Становление советской школы рисунка в 1917 – 1931 гг.




Октябрьская революция открыла новую страницу в истории развития. Во всех областях происходила коренная ломка старого и поиски нового.

В этот период нет общей научной теории преподавания художественных дисциплин. Многие художники отстаивали свободное развитие различных течений в искусстве, выступали за предоставление молодежи права выбора учителей определенного направления. Они выдвигали на первый план задачи формального решения рисунка и живописи. Это был период беспрерывной смены методов преподавания, когда под каждый из них подводилась своя методологическая платформа. Академический рисунок как самостоятельный вид учебной работы потерял свое значение.

Одним из ведущих методов преподавания становится система К.С. Петрова-Водкина – система «объек- тивного метода».

Наиболее распространенные методы того времени:

1) коллективного преподавания (руководил классом коллектив преподавателей);

2) лабораторно-бригадный (каждое задание студенты выполняли небольшими группами самостоятельно);

3) проектов (получил наиболее широкое распространение). Заключался в том, что учащиеся ограничивались лишь практическим выполнением специальных заданий, теоретические знания давались бессистемно, изучение натуры было исключено из учебных программ. Этот метод был выдвинут в 20-е гг. XX в. педагогами.

Э.Э. Эссен – ректор Академии с 1925 г. С его приходом преподавание художественных дисциплин становится на путь реалистического искусства, обновляются методы обучения рисунку. Эссена обвинили в стремлении восстановить старую академию.

Ф.А. Маслов – новый ректор. С его приходом внимание к вопросам методики преподавания академического рисунка было приостановлено. Ф.А. Маслов отдает распоряжение выбросить гипсовые слепки с античных фигур, уничтожить музей при Академии художеств, а слово «академия» изъять из употребления. Деятельность Ф.А. Маслова привела к полному развалу учебной работы.

Д.Н. Кардовский. Имя этого педагога в истории становления школы рисунка и методов преподавания рисования занимает центральное место. Основная заслуга Д.Н. Кардовского состоит в том, что он правильно рассматривал задачи учебного рисунка, отделяя творческое рисование от учебного. Считая академический рисунок строгой учебной дисциплиной, Д.Н. Кардовский в то же время не забывал и об индивидуальных особенностях ученика, его взгляды на методику преподавания во многом обогатили школу рисунка и дали возможность по-новому подойти к проблемам учебного рисования.

В начале 20-х гг. во многих общеобразовательных школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Вышедшая в 1921 г. «Программа преобразования изобразительных искусств в единой трудовой школе» в научном отношении страдала серьезными недостатками, в частности в ней отсутствовал такой важный вид учебной работы, как рисование с натуры. В программе указывалось, что на первой ступени обучения «надо совершенно отказаться от обязательного рисования с натуры».

Методика обучения в школах:

1. Теория «свободного воспитания». Рисование с натуры заменялось свободным рисованием. Учитель не должен был вмешиваться в этот процесс и оказывать учащимся помощь, так как он мог нарушить «свободу» творчества.

А.В. Бакушинский – яркий представитель теории «свободного воспитания». А.В. Бакушинский организовал в 1922 г. при Государственной Академии художественных наук (ГАХН) специальную Комиссию по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества. В 1927 г. эта комиссия была преобразована в «Кабинет по изучению примитивного искусства и детского творчества». Наряду с этим А.В. Бакушинский утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор», что существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества, которую нельзя разрушать. Отсюда – никакого вмешательства со стороны взрослых. Авторитет А.В. Бакушинского как искусствоведа был достаточно высок и его «педагогическая» позиция вполне устраивала учителей рисования, в особенности тех, кто не имел специальной художественной подготовки – обучать, вмешиваться в творческий процесс ребенка не следует, надо только «создавать творческую атмосферу». Если же дети будут не в состоянии что-либо сделать, учитель может воспользоваться иллюстрированием.

2. «Комплексная» программа (1923 – 1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: