Место педагогики в системе научного познания.




1.Объект педагогики – педагогический факт (явление). Современная педагогика, развивая эту мысль, определяет объект как те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – образование как реальный, целостный педагогический процесс (ЦПП), целенаправленно организуемый в различных образовательных институтах (семья, образовательные, культурно-воспитательные, исправительные, медико-педагогические учреждения). Таким образом, педагогика – наука, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, следовательно, педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образования.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. Педагогика связана с экономикой, р ешая проблемы образования современного человека. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности .2. Педагогика как наука Педагогика -– это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.Наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.. 3. Объект педагогики – воспитание в широком смысле. Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. Педагогика – греч. слово пайдос – дитя, аго – вести. В 17в. пед. выделили как отдельную науку, занимающуюся не только изучением, но и воспитанием. Предмет пед. Воспитательная, образовательная, обучающая деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательном учреждении, в дополнит. образ., в целях развития личности. Основная пед. Познавать законы воспитания, образования, обучения людей, на этой основе указывать педпрактики функция лучшие пути и способы достижения поставленной цели. Воспитание – это понятие рассматривается в нескольких смыслах социального плана: создание условий (материальных, духовных) для развития человека.Как целенаправленная деятельности.В пед. плане: это целенаправленный организованный процесс в формировании личности. В узком плане: специально организованный процесс формирования отдельных качеств. С научной должен заниматься специально подготовленный работник, специалист: педагог, учитель, воспитатель, который хорошо знает личность воспитанника, а также формы, методы, приемы воздействия на эту личность. Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на формирование знаний, умений, навыков у ученика и качество личности. Развитие – количественных и качественных изменений происходящих в личности. Этот процесс постоянного изменения человека, его организма и психики в направлении от низших к высшим формам. .4. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Существуют два вида задач педагогики: научные и практические задачи. Научные задачи направлены на теоретические исследования в области педагогической науки, а практические осуществляют образование и воспитание учащихся в процессе обучения и воспитания. Главной задачей педагогики является задача осуществления закономерностей в областях воспитания, управления образовательными и воспитательными системами образования.Закономерности в педагогике связаны с преднамеренно созданными, а также существующими условиями и полученным результатом. В качестве полученных результатов выступают такие понятия, как обучаемость, воспитанность, развитость личности обучающегося.Задача педагогической науки – разработать теоретические основы связей теории и практики Основные задачи педагогики: - выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием; - изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности; - разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами; - прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее; - внедрение в практику образования результатов педагогических исследований5 .. Функции педагогической науки. К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие: - объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития); - преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания); - прогностическую (обоснованное предвиден ие развития педагогической реальности). 6. Источники развития педагогической наукиПедагогика как наука, имеющая длительную историю и научные традиции, развивается благодаря целому комплексу источников. К числу основных таких источников относятся:● многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях, культурных продуктах;● текущая мировая и отечественная практика образования: традиционные и инновационные формы обучения и воспитания;● философия как методологическая основа педагогической науки, фундаментальные классические и современные модели познаваемости мира;● достижения в области наук о человеке (психологии, социологии, физиологии, культурологии и др.);● собственно педагогические теоретические и экспериментальные исследования;● актуальные общественные потребности, социальный заказ. Педагогика как наука. Предмет педагогики Слово «педагогика» произошло от греческих слов «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»). Дословно слово «пайдагогос» означает «детоводитель». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле: так обозначалась способность «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его, развивать и обучать. Со временем, по мере накопления знаний, возникла особая наука о воспитании детей.В теории произошел переход от конкретных фактов к более общим случаям. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики таково: «Педагогика – это наука о воспитании человека». Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи – освоить опыт предыдущих поколений, обогатить, приумножить и передать его следующим поколениям. И более подробное определение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии – процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания – как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание. Основные категории педагогики Раскрывая понятие «предмет педагогики», необходимо назвать и ее категории (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно. Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных. Функции и задачи педагогики. Педагогическая система Можно выделить две основных функции педагогической науки – теоретическую и технологическую. Теоретическая функция: изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень). Технологическая функция: разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);анализ результатов научных исследований(рефлексивныйуровень).Функциипедагогическойнауки осуществляются в органическом единстве. Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:

анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

разработка теоретико-методологических основ образования;

выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

определение содержания образования в конкретных условиях;

разработка образовательных стандартов;

разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система». В нее включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

Возникновение и развитие педагогики Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения. Методы педагогических исследований. Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов.Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, появляется возможность выявить в них общее и особенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность видеть их целостность и системность. Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ) может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях. Метод изучения педагогической документации (классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.. Гуманистическая основа современной педагогикиЦель: Изучение гуманистических основ педагогики, осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования, отказ от авторитарной педагогики, противоречащей современным тенденциям личностно-ориентированного образования. По эпохам: 1. Эллада представила миру первую завершенную образовательную систему: государственную сеть учебных заведений, частные школы, гимназии, институт педагогов-воспитателей, систему экзаменов.2. Средневековье научило человечество читать, молиться и страдать от пороков и заблуждений3. Эпохавозрождения создала первые дидактические труды, учебные книги и новое отношение к ученику (В.Фельтре «Школа радости»).4. XII век породил новые религиозные конфессии и национальное светское просвещение.5. XVIII век – Эпоха Просвещения, которая научила человечество мыслить и предвидеть, создала первые энциклопедии, народные школы, дала миру великих мыслителей, педагогов, государей-просветителей.6. XIX век бурный рост науки и техники, массовая школа, своеобразие национальных систем.7. Новые мировоззренческие идеи: · Человек в центре внимания общества и оно служит ему не меньше, чем сам человек;

· Жизнь – постижение смысла своего существования в максимальной самореализации сущностных сил и способностей;

· Главное в жизни и человеке – его духовность, готовность к самоизменению и изменению к лучшему окружающей действительности.

· Педагогика вошла во все сферы жизни и культуры: театр, политику, профессиональную культуру людей и т.д. Истоки гуманистических идей Образование XXI века приобретает конкретную гуманистическую направленность. Отношение к человеку определяет ценности общества, критерии нравственных оценок с древних времен и до наших дней. Многолики варианты миросозидания, но неизменными оказывались понятия: человек, дух, жизнь, творчество, бог, мир, нравственность и др.

Гуманистические идеи человечества

§ Борьба добра со злом, где добро - гармония истины, красоты, зло - хаос, безобразие;

§ Понимание зла раскрывает сущность добра;

§ Ответственность как осознание неизбежности наказания за содеянное зло;

§ Человек как «божественная» ценность мира;

Самосозидание человека через осмысление познанного опыта, накопленного человечеством.Важной тенденцией в развитии самосознания человечества является возрастание роли самой личности в ее собственной жизни и других людей (древние мифы, сказки о земных владыках)10.Понятие, значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности. Цель педагогического взаимодействия является системообразующим элементом воспитательной технологии. От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного эффекта. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность. Вследствие этого в педагогической литературе цель воспитания рассматривается как мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического взаимодействия, о качествах и состоянии личности, которые предполагается сформировать.
Определение целей воспитания имеет большое практическое значение. Педагогический процесс – это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности применяемой педагогической технологии. Все это предопределило сущность понятия целеполагания в воспитательной технологии, под которым подразумевается процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности. Таким образом, сама цель и процесс целеполагания в структуре воспитательной деятельности выполняют функции управления воспитательным процессом. Эффективность целеполагания повышается, если оно основано на прогнозе (выявлении интенциональных характеристик) воспитательного процесса и концептуальном видении результата воспитания как получения «человеческого качества в человеке». Выбор целей воспитания не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики, философскими представлениями о целях и ценностях общества, а также социально-экономическими, политическими и другими особенностями развития общества и государства.
Понятие цели воспитания, иерархия целей воспитания.Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса.

§ Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания.

§ Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.

§ Общая цель воспитания, представляющая собой, так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества.

§ Индивидуальная цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Но вместе с тем он является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, требованиям и нормам.

§ Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

§ Цель воспитания содержит нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности

§ Поэтому цель воспитания в Российской Федерации в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. воспитать личность, способную самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, сформировать человека, сознательно строящего свою жизнь в сотрудничестве с другими членами общества. Педагогические цели и образовательные стандарты. Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов. Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности. Можно сказать, что стандартизировано все: от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую мы носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания, от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. Государственные стандарты — ГОСТЫ— входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно. Характеристика и сущность ФГОС ДО Дошкольное детство является не периодом подготовки к школе, а самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества.Дошкольное образование - важнейшее условие реализации потенциала развития личности, формирования ее идентичтости, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества ФГОС направлен на обеспечение 1, формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности2,сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека3,равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса4,развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.1,Родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. 2,Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости Ожидания от системы дошкольного образования 1. государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка 2. для работающих родителей – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком

От учебно-дисциплинарной к модели личностного развития, опосредованного совместной деятельностью дошкольное образование направлено на:

• формирование общей культуры

• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности

• формирование предпосылок учебной деятельности

• формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

• сохранение и укрепление здоровья детей

ФГОС обеспечивает:

• единство образовательного пространства Российской Федерации

• преемственность основных образовательных программ

• вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся

• государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Образовательные программы дошкольного образования основаны на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

ФГОС должен предусматривать:

• устойчивую тенденцию роста детей с ОВЗ

• семейное неблагополучие

• строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ

• необходимость создания сетей ДОУ комбинированного вида с научно-обоснованной регламентацией взаимодействия общего и специального дошкольного образования

ФГОС требования к результатам:

• Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования

Цели оценивания

Помочь детям оценить собственный прогресс, понять, чему учиться и что делать, развивать интерес к познанию

Помочь родителям в познании мира ребенка, оценить социальную компетентность ребенка, понимать особенности взросления своих детей, сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим детям, понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями.

 

§ Таким образом, ФГОС направлен на реализацию потенциала развития личности, формирования ее идентичности, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: