Вопросы для изучения:
1. Раскрыть функции межпредметных связей и их особенности (образовательная, воспитательная, развивающая). Методологическая функция межпредметных связей.
1. Межпредметные связи, выражая диалектический метод познания, способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. Методологическая функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами.
Межпредметные связи выявляют общее, особенное и единичное в изучении объектов.
2. Межпредметные связи приносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению школьников к системному методу мышления.
Межпредметные связи выступают как метод деятельности ученика, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.
3. Межпредметные связи формируют научное мировоззрение обучающихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Учащиеся могут понять роль отдельных наук в общей системе знаний о мире и мира лишь в процессе системного освоения основ наук.
4. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они выполняют свою методологическую функцию в преобразовании процесса обучения тогда, когда идея межпредметных связей используется педагогическим коллективом как регулятивная норма практики.
2. Заполните таблицу «Виды межпредметных связей»
№ п/п | Вид межпредметных связей | Краткая характеристика | Примеры (3 примера связанных с предметом ОБЖ, с указанием классов и названия тем) |
Предшествующие | когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. | География 9 класс, «условия местности, умение найти на карте район ЧС, определить стороны горизонта и своё местонахождения.» Химия 7 класс Допустимая концентрация вредных веществ Математика 8 класс умение делать математические расчёты при решении задач по ОБЖ, анализировать графики | |
Сопутствующие | когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и других предметах. | Математика- 5 класс решение экологических задач. «На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг потребуется на семью из 5 человек?» География 7класс «Последствия извержения вулканов» Химия 8 класс обучающие знакомятся с аварийно химически опасными и радиоактивными веществами. История, знакомство с историей пожарного дела, истоией ГО нашего государства. | |
Перспективные | когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. | Химия 9 класс «аварийно химические опасные и радиоактивные вещества» физика: «Электро-магнитные поля» 9 класс. «Электричество» 8 класс; |
|
3. Какие педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний создаются в процессе обучении ОБЖ?
обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения.
|
1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.
2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.
3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.
4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.
5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.
4. Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ. Как реализуются?
Наиболее успешно, как показывает анализ работы преподавателей ОБЖ, осуществленной на основе межпредметности, происходит при выполнении следующих методических и педагогических условий:
- выделение комплексной проблемы, задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;
- включение воспитательных задач, вопросов практичеcкой деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания ОБЖ;
- опора на уже имеющиеся устойчивые интересы школьника и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
- закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний по ОБЖ, умений и навыков, полученных на этих уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью;
|
- обеспечение высокой активности и интереса учащихся при применении знаний из других областей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по ОБЖ;
- реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений.
5. Приведите примеры форм внеклассной воспитательной работы межпредметного характера: индивидуальная, групповая и массовая.
К индивидуальным формам относятся:
- выполнение рефератов, сочинений, докладов;
- самостоятельные исследования;
- сбор материалов межпредметного содержания.
К групповым формам относятся:
- межпредметные тематические кружки;
- практические работы;
- обсуждение книг;
- оформление стенных газет;
- игры межпредметного содержания;
- групповые творческие задания и т.п.
К массовым формам работы относятся:
- межпредметные экскурсии;
- вечера;
- конференции, лектории, олимпиады;
- турниры, конкурсы и т.п.