виды межпредметных связей»

№ п/п Вид межпредметных связей Краткая характеристика Примеры (3 примера связанных с предметом ОБЖ, с указанием классов и названия тем)
  Предшествующие когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. География 9 класс, «условия местности, умение найти на карте район ЧС, определить стороны горизонта и своё местонахождения.» Химия 7 класс Допустимая концентрация вредных веществ   Математика 8 класс умение делать математические расчёты при решении задач по ОБЖ, анализировать графики    
  Сопутствующие когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и других предметах. Математика- 5 класс решение экологических задач. «На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг потребуется на семью из 5 человек?» География 7класс «Последствия извержения вулканов» Химия 8 класс обучающие знакомятся с аварийно химически опасными и радиоактивными веществами. История, знакомство с историей пожарного дела, истоией ГО нашего государства.
  Перспективные когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Химия 9 класс «аварийно химические опасные и радиоактивные вещества» физика: «Электро-магнитные поля» 9 класс. «Электричество» 8 класс;

 

3. Какие педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний создаются в процессе обучении ОБЖ?

обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения.

 

1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.

2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.

3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.

4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.

5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.

 

4. Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ. Как реализуются?

Наиболее успешно, как показывает анализ работы преподавателей ОБЖ, осуществленной на основе межпредметности, происходит при выполнении следующих методических и педагогических условий:

- выделение комплексной проблемы, задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;

- включение воспитательных задач, вопросов практичеcкой деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания ОБЖ;

- опора на уже имеющиеся устойчивые интересы школьника и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;

- закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний по ОБЖ, умений и навыков, полученных на этих уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью;

- обеспечение высокой активности и интереса учащихся при применении знаний из других областей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по ОБЖ;

- реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений.

 

 

5. Приведите примеры форм внеклассной воспитательной работы межпредметного характера: индивидуальная, групповая и массовая.

К индивидуальным формам относятся:

- выполнение рефератов, сочинений, докладов;

- самостоятельные исследования;

- сбор материалов межпредметного содержания.

К групповым формам относятся:

- межпредметные тематические кружки;

- практические работы;

- обсуждение книг;

- оформление стенных газет;

- игры межпредметного содержания;

- групповые творческие задания и т.п.

К массовым формам работы относятся:

- межпредметные экскурсии;

- вечера;

- конференции, лектории, олимпиады;

- турниры, конкурсы и т.п.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: