Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»
Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
«Методика обучения и воспитания»
Выполнила: Цыляева Е.С.
Специальность 44.03.01
«Безопасность жизнедеятельности»
Группа БЖ-1801z
Екатеринбург
Тема 3. Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими образовательными предметами
1. Межпредметные связи, выражая диалектический метод познания, способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. Методологическая функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами. Межпредметные связи выявляют общее, особенное и единичное в изучении объектов.
2. Межпредметные связи приносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению школьников к системному методу мышления. Межпредметные связи выступают как метод деятельности ученика, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.
3. Межпредметные связи формируют научное мировоззрение обучающихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Учащиеся могут понять роль отдельных наук в общей системе знаний о мире и мира лишь в процессе системного освоения основ наук.
|
4. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они выполняют свою методологическую функцию в преобразовании процесса обучения тогда, когда идея Межпредметные связей используется педагогическим коллективом как регулятивная норма практики.
Виды межпредметных связей:
№ п/п | Вид межпредметных связей | Краткая характеристика | Примеры (3 примера связанных с предметом ОБЖ, с указанием классов и названия тем) |
Предшествующие | При раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. | «Изображение чрезвычайных ситуаций природного характера в литературных произведениях» (7 класс, ОБЖ и литература), «Шум и его воздействие на человека» (8 класс, ОБЖ и физика), «Наименее экологически опасные средства бытовой химии» (9 класс, ОБЖ, экология). | |
Сопутствующие | Ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и других предметах. | ОБЖ - история – дополнительное знакомство с историческими фактам: например, с историей пожарного дела (5 класс); историей гражданской обороны нашего государства (9 класс); Днями воинской славы России (9 класс). | |
Перспективные | Изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. | физика: «Звуковые волны» 9 класс; «Электричество» 8 класс; «Электро-магнитные поля» 9 класс. |
Педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний создаются в процессе обучении ОБЖ?
|
1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.
2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.
3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.
4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.
5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.
Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ.
Широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.
Межпредметные связи реализуются при выполнении следующих методических и педагогических условий:
- выделение комплексной проблемы, задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;
- включение воспитательных задач, вопросов практичеcкой деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания ОБЖ;
- опора на уже имеющиеся устойчивые интересы школьника и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
- закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний по ОБЖ, умений и навыков, полученных на этих уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью;
- обеспечение высокой активности и интереса учащихся при применении знаний из других областей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по ОБЖ;
- реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений.