Особенности проведения вводного инструктажа




Вводный инструктаж по теме

 

– сообщение названия и задач изучения темы, количество времени на ее изучение;

– краткое ознакомление учащихся с содержанием темы: что будут изучать, чему научатся, для чего это нужно;

– сообщение об учебно-производственных работах, которые учащиеся будут выполнять при изучении темы, демонстрация образцов-эталонов этих работ:

– указание материала специалистов.

На такой инструктаж на уроке выделяется не более 5-7 минут.


Типовое содержание вводного инструктажа по материалу урока

 

Особенности проведения вводного инструктажа

 

 

 


 
 

 

 

При изучении операции

Основная задача – обеспечение отработки и освоения всеми учащимися правильных приемов и способов выполнения изучаемой операции, а также операций в целом Организация упражнений по отработке отдельных (новых, сложных) приемов и способов выполнения изучаемой операции Повторный показ мастером трудовых приемов на рабочих местах учащихся Приучение учащихся постоянно использовать документацию письменного инструктирования при выполнении упражнений

Проверка правильности пользования учащимися учебно-технической документацией и инструктирование их по этим вопросам

Типичные цели обходов мастером рабочих мест учащихся

Проверка организованности начала работы, организации рабочих мест учащихся, соблюдения правил безопасности

Межоперационный контроль качества выполнения учебно-производственных работ; исправление и предупреждение ошибок учащихся в работе

Текущая проверка и инструктирование учащихся по вопросам соблюдения технологических процессов выполнения учебно-производственных работ

Прием и оценка выполненных учебно-производственных работ учащихся

 

 


Тест для самопроверки УЭ №14

 

1. Допишите схему проведения вводного инструктажа по теме в целом.

а) сообщить наименование темы и количество часов на ее изучение;

б) перечислить работы, которые предстоит выполнить;

в)

г)

2. Дополните типовую схему вводного инструктажа при изучении операций.

а) сообщите темы и цели урока;

б)

в) показ и объяснение приемов и способов выполнения изучаемой операции;

г)

3. Допишите методические рекомендации к проведению текущего инструктажа.

а) не вмешиваться в работу учащегося, если в этом нет необходимости;

б)

в)

г) не доделывать работу за учащегося.

 

Литература

 

Скакун В.А. Методика производственного обучения. ч.2. – М., 1992. 9-32 с.

 

УЭ №15.Содержание инструктажей при выполнении комплексных работ.

Изучив данный учебный элемент, Вы будете

знать:

– как периодически правильно проверить инструктированных учащихся при выполнении комплексных работ;

– как методически правильно проводить заключительный инструктаж.

 

Особенности проведения вводного инструктажа

 
 

 


Организация выполнения учебно-производственных работ учащимися Особенности вводного инструктирования учащихся мастером
Учебно-производственные работы на уроке будут выполняться в основном фронтально до конца – выполнение их требует небольшого времени. Объяснение и показ технологического процесса выполнения учебно-производственных работ полностью.
На уроке будет выполняться только часть целостной учебно-производственной работы – работа требует значительного времени. На уроке проводится объяснение и показ только запланированной части работы с опережением на 2-3 часа (с учетом возможного перевыполнения нормы времени).
Нефронтальное выполнение различных по характеру учебно-производственных работ. Фронтальное вводное инструктирование всех учащихся группы по наиболее типичным учебно-производственным работам.

Особенности текущего инструктирования учащихся мастером

       
   
 
 
Содержание текущего инструктирования учащихся мастером при обучении выполнению работ комплексного характера

 


Типичные ошибки и недостатки учащихся Содержание текущего инструктирования учащихся мастером
Нарушение рекомендованной технологии выполнения работ. Выявление причин нарушений и предложение объяснить их. Обоснование рациональности предложенной, рекомендованной технологии. Предложение повторно изучить рекомендации технологической карты и следовать им.
Неправильный выбор и применение К-И средств в реальных условиях выполнения работ. Повторное инструктирование; беседы с учащимися с анализом ошибок, их причин, способов устранения, организация специальных тренировочных упражнений в пользовании К-И средствами; организация взаимоконтроля и взаимообучения учащихся.
Недостаточно полное использование технических возможностей оборудования. Обсуждение вопроса об использовании технических возможностей оборудования в качестве очередной “познавательной задачи” урока. Коллективный инструктаж группы.
Несоблюдение технических требований качеству работы. Межоперационный текущий контроль наиболее ответственных технологических переходов. Промежуточная поэтапная приемка выполнения сложной работы. Организация взаимоконтроля учащихся.
Нерациональное использование рабочего времени; текущее невыполнение нормы времени (выработки) по этапам работы. Строгое внушение и разъяснение путей рабочего времени. Предложение перейти на расчлененную технологию выполнения работы, применить приспособления, способствующее экономии рабочего времени. Четкое определение норм времени на технологические переходы.
Неумение самостоятельно применять ошибки и недостатки в работе. Беседы с учащимися с анализом ошибок, их причин, способов устранения и предупреждения. Организация тренировочных упражнений по диагностике. Организация взаимоконтроля учащихся.

 

Особенности производственного обучения в процессе

выполнения сложных комплексных работ

 

Вводное инструктирование Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование их мастером
Особое внимание взаимосвязи решения учебных и производственных задач. Умелое сочетание мастером функций руководителя учебного и производственного процессов.
Раскрытие учащимся конкретных вопросов экономики учебно-производственного процесса применительно к выполняемым работам Организация специальных упражнений учащихся по обучению способам работы (обслуживания) на сложном оборудовании с применением прогрессивных технологий.
Четкое инструктирование по выполнению установочных, регулировочных, наладочных, отделочных, контрольных и других финишных операций технологического процесса Особое внимание обучению учащихся выполнять работу с применением передовых приемов и способов труда.
Активное привлечение учащихся к самостоятельному разбору технической и технологической производственной документации Формирование профессиональной самостоятельности учащихся.
Особое внимание разбору технических требований к качеству сложной продукции, изготавливаемой (выполняемой) учащимися на уроке. Активное приучение (обучение) учащихся принимать в ходе работы обоснованные решения.  

 

Типовое содержание заключительного инструктажа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: