Вводный инструктаж по теме
– сообщение названия и задач изучения темы, количество времени на ее изучение;
– краткое ознакомление учащихся с содержанием темы: что будут изучать, чему научатся, для чего это нужно;
– сообщение об учебно-производственных работах, которые учащиеся будут выполнять при изучении темы, демонстрация образцов-эталонов этих работ:
– указание материала специалистов.
На такой инструктаж на уроке выделяется не более 5-7 минут.
Типовое содержание вводного инструктажа по материалу урока
Особенности проведения вводного инструктажа
При изучении операции |
Основная задача – обеспечение отработки и освоения всеми учащимися правильных приемов и способов выполнения изучаемой операции, а также операций в целом Организация упражнений по отработке отдельных (новых, сложных) приемов и способов выполнения изучаемой операции Повторный показ мастером трудовых приемов на рабочих местах учащихся Приучение учащихся постоянно использовать документацию письменного инструктирования при выполнении упражнений |
Проверка правильности пользования учащимися учебно-технической документацией и инструктирование их по этим вопросам |
Типичные цели обходов мастером рабочих мест учащихся |
Проверка организованности начала работы, организации рабочих мест учащихся, соблюдения правил безопасности |
Межоперационный контроль качества выполнения учебно-производственных работ; исправление и предупреждение ошибок учащихся в работе |
Текущая проверка и инструктирование учащихся по вопросам соблюдения технологических процессов выполнения учебно-производственных работ |
Прием и оценка выполненных учебно-производственных работ учащихся |
|
Тест для самопроверки УЭ №14
1. Допишите схему проведения вводного инструктажа по теме в целом.
а) сообщить наименование темы и количество часов на ее изучение;
б) перечислить работы, которые предстоит выполнить;
в)
г)
2. Дополните типовую схему вводного инструктажа при изучении операций.
а) сообщите темы и цели урока;
б)
в) показ и объяснение приемов и способов выполнения изучаемой операции;
г)
3. Допишите методические рекомендации к проведению текущего инструктажа.
а) не вмешиваться в работу учащегося, если в этом нет необходимости;
б)
в)
г) не доделывать работу за учащегося.
Литература
Скакун В.А. Методика производственного обучения. ч.2. – М., 1992. 9-32 с.
УЭ №15.Содержание инструктажей при выполнении комплексных работ.
Изучив данный учебный элемент, Вы будете
знать:
– как периодически правильно проверить инструктированных учащихся при выполнении комплексных работ;
– как методически правильно проводить заключительный инструктаж.
Особенности проведения вводного инструктажа
Организация выполнения учебно-производственных работ учащимися | Особенности вводного инструктирования учащихся мастером |
Учебно-производственные работы на уроке будут выполняться в основном фронтально до конца – выполнение их требует небольшого времени. | Объяснение и показ технологического процесса выполнения учебно-производственных работ полностью. |
На уроке будет выполняться только часть целостной учебно-производственной работы – работа требует значительного времени. | На уроке проводится объяснение и показ только запланированной части работы с опережением на 2-3 часа (с учетом возможного перевыполнения нормы времени). |
Нефронтальное выполнение различных по характеру учебно-производственных работ. | Фронтальное вводное инструктирование всех учащихся группы по наиболее типичным учебно-производственным работам. |
Особенности текущего инструктирования учащихся мастером
|
|
Типичные ошибки и недостатки учащихся | Содержание текущего инструктирования учащихся мастером |
Нарушение рекомендованной технологии выполнения работ. | Выявление причин нарушений и предложение объяснить их. Обоснование рациональности предложенной, рекомендованной технологии. Предложение повторно изучить рекомендации технологической карты и следовать им. |
Неправильный выбор и применение К-И средств в реальных условиях выполнения работ. | Повторное инструктирование; беседы с учащимися с анализом ошибок, их причин, способов устранения, организация специальных тренировочных упражнений в пользовании К-И средствами; организация взаимоконтроля и взаимообучения учащихся. |
Недостаточно полное использование технических возможностей оборудования. | Обсуждение вопроса об использовании технических возможностей оборудования в качестве очередной “познавательной задачи” урока. Коллективный инструктаж группы. |
Несоблюдение технических требований качеству работы. | Межоперационный текущий контроль наиболее ответственных технологических переходов. Промежуточная поэтапная приемка выполнения сложной работы. Организация взаимоконтроля учащихся. |
Нерациональное использование рабочего времени; текущее невыполнение нормы времени (выработки) по этапам работы. | Строгое внушение и разъяснение путей рабочего времени. Предложение перейти на расчлененную технологию выполнения работы, применить приспособления, способствующее экономии рабочего времени. Четкое определение норм времени на технологические переходы. |
Неумение самостоятельно применять ошибки и недостатки в работе. | Беседы с учащимися с анализом ошибок, их причин, способов устранения и предупреждения. Организация тренировочных упражнений по диагностике. Организация взаимоконтроля учащихся. |
|
Особенности производственного обучения в процессе
выполнения сложных комплексных работ
Вводное инструктирование | Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование их мастером |
Особое внимание взаимосвязи решения учебных и производственных задач. | Умелое сочетание мастером функций руководителя учебного и производственного процессов. |
Раскрытие учащимся конкретных вопросов экономики учебно-производственного процесса применительно к выполняемым работам | Организация специальных упражнений учащихся по обучению способам работы (обслуживания) на сложном оборудовании с применением прогрессивных технологий. |
Четкое инструктирование по выполнению установочных, регулировочных, наладочных, отделочных, контрольных и других финишных операций технологического процесса | Особое внимание обучению учащихся выполнять работу с применением передовых приемов и способов труда. |
Активное привлечение учащихся к самостоятельному разбору технической и технологической производственной документации | Формирование профессиональной самостоятельности учащихся. |
Особое внимание разбору технических требований к качеству сложной продукции, изготавливаемой (выполняемой) учащимися на уроке. | Активное приучение (обучение) учащихся принимать в ходе работы обоснованные решения. |
Типовое содержание заключительного инструктажа