Развитие рассматривается Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Понятие равновесия - центральное понятие в его психологической теории. Вслед за К. Берталанфи Ж. Пиаже определяет равновесие как стабильное состояние открытой системы. Равновесие в статическом, уже осуществленном виде, представляет собой адаптацию, приспособление, состояние, при котором каждое воздействие равно противодействию. Это система балансирующих взаимодействий, колебаний, которые постоянно компенсируют друг друга. С динамической точки зрения, равновесие - это тот механизм, который обеспечивает основную функцию психической деятельности - конструирование представления о реальности; делает возможной связь субъекта и объекта, регулирует их взаимодействие.
Равновесие есть везде, где есть жизнь. Процесс равновесия у живых существ соответствует их специфическим потребностям, а не только автоматическому балансу, который не зависит от активности субъекта. В процессе развития познавательных функций также действует тенденция к равновесию, которая выражает потребность связи субъекта с внешним миром. Этой потребности соответствуют специальные механизмы. Наряду с активностью поведения, действиями, направленными на исследование и изменение окружающей среды, существует дополнительная активность - действия, выполняющие регулирующую роль. Активность субъекта, одновременно конструирующая и компенсаторная, необходима для достижения равновесия. Компенсаторная активность специфична для равновесия. На всех уровнях развития она осуществляется в форме ретроактивных процессов и антиципации, которые отличаются друг от друга по своей структуре. Это ритмы, регуляции, операции.
|
На уровне развития высших познавательных функций обратимые операции в форме инверсии и реципрокности обеспечивают достижение равновесия. Они неразрывно связаны с действиями, из которых строятся новые структуры: С помощью элементарных логических группировок, например, конструируются новые формы или новые совокупности объектов (классификация, сериация), но условием успеха такого конструирования служит сохранение форм и элементов, что обеспечивается благодаря инверсии и реципрокным операциям.
Обратимость операциональной структуры есть частный случай ретроактивности. Вместе с тем это такой случай, при котором равновесие осуществляется полностью. В процессе проб и ошибок ретроактивного и антиципирующего поведения полная компенсация, полное равновесие никогда не достигается. В случае интеллектуальных операций имеется система, достигающая равновесия. Это система операций, т.е. действий, подобных другим физическим действиям, которые, однако, проявляют специфическую особенность - обратимость. Благодаря ей компенсация, достигнутая в процессе таких действий, становится в конце концов полной компенсацией. О достижении обратимости можно узнать по появлению у ребенка понимания принципа сохранения количества (вещества, веса, объема и т.д.). Пиаже считал, что возникновение этого принципа зависит от следующих факторов:
· o нервная система должна достичь определенного уровня функционирования, но наследственный фактор недостаточен, так как понятие сохранения не врожденное. Можно наблюдать его постепенное формирование под влиянием опыта;
|
· o этот процесс нельзя объяснить только опытом взаимодействия с объектами. Пиаже в своих исследованиях никогда не наблюдал, чтобы ребенок сначала не верил в сохранение какого-то свойства, потом проводил эксперимент, а потом уже убеждался окончательно и навсегда в сохранении этого свойства. Сам ребенок не старается провести эксперимент для проверки. А попытка осуществить обучение пониманию этого принципа путем подкрепления, используя традиционные эмпирические методы обучения, вообще привела к полной неудаче. Значит, по мнению Пиаже, физический опыт, ориентирующий ребенка па результаты его действий, не играет существенной роли в формировании этого понятия;
· o социальный фактор также недостаточен для появления понятия сохранения. Элементарная форма сохранения объекта на сенсомоторном уровне появляется до овладения речью, фактически - до социализации (по Пиаже). Понятие сохранения появляется, как только ребенок начинает понимать необходимость логической последовательности операций. Чувство необходимости не возникает из непосредственного опыта действий с вещами - оно появляется, когда формируется понимание логических отношений;
· o для объяснения того, как ребенок начинает понимать необходимость логической последовательности операций, нужно обратиться к фактору равновесия. Поясняя это, Пиаже использовал следующий пример. Если превращать шарик из пластилина или глины в "сосиску", он становится длиннее и в то же время тоньше. Происходят одновременно два изменения, взаимно компенсирующих друг друга. Ребенок на протяжении дошкольного возраста ведет себя по отношению к этим двум изменениям по-разному. Сначала он учитывает только одно из двух изменений, затем внезапно открывает другой параметр, но тут же забывает первый. Позже он колеблется, переходя от одного изменения к другому, и, наконец, начинает связывать их. Ребенок понимает, что оба параметра связаны обратными отношениями и что они уравновешивают друг друга. С момента, когда ребенок открывает компенсацию отношений, появляется понятие сохранения.
|
Фактор равновесия выступает в качестве внутреннего регулятора развития интеллекта.
Он не действует изолированно, но неразрывно связан с другими факторами развития, такими как созревание, физический и социальный опыт. Однако среди этих факторов равновесие играет доминирующую роль. На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление структур субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Это следующее (после эгоцентризма) крупное достижение Пиаже в области детской психологии.
No4 Позиция Пиаже по проблеме соотношения обучения и развития и ее экспериментально- критический анализ в работах отечественных психологов.
Гальперин согласен т.ч. Пиаже, внешнее предметное действие - это конструктивный элемент мышления.
В дошкольный период: устойчивая организация предметных действий и устойчивая картина предметной среды в границах чувствественного познания. НО ЭТОГО МАЛО ГАЛЬПЕРИНУ!!
По Гальперину:
• Отсутствует учет отношений ребенка с его социальной средой
• Отсутствует указание на то, как представляются ребенку вещи в его чувственной картине предметной среды Мысль ребенка: “Высота уменьшилась - ясно, что воды стало меньше”. Количественный показатель относится ко всей воде, но не к количеству воды (любое количественное изменение для ребенка= изменению всей вещи) Пиаже называет это “глобальность представлений ребенка о внутреннем строении вещей” По Пиаже: переход к след стадии, когда ребенок начинает замечать и другие одновременные изменения величины (изменение не только по высоте, но и по ширине, по площади, объему и т.д.) Гальперин: все здорово, но почему? Пиаже: потому что растет интеллект. Рост интеллекта подчиняется внутренним законам развития - становление и совершенствование систем логических операций. Само обучение приобретает разное значение в разные периоды. (Пиаже отрицает, что обучение происходит из среды. Что новые решения принимаются и усваиваются, по мере того, как укрепляются возможности [Выготский ]) По самой природе вещей нельзя организовать лучшее обучение, которое следовало бы логике построения знаний и планомерно формировало бы новые структуры мышления. Гальперин: ненененене. Во- первых, не учитываются современные методы обучения (современные для них). Во-вторых, Выготский говорил: “Обучение впереди развития” Эксперимент Пиаже (интерпретация Обуховой): бутылку с водой переворачивают перед дитяткой. Спрашивается, изменилось ли количество воды. После обучения дети давали правильный ответ. 3 стадии обучения по Обуховой:
1.Дети измеряли обе величины
2.Устанавливали, какое количество мерок остается одинаковым
3.Сразу дают ответ, к измерению обращаются только для доказательства
2 задачи у детей в этот момент:
«Установить параметр вопроса и отделить его от параметра, по которому проводится фактическое измерение величины (объем от высоты, например)
«Рационализации (?)
Гальперин: “сетка” - основа объединения “операций” (По Пиаже)
Пиаже: когда обнаруживается более ранний тип мышления, происходит снижение интеллектуальной деятельности (от столкновения со сверхзадачей). Декаляж- понятие, введенное Ж. Пиаже, обозначающее повторное появление познавательных структур в процессе развития. Им выделяются вертикальные и горизонтальные декаляжи.
Гальперин: но ребенок не пытается применить к новой задаче новый тип мышления. С самого начала он подходит к ней по-старому (нет декаляжа)
Экспериментальный анализ фактов Пиаже.
Тепленькая. Формирование понятий о принадлежности к классу и соотношениях классов и подклассов у детей 6-7 лет.
1 серия: подведение предметов под понятие. Детям выдавались:
• Образец содержания понятий
• Средства
• Правило обнаружения исконных признаков
• Правило заключения о принадлежности придмета и понятий (процедура проведения на картинках, картинки в сообщениях) Контрольные опыты показали, что дети могли решать задачи в умственном плане, что действие подведения под понятие обнаруживает перенос на новый материал, резко отличный от экспериментального. Пиаже: действие на уровне “включающей принадлежности” квазиклассификаторны, так как они не удовлетворяют требованиям “включений”: ребенок воспринимает классы изолированно. Тепленькая: обучение сняло у испытуемых и ошибочные феномены “включений”, хотя специально этому не обучали. Правильное решение задач “включения” происходило только с понятиями, участвовавшими в формирующем эксперименте. Попытки решения задач на другом содержании приводили к типичным феноменам “включений”. Решение: 2 серия. В игровой форме обучали детей выделять в предметах разные качества и указывать, в каких вариантах эти качества могут выступать в предмете (например, фигура [класс] - круг, треугольник и т.д. [подкласс]) Контрольное задание- сравнивание классов и подклассов. Правильно дети все решали.
No5 Защита теории Пиаже.
1. Теория Пиаже недооценивает подлинные способности ребенка (особенно на дооперативной стадии)
Доказывали критику за счет упрощения задач Пиаже - создавались новые версии задач Пиаже.
+ обнаружение новых когнитивных способностей детей
-Нет доказательств, что обнаруженные у детей способности равны тем логико- математическим и операциональным способностям, которые и были предметом интереса Пиаже.
Важно у Пиаже (защита от критики Байаржон[ж]):
«Не возраст достижения когнитивных образований, а последовательность соответствующих трансформаций (ключевое в теории)
«Не совсем те способности, о которых писал Пиаже «Знание предполагает некие следствия и логические выводы (нет статистике)
Задача на транзитивность. Предъявляются три палочки. А меньше В, В меньше С Какой вывод дети сделают об А и С? Пиаже: палочки никогда не показывались вместе втроем. Правильный ответ говорит о наличии операционального уровня мышления.
2. Пиаже характеризует развитие с т.з. его недостатков.
Пиаже: движение не может происходить от “отсутствия” к “наличию”. Это всегда трансформация, дифференциация и интеграция. (непрерывность у Пиаже). Пиаже говорит не об отсутствии когнитивных способностей, а об отсутствии свидетельств в пользу их компетентности у детей.
После 1960 года Пиаже о дооперационном мышлении:
a. Наличие морфизмов, тождества и соответствия
b.Способность к различению действительного, возможного и необходимого
c. Способность приписывать определенные значения предметам и действиям на основе смысловых импликаций.