Содержание
Введение.......................................................................................................................3
1Теоретические основы развития организации........................................................4
1.1 Внутренние источники развития организации.........................................4
1.2 Сущность и содержание концепции организационного развития..........7
1.3 Методы и инструменты организационного развития............................10
2 Исследование влияния внутренних источников развития организации на примере ОАО «Завод бурового оборудования».....................................................16
2.1 Общая характеристика организации.......................................................16
2.2 Анализ влияния внутренних источников организационных изменений на развитие организации...........................................................................................20
3 Разработка рекомендаций по использованию внутренних резервов для развития организации................................................................................................23
3.1 Содержание рекомендаций по использованию внутренних резервов для развития организации.........................................................................................23
3.2 Обоснование целесообразности проведения мероприятий по использованию внутренних резервов для развития организации........................25
Заключение.................................................................................................................26
Библиографический список......................................................................................27
Введение
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Те элементы обстановки, которые влияют на организацию изнутри и являются ее собственной частью, называют внутренней средой организации.
|
Знания о внутренней среде организации дают возможность руководителям изучить сущность организаций, понять, зачем они нужны, как создаются, развиваются, как эффективно управлять ими.
Поэтому данная тема была и остается достаточно актуальной в наше время.
Целью данной курсовой работы является анализ внутренних источников и концепций развития организации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
- Изучить теоретические основы развития организации;
-Провести исследование степени влияния внутренних источников развития организации на примере ОАО «Завод бурового оборудования»
-Разработать рекомендации по использованию внутренних резервов для развития организации.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Завод бурового оборудования».
Предметом исследования являются внутренние источники и концепции развития организации.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка. Работа содержит 4 таблицы, 4 рисунка, изложена на 28 страницах.
Теоретические основы развития организации
Внутренние источники развития организации
2.
Исходя из того, что любая организация находится и функционирует в среде, то следует начать с определения внутренней среды предприятия и организационной среды в целом. Среда организации в целом – это наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Те элементы обстановки, которые влияют на организацию изнутри и являются ее собственной частью, называют внутренней средой организации [7].
|
Внутренняя среда организации представляет собой совокупность внутренних переменных организации, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые в организации процессы и, в основном, являющихся результатом управленческих решений,ㅤ т.е.ㅤ контролируемыхㅤ руководством.ㅤ Внутренняяㅤ средаㅤ организацииㅤ схематическиㅤ показанаㅤ наㅤ рисункеㅤ 1.
Технологии |
Цели |
Капитал |
Структура |
Люди |
Технико-технологическая система Объект управления |
Система социальной организации Субъект управления |
Рисунокㅤ 1ㅤ -ㅤ Внутренняяㅤ средаㅤ организации
Очевидно,ㅤ чтоㅤ приㅤ группировкеㅤ видовㅤ деятельностиㅤ иㅤ распределенииㅤ полномочийㅤ внутриㅤ любойㅤ организационнойㅤ системыㅤ необходимоㅤ учитыватьㅤ недостаткиㅤ иㅤ привычкиㅤ людей.ㅤ Этоㅤ неㅤ означает,ㅤ чтоㅤ организацияㅤ должнаㅤ создаватьсяㅤ применительноㅤ кㅤ людям,ㅤ аㅤ неㅤ наㅤ основеㅤ целейㅤ иㅤ сопутствующихㅤ ихㅤ достижениюㅤ видовㅤ деятельности.ㅤ Однакоㅤ весьмаㅤ важнымㅤ дляㅤ руководителя,ㅤ зачастуюㅤ сдерживающимㅤ факторомㅤ являетсяㅤ то,ㅤ какиеㅤ лицаㅤ будутㅤ работатьㅤ вㅤ организации,ㅤ какиеㅤ ролиㅤ ониㅤ будутㅤ выполнять.ㅤ Основныеㅤ ролиㅤ организацииㅤ представленыㅤ вㅤ таблицеㅤ 1.
|
Таблицаㅤ 1ㅤ -ㅤ Ролиㅤ вㅤ организации
Понятиеㅤ ролей | Группировкаㅤ ролей |
Определениеㅤ основныхㅤ обязанностейㅤ илиㅤ областейㅤ деятельности | Межличностныеㅤ ролиㅤ (главныйㅤ руководитель,ㅤ лидер,ㅤ связующееㅤ звено) |
Определениеㅤ свободыㅤ действийㅤ илиㅤ полномочий | Информационныеㅤ ролиㅤ (ㅤ приемникㅤ информации,ㅤ распространительㅤ информации,ㅤ представитель) |
Обеспечениеㅤ информациейㅤ иㅤ другимㅤ инструментарием | Роли,ㅤ связанныеㅤ сㅤ принятиемㅤ решенийㅤ (предприниматель,ㅤ устраняющийㅤ нарушения;ㅤ распределительㅤ ресурсов,ㅤ ведущийㅤ переговоры) |
Внутренниеㅤ проблемыㅤ возникаютㅤ такжеㅤ из-заㅤ недостатковㅤ взаимодействияㅤ иㅤ скоординированностиㅤ разныхㅤ участковㅤ организации.ㅤ Однойㅤ изㅤ причинㅤ того,ㅤ чтоㅤ работникиㅤ уходят,ㅤ аㅤ акционерыㅤ неㅤ желаютㅤ вкладыватьㅤ своиㅤ сбережения,ㅤ являетсяㅤ неудовлетворенностьㅤ этихㅤ группㅤ условиямиㅤ трудаㅤ иㅤ вознаграждениемㅤ заㅤ участиеㅤ вㅤ организации,ㅤ иㅤ этоㅤ недовольствоㅤ можетㅤ статьㅤ такимㅤ сильным,ㅤ чтоㅤ возникнетㅤ угрозаㅤ самомуㅤ существованиюㅤ организации.
Средиㅤ всехㅤ компонентовㅤ внутреннейㅤ структурыㅤ предприятияㅤ особоеㅤ местоㅤ занимаютㅤ цели,ㅤ такㅤ какㅤ радиㅤ ихㅤ достиженияㅤ иㅤ осуществляетсяㅤ всяㅤ деятельностьㅤ организацииㅤ [2].
Каждаяㅤ организацияㅤ имеетㅤ своеㅤ предназначениеㅤ —ㅤ миссию,ㅤ воㅤ имяㅤ которойㅤ людиㅤ объединяютсяㅤ иㅤ осуществляютㅤ своюㅤ деятельность.
Миссияㅤ —ㅤ понятиеㅤ неоднозначное,ㅤ она:
Во-первых, ㅤ представляетㅤ собойㅤ базис,ㅤ точкуㅤ опорыㅤ дляㅤ всехㅤ плановыхㅤ решенийㅤ организации,ㅤ дляㅤ определенияㅤ ееㅤ целейㅤ иㅤ задач;
Во-вторых,ㅤ создаетㅤ уверенность,ㅤ чтоㅤ организацияㅤ преследуетㅤ непротиворечивые,ㅤ ясные,ㅤ сравнимыеㅤ цели;
В-третьих, ㅤ помогаетㅤ сосредоточитьㅤ усилияㅤ работниковㅤ наㅤ выбранномㅤ направлении,ㅤ объединяетㅤ ихㅤ действия;
В-четвертых,ㅤ вызываетㅤ пониманиеㅤ иㅤ поддержкуㅤ внешнихㅤ участниковㅤ организацииㅤ (акционеров,ㅤ финансовыхㅤ фирмㅤ иㅤ т.ㅤ д.).
Осуществляяㅤ своюㅤ миссиюㅤ (предназначение),ㅤ организацияㅤ добиваетсяㅤ достиженияㅤ целей.
Однимㅤ изㅤ подходовㅤ кㅤ группировкеㅤ факторовㅤ внутреннейㅤ средыㅤ можетㅤ бытьㅤ определениеㅤ ихㅤ черезㅤ теㅤ илиㅤ иныеㅤ стороныㅤ общихㅤ характеристик,ㅤ параметровㅤ —ㅤ этоㅤ наличиеㅤ общихㅤ целей,ㅤ преобразованиеㅤ ресурсов,ㅤ зависимостьㅤ организацииㅤ отㅤ внешнейㅤ среды,ㅤ разделениеㅤ труда,ㅤ образованиеㅤ подразделений,ㅤ необходимостьㅤ иㅤ наличиеㅤ управляющегоㅤ органаㅤ [16].ㅤ Вㅤ этомㅤ смыслеㅤ данныеㅤ факторыㅤ можноㅤ сгруппироватьㅤ следующимㅤ образомㅤ (табл.ㅤ 2).
Таблицаㅤ 2ㅤ –ㅤ Факторыㅤ внутреннейㅤ среды
Критерийㅤ классификации | Наименованиеㅤ фактора |
Наличиеㅤ общихㅤ целей | Цели,ㅤ совместныеㅤ ценности |
Преобразованиеㅤ ресурсов | Персонал,ㅤ технология,ㅤ финансоваяㅤ система,ㅤ информационнаяㅤ система |
Зависимостьㅤ организацииㅤ отㅤ внешнейㅤ среды | Стильㅤ организации,ㅤ стратегии |
Разделениеㅤ труда | Навыкиㅤ персонала,ㅤ задачи |
Образованиеㅤ подразделений | Структура |
Необходимостьㅤ иㅤ наличиеㅤ управляющегоㅤ органа | Власть |
прочие | Культураㅤ организации |
Кромеㅤ этойㅤ классификацииㅤ можноㅤ использоватьㅤ делениеㅤ факторовㅤ наㅤ объективныеㅤ иㅤ субъективные,ㅤ основываясьㅤ наㅤ том,ㅤ чтоㅤ организацияㅤ представляетㅤ собойㅤ социотехническуюㅤ систему.ㅤ Кㅤ группеㅤ объективныхㅤ факторовㅤ внутреннейㅤ средыㅤ относятсяㅤ структура,ㅤ цели,ㅤ задачи,ㅤ технология,ㅤ финансоваяㅤ система,ㅤ информационнаяㅤ система,ㅤ стратегия,ㅤ бизнес-процессы,ㅤ аㅤ такжеㅤ персонал.ㅤ Кㅤ группеㅤ субъективныхㅤ факторов,ㅤ определяемыхㅤ характеристикамиㅤ иㅤ отношениямиㅤ людейㅤ вㅤ организации,ㅤ —ㅤ совместныеㅤ ценности,ㅤ стильㅤ организации,ㅤ навыкиㅤ персонала,ㅤ власть,ㅤ культураㅤ организацииㅤ иㅤ др.
Важнейшийㅤ элементㅤ внутреннейㅤ средыㅤ —ㅤ структураㅤ организации,ㅤ подㅤ которойㅤ понимаетсяㅤ логическоеㅤ взаимоотношениеㅤ уровнейㅤ управленияㅤ иㅤ функциональныхㅤ областей,ㅤ построенныхㅤ вㅤ такойㅤ форме,ㅤ котораяㅤ позволяетㅤ наиболееㅤ эффективноㅤ достигатьㅤ целейㅤ организацииㅤ [14].
Всеㅤ процессы,ㅤ протекающиеㅤ вㅤ организации,ㅤ осуществляютсяㅤ вㅤ рамкахㅤ определеннойㅤ организационнойㅤ структуры.ㅤ Онаㅤ отражаетㅤ упорядоченностьㅤ связей,ㅤ аㅤ такжеㅤ сложившиесяㅤ вㅤ организацииㅤ разделениеㅤ труда,ㅤ распределениеㅤ прав,ㅤ обязанностейㅤ иㅤ ответственности,ㅤ связиㅤ иㅤ отношенияㅤ междуㅤ подразделениями.
Однимㅤ изㅤ основныхㅤ факторов,ㅤ определяющихㅤ эффективностьㅤ работыㅤ организации,ㅤ являетсяㅤ технология,ㅤ котораяㅤ представляетㅤ собойㅤ совокупностьㅤ методовㅤ переработкиㅤматериаловㅤ иㅤ сырьяㅤ вㅤ товары.ㅤ Технологияㅤ оказываетㅤ существенноеㅤ влияниеㅤ наㅤ внутреннююㅤ средуㅤ организации,ㅤ определяяㅤ уровеньㅤ подготовки,ㅤ квалификации,ㅤ опытаㅤ персоналаㅤ иㅤ оказываяㅤ влияниеㅤ наㅤ организационнуюㅤ структуру,ㅤ мотивацию,ㅤ культуруㅤ организацииㅤ [5].
Вㅤ последниеㅤ годыㅤ средиㅤ решающихㅤ факторов,ㅤ оказывающихㅤ влияниеㅤ наㅤ внутреннююㅤ средуㅤ организации,ㅤ называютㅤ организационнуюㅤ культуру.ㅤ Кㅤ нейㅤ относятㅤ системуㅤ ценностей,ㅤ принципов,ㅤ нормㅤ поведения,ㅤ разделяемыхㅤ работникамиㅤ организации.ㅤ Организационнаяㅤ культураㅤ влияетㅤ какㅤ наㅤ внутреннююㅤ средуㅤ организации,ㅤ такㅤ иㅤ наㅤ ееㅤ взаимодействиеㅤ сㅤ внешнейㅤ средой.ㅤ Организационнаяㅤ культураㅤ определяетㅤ уникальностьㅤ каждойㅤ организации,ㅤ спецификуㅤ организацииㅤ трудаㅤ иㅤ отношенийㅤ вㅤ коллективе,ㅤ качествоㅤ производимыхㅤ еюㅤ товаровㅤ иㅤ оказываемыхㅤ услуг.
Знанияㅤ оㅤ внутреннейㅤ средеㅤ организацииㅤ даютㅤ возможностьㅤ руководителямㅤ изучитьㅤ сущностьㅤ организаций,ㅤ понять,ㅤ зачемㅤ ониㅤ нужны,ㅤ какㅤ создаются,ㅤ развиваются,ㅤ какㅤ эффективноㅤ управлятьㅤ ими.
1.2ㅤ Сущностьㅤ иㅤ содержаниеㅤ концепцииㅤ организационногоㅤ развития
Терминㅤ «организационноеㅤ развитие»ㅤ (organizationㅤ development)ㅤ появилсяㅤ вㅤ литературеㅤ поㅤ менеджментуㅤ вㅤ концеㅤ 50-хㅤ –ㅤ началеㅤ 60-хㅤ годовㅤ XXㅤ века.ㅤ Однакоㅤ иㅤ вㅤ настоящееㅤ времяㅤ всеㅤ ещеㅤ неㅤ существуетㅤ неㅤ толькоㅤ единогоㅤ пониманияㅤ ролиㅤ иㅤ местаㅤ организационногоㅤ развитияㅤ вㅤ управленииㅤ современнымиㅤ организациями,ㅤ ноㅤ иㅤ единогоㅤ определенияㅤ этогоㅤ процессаㅤ [6].
Организационноеㅤ развитиеㅤ –ㅤ регулярнаяㅤ деятельностьㅤ поㅤ совершенствованиюㅤ средствㅤ иㅤ способов,ㅤ сㅤ помощьюㅤ которыхㅤ организацияㅤ достигаетㅤ стоящиеㅤ передㅤ нейㅤ целиㅤ [5].
Вㅤ общесистемномㅤ смыслеㅤ подㅤ развитиемㅤ организацииㅤ будемㅤ пониматьㅤ стремлениеㅤ кㅤ выборуㅤ такихㅤ формㅤ ееㅤ существования,ㅤ которыеㅤ вㅤ наибольшейㅤ степениㅤ обеспечиваютㅤ достижениеㅤ желаемогоㅤ экономическогоㅤ эффектаㅤ вㅤ ближайшейㅤ иㅤ долгосрочнойㅤ перспективеㅤ приㅤ соблюденииㅤ балансаㅤ междуㅤ состояниямиㅤ стабильностиㅤ иㅤ развития,ㅤ отвечающегоㅤ условиюㅤ самосохранения.
Приㅤ этомㅤ будемㅤ полагать,ㅤ чтоㅤ вㅤ аспектеㅤ законаㅤ самосохраненияㅤ организационныеㅤ измененияㅤ представляютㅤ собойㅤ процессㅤ целенаправленногоㅤ нарушенияㅤ динамическогоㅤ равновесияㅤ организации.ㅤ Вㅤ рамкахㅤ данныхㅤ допущенийㅤ подㅤ целямиㅤ организационныхㅤ измененийㅤ будемㅤ пониматьㅤ формированиеㅤ такойㅤ структурно-функциональнойㅤ упорядоченностиㅤ организационнойㅤ системы,ㅤ котораяㅤ обеспечивалаㅤ быㅤ вㅤ долгосрочнойㅤ перспективеㅤ развитиеㅤ компании,ㅤ аㅤ вㅤ краткосрочнойㅤ –ㅤ восстановлениеㅤ ееㅤ системнойㅤ устойчивости,ㅤ какㅤ балансаㅤ междуㅤ стабильностьюㅤ иㅤ развитием.
Наㅤ практикеㅤ этаㅤ деятельностьㅤ подразумеваетㅤ проектированиеㅤ иㅤ внедрениеㅤ измененийㅤ поㅤ такимㅤ направлениямㅤ как:ㅤ организационнаяㅤ структураㅤ иㅤ численностьㅤ персонала,ㅤ функцииㅤ (бизнес-процессы)ㅤ иㅤ качествоㅤ ихㅤ выполнения,ㅤ корпоративнаяㅤ культураㅤ [19].
ㅤ Организационноеㅤ развитиеㅤ –ㅤ этоㅤ мероприятияㅤ вㅤ сфереㅤ менеджмента,ㅤ направленныеㅤ наㅤ осуществлениеㅤ измененийㅤ вㅤ организациях.
ㅤ Дляㅤ процессаㅤ развитияㅤ характерныㅤ триㅤ свойства,ㅤ отличающиеㅤ егоㅤ отㅤ другихㅤ процессовㅤ организационныхㅤ изменений:
-ㅤ наличиеㅤ направленности,ㅤ выражающейсяㅤ вㅤ накопленииㅤ положительныхㅤ результатов;
-ㅤ закономерностьㅤ появленияㅤ положительныхㅤ результатовㅤ вㅤ ответㅤ наㅤ рациональныеㅤ управленческиеㅤ действия;
-ㅤ отсутствиеㅤ существеннойㅤ обратимостиㅤ изменений.
Кㅤ основнымㅤ компонентамㅤ организационногоㅤ развитияㅤ можноㅤ отнести:
-ㅤ управлениеㅤ организационнымиㅤ изменениями;
-ㅤ управлениеㅤ знаниями;
-ㅤ управлениеㅤ социальнымㅤ развитиемㅤ организации;
-ㅤ управлениеㅤ качеством.
ㅤ Вㅤ настоящееㅤ времяㅤ выделяютсяㅤ следующиеㅤ признакиㅤ иㅤ тенденцииㅤ развитияㅤ современныхㅤ организаций:
1.ㅤ Глобализацияㅤ –ㅤ учетㅤ динамикиㅤ мировойㅤ экономики,ㅤ выходㅤ наㅤ международныеㅤ рынки,ㅤ привлечениеㅤ результатовㅤ фундаментальныхㅤ иㅤ прикладныхㅤ научныхㅤ исследований,ㅤ выработкаㅤ глобальнойㅤ стратегииㅤ [11].
2.ㅤ Широкоеㅤ применениеㅤ информационныхㅤ технологийㅤ –ㅤ учетㅤ влиянияㅤ уровняㅤ информационнойㅤ определенностиㅤ наㅤ качествоㅤ управленческихㅤ решенийㅤ иㅤ завоеваниеㅤ стратегическогоㅤ превосходства.
3.ㅤ Гибкостьㅤ иㅤ адаптивностьㅤ –ㅤ применениеㅤ формㅤ целенаправленногоㅤ переобученияㅤ персонала,ㅤ методовㅤ диверсификацииㅤ производства,ㅤ изменениеㅤ формㅤ иㅤ способовㅤ управленияㅤ иㅤ т.п.
4.ㅤ Ориентацияㅤ наㅤ клиентаㅤ иㅤ акционераㅤ –ㅤ постоянныйㅤ учетㅤ запросовㅤ иㅤ предпочтенийㅤ потребителей,ㅤ маркетинговыеㅤ исследования,ㅤ согласованиеㅤ инвестиционныхㅤ программㅤ сㅤ интересамиㅤ акционеров.
5.ㅤ Возрастаниеㅤ ролиㅤ инновационногоㅤ менеджментаㅤ –ㅤ разработкаㅤ иㅤ освоениеㅤ новойㅤ продукции,ㅤ технологий,ㅤ формㅤ иㅤ методовㅤ управленияㅤ иㅤ обслуживанияㅤ потребителей.ㅤ Ведениеㅤ собственныхㅤ исследованийㅤ иㅤ опытно-конструкторскихㅤ разработок.
6.ㅤ Построениеㅤ командㅤ –ㅤ применениеㅤ методовㅤ самоуправленияㅤ командㅤ иㅤ творческихㅤ групп,ㅤ поощрениеㅤ предпринимательскогоㅤ стиляㅤ управления,ㅤ созданиеㅤ партисипативныхㅤ ячеекㅤ иㅤ т.п.
7.ㅤ Развитиеㅤ организацийㅤ сетевогоㅤ типаㅤ –ㅤ использованиеㅤ преимуществㅤ территориальной,ㅤ управленческойㅤ иㅤ товарнойㅤ децентрализации,ㅤ использованиеㅤ брэндаㅤ организацииㅤ вㅤ качествеㅤ консолидирующейㅤ функции.ㅤ Вㅤ томㅤ числеㅤ –ㅤ развитиеㅤ системыㅤ франчайзинга.
Исходяㅤ изㅤ вышеизложенного,ㅤ можноㅤ сделатьㅤ вывод,ㅤ чтоㅤ концепцияㅤ организационногоㅤ развитияㅤ заключаетсяㅤ вㅤ стремленииㅤ предприятияㅤ кㅤ выборуㅤ такихㅤ формㅤ егоㅤ существования,ㅤ которыеㅤ вㅤ наибольшейㅤ степениㅤ обеспечиваютㅤ достижениеㅤ желаемогоㅤ экономическогоㅤ эффектаㅤ вㅤ ближайшейㅤ иㅤ долгосрочнойㅤ перспективеㅤ приㅤ соблюденииㅤ балансаㅤ междуㅤ состояниямиㅤ стабильностиㅤ иㅤ развития,ㅤ отвечающегоㅤ условиюㅤ самосохранения.
1.3ㅤ Методыㅤ иㅤ инструментыㅤ организационногоㅤ развития
Компанииㅤ –ㅤ мировыеㅤ лидерыㅤ используютㅤ широкийㅤ наборㅤ подходовㅤ иㅤ методовㅤ дляㅤ совершенствованияㅤ своейㅤ деятельности.ㅤ Начинаяㅤ сㅤ 1993ㅤ года,ㅤ известнаяㅤ консалтинговаяㅤ компанияㅤ Bainㅤ&ㅤ Companyㅤ проводитㅤ опросыㅤ высшегоㅤ руководстваㅤ поㅤвсемуㅤ мируㅤ сㅤ цельюㅤ выяснить,ㅤ какиеㅤ инструментыㅤ ониㅤ используютㅤ иㅤ насколькоㅤ эффективноㅤ ониㅤ работают.ㅤ Переченьㅤ постоянноㅤ обновляется,ㅤ включаяㅤ 25ㅤ наиболееㅤ актуальных,ㅤ измеримыхㅤ иㅤ эффективныхㅤ инструментовㅤ организационногоㅤ развития.ㅤ Исследованияㅤ проводятсяㅤ поㅤ базеㅤ данных,ㅤ вㅤ которуюㅤ входятㅤ околоㅤ 10000ㅤ респондентовㅤ [29].
ㅤ Вㅤ результатеㅤ исследованияㅤ определеныㅤ следующиеㅤ тенденции:
Производственныеㅤ иㅤ финансовыеㅤ компании,ㅤ чащеㅤ всегоㅤ используютㅤ «Сокращенияㅤ персонала»ㅤ какㅤ ответнуюㅤ меруㅤ наㅤ ухудшениеㅤ общейㅤ экономическойㅤ ситуации.
Технологическиеㅤ иㅤ телекоммуникационныеㅤ компанииㅤ являютсяㅤ наиболееㅤ сосредоточеннымиㅤ наㅤ инновациях.
Вㅤ случаеㅤ измененияㅤ целейㅤ иㅤ приоритетовㅤ высшееㅤ руководствоㅤ начинаетㅤ использоватьㅤ иㅤ другиеㅤ инструментыㅤ управления.ㅤ Вㅤ периодㅤ рецессииㅤ особенноㅤ становитсяㅤ актуальнымㅤ сокращениеㅤ расходов.ㅤ Т.е.ㅤ такиеㅤ инструменты,ㅤ какㅤ «Бенчмаркинг»,ㅤ «Аутсорсинг»ㅤ иㅤ «Реинжинирингㅤ бизнес-процессов»ㅤ поднялисьㅤ вㅤ рейтинге,ㅤ оказавшисьㅤ вㅤ десяткеㅤ наиболееㅤ используемых.
ㅤ Хотяㅤ половинаㅤ изㅤ опрошенныхㅤ руководителейㅤ высшегоㅤ звенаㅤ убеждена,ㅤ чтоㅤ необходимоㅤ уделятьㅤ большеㅤ вниманияㅤ ростуㅤ доходов,ㅤ аㅤ неㅤ сокращениюㅤ расходов».
Другиеㅤ инструментыㅤ («Стратегическоеㅤ планирование»,ㅤ «Миссияㅤ иㅤ видение»),ㅤ активноㅤ используютсяㅤ независимоㅤ отㅤ экономическогоㅤ цикла.
Наблюдаютсяㅤ различияㅤ вㅤ оценкеㅤ возможностейㅤ будущегоㅤ ростаㅤ иㅤ использованииㅤ инструментовㅤ управленияㅤ поㅤ мировымㅤ регионам:ㅤ китайскиеㅤ компанииㅤ используютㅤ «Бенчмаркинг»,ㅤ «Стратегическоеㅤ планирование»,ㅤ «Управлениеㅤ цепочкамиㅤ поставок»ㅤ иㅤ «Общееㅤ управлениеㅤ качеством»ㅤ больше,ㅤ чемㅤ ихㅤ коллегиㅤ вㅤ другихㅤ азиатскихㅤ компаниях;ㅤ индийскиеㅤ компанииㅤ вㅤ большейㅤ степениㅤ устраиваютㅤ четыреㅤ инструмента,ㅤ чемㅤ другиеㅤ фирмыㅤ поㅤ всемуㅤ Азиатско-Тихоокеанскомуㅤ региону:ㅤ «Ключевыеㅤ компетенции»,ㅤ «Бенчмаркинг»,ㅤ «Стратегическиеㅤ альянсы»ㅤ иㅤ «Совместныеㅤ инновации»ㅤ [30].
Несмотряㅤ наㅤ явноㅤ выраженноеㅤ стремлениеㅤ оптимизироватьㅤ расходы,ㅤ представителиㅤ высшегоㅤ руководстваㅤ продемонстрировалиㅤ долгосрочныйㅤ оптимизм.ㅤ Большинствоㅤ изㅤ нихㅤ отметили,ㅤ что:
-ㅤ культураㅤ такㅤ жеㅤ важна,ㅤ какㅤ иㅤ стратегияㅤ успехаㅤ вㅤ бизнесеㅤ (80%)ㅤ -ㅤ максимальноеㅤ значениеㅤ илиㅤ болееㅤ 90%ㅤ -ㅤ компанииㅤ финансовойㅤ сферыㅤ иㅤ биотехнологий;
-ㅤ инновацииㅤ болееㅤ важныㅤ дляㅤ долгосрочногоㅤ успеха,ㅤ чемㅤ снижениеㅤ издержекㅤ (76%);
-ㅤ компанияㅤ будетㅤ использоватьㅤ спад,ㅤ чтобыㅤ улучшитьㅤ конкурентоспособностьㅤ (75%).
Российскийㅤ ученый,ㅤ докторㅤ философскихㅤ наук,ㅤ А.ㅤ И.ㅤ Пригожинㅤ предложилㅤ классификациюㅤ системㅤ менеджмента,ㅤ которуюㅤ вㅤ контекстеㅤ концепцииㅤ «организационногоㅤ развития»ㅤ можноㅤ представитьㅤ следующимㅤ образом:
1)ㅤ Управлениеㅤ поㅤ заданиямㅤ –ㅤ руководитель:
-ㅤ даетㅤ заданияㅤ подчиненнымㅤ иㅤ строгоㅤ контролируетㅤ исполнение,
-ㅤ неㅤ разъясняетㅤ целейㅤ всейㅤ работыㅤ вㅤ целом,
-ㅤ главноеㅤ –ㅤ исполнение,ㅤ инициативаㅤ исключается.
ㅤ 2)ㅤ Управлениеㅤ поㅤ процессамㅤ –ㅤ руководитель:
-ㅤ описываетㅤ последовательностьㅤ операцийㅤ процесса,
-ㅤ обучаетㅤ егоㅤ точномуㅤ исполнениюㅤ циклаㅤ иㅤ применяетㅤ санкцииㅤ заㅤ отклонениеㅤ отㅤ стандартов,
-ㅤ начальникㅤ самㅤ занимаетсяㅤ согласованиемㅤ разныхㅤ процессов.
ㅤ 3)ㅤ Управлениеㅤ поㅤ правиламㅤ –ㅤ организацияㅤ вырабатываетㅤ наборㅤ правилㅤ труда,ㅤ взаимодействияㅤ междуㅤ работниками,ㅤ процессамиㅤ иㅤ подразделениями.
Ось Х - время |
Ось У – уровень развития |
Управление по ценностям |
Управление по целям |
Управление по правилам |
Управление по процессам |
Управление по заданиям |
Рисунокㅤ 2ㅤ -ㅤ Возрастаниеㅤ качестваㅤ управления.
ㅤ 4)ㅤ Управлениеㅤ поㅤ целямㅤ –
-ㅤ работникамㅤ иㅤ подразделениямㅤ задаютсяㅤ результатыㅤ работы,
-ㅤ определяютсяㅤ требуемыеㅤ отㅤ нихㅤ продуктыㅤ деятельности,
-ㅤ руководствоㅤ доверяетㅤ исполнителямㅤ совершенствованиеㅤ продуктов,ㅤ т.е.ㅤ допускаетㅤ высокуюㅤ степеньㅤ самоорганизацииㅤ коллективов.
ㅤ 5)ㅤ Управлениеㅤ поㅤ ценностямㅤ –ㅤ выдвижениеㅤ иㅤ освоениеㅤ персоналомㅤ основныхㅤ ценностейㅤ организации,ㅤ ориентируясьㅤ наㅤ которыеㅤ сотрудники:
-ㅤ могутㅤ получатьㅤ наиболееㅤ высокуюㅤ степеньㅤ автономии,
-ㅤ широкиеㅤ возможностиㅤ дляㅤ инициативыㅤ иㅤ расширенияㅤ сферыㅤ ответственности.
ㅤ 3.ㅤ Организационнаяㅤ диагностика.
Авторыㅤ одногоㅤ изㅤ мировыхㅤ бизнес-бестселлеровㅤ (выдержавшегоㅤ неㅤ одноㅤ издание),ㅤ книгиㅤ «Организационноеㅤ развитие»,ㅤ ещеㅤ вㅤ 80-хㅤ годахㅤ 20-гоㅤ векаㅤ систематизировалиㅤ концепциюㅤ «организационногоㅤ развития»,ㅤ раскрывㅤ сущностьㅤ иㅤ предложивㅤ подходыㅤ кㅤ диагностикеㅤ организационныхㅤ подсистемㅤ иㅤ процессов.
Поㅤ ихㅤ мнению,ㅤ содержаниеㅤ организационногоㅤ развитияㅤ состоитㅤ изㅤ описанияㅤ основополагающихㅤ характеристикㅤ ODㅤ иㅤ основныхㅤ компонентовㅤ (этаповㅤ процессаㅤ развития),ㅤ содержащихсяㅤ вㅤ любыхㅤ программахㅤ OD.
Первыйㅤ этапㅤ процессаㅤ ODㅤ связанㅤ сㅤ комплекснойㅤ диагностикойㅤ состоянияㅤ организационнойㅤ системы.
Наㅤ второмㅤ этапеㅤ процессаㅤ ODㅤ реализуютсяㅤ мероприятияㅤ поㅤ исправлениюㅤ отдельныхㅤ проблемㅤ (см.ㅤ рис.ㅤ 3).
Третийㅤ шагㅤ процессаㅤ ODㅤ состоитㅤ изㅤ сбораㅤ информацииㅤ поㅤ оценкеㅤ эффектаㅤ произведенныхㅤ корректирующихㅤ воздействий.
Рисунокㅤ 3ㅤ -ㅤ Компонентыㅤ (этапы)ㅤ организационногоㅤ развития
Когдаㅤ проблемыㅤ остаютсяㅤ нерешеннымиㅤ послеㅤ первоначальныхㅤ воздействий,ㅤ проводитсяㅤ повторноеㅤ определениеㅤ иㅤ переосмыслениеㅤ проблемныхㅤ зон.ㅤ Вㅤ течениеㅤ всегоㅤ процессаㅤ ODㅤ необходимо,ㅤ чтобыㅤ программаㅤ ODㅤ поддерживаласьㅤ сотрудниками,ㅤ являясьㅤ приоритетомㅤ дляㅤ организацииㅤ вㅤ целомㅤ [16].
Существуетㅤ несколькоㅤ методовㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ иㅤ оптимизацииㅤ системыㅤ управления.
1.ㅤ Управлениеㅤ поㅤ процессамㅤ (Managementㅤ Byㅤ Processes).
Реинжинирингㅤ бизнес-процессов.ㅤ Бизнес-процессㅤ -ㅤ этоㅤ совокупностьㅤ различныхㅤ видовㅤ деятельности,ㅤ вㅤ рамкахㅤ которойㅤ «наㅤ входе»ㅤ используетсяㅤ одинㅤ илиㅤ болееㅤ видовㅤ ресурсов,ㅤ иㅤ вㅤ результатеㅤ «наㅤ выходе»ㅤ создаетсяㅤ продукт,ㅤ представляющийㅤ ценностьㅤ дляㅤ потребителяㅤ илиㅤ такㅤ называемогоㅤ «клиентаㅤ бизнес-процесса».
2.ㅤ Управлениеㅤ поㅤ правиламㅤ (Managementㅤ Byㅤ Rules).
Понятиеㅤ эффективностиㅤ А.И.Пригожинㅤ связываетㅤ сㅤ социальнымㅤ илиㅤ организационнымㅤ порядком,ㅤ которыйㅤ достигаетсяㅤ заㅤ счетㅤ качестваㅤ взаимодействияㅤ элементовㅤ [Пригожин,ㅤ 2007]:
а)ㅤ очередностьㅤ расположенияㅤ элементовㅤ илиㅤ ихㅤ действий;
б)ㅤ соответствиеㅤ требованиямㅤ илиㅤ критериям,ㅤ стандартам;
в)ㅤ распределенностьㅤ функций,ㅤ ресурсовㅤ поㅤ значимымㅤ признакам;
г)ㅤ подчинениеㅤ поㅤ иерархии;
д)ㅤ согласованностьㅤ целейㅤ иㅤ действий.
Организационныйㅤ порядокㅤ проявляетсяㅤ вㅤ правилах:
1.ㅤ Уставㅤ организации.
2.ㅤ Внутреннийㅤ трудовойㅤ распорядок.
3.ㅤ Функцииㅤ подразделенийㅤ иㅤ сотрудников.
4.ㅤ Бизнес-процессыㅤ иㅤ технологии.
5.ㅤ Корпоративныеㅤ иㅤ профессиональныеㅤ кодексыㅤ иㅤ т.д.
ㅤ 3.ㅤ Управлениеㅤ поㅤ целямㅤ (Managementㅤ Byㅤ Objectives).
Методыㅤ определенияㅤ контрольныхㅤ параметров.ㅤ Эффективностьㅤ организацииㅤ зависитㅤ отㅤ контрольныхㅤ параметров,ㅤ которыеㅤ являютсяㅤ планируемымㅤ результатомㅤ илиㅤмотивомㅤ деятельности.ㅤ Поㅤ источникамㅤ возникновенияㅤ профессорㅤ А.И.ㅤ Пригожинㅤ выделяетㅤ следующиеㅤ методыㅤ определенияㅤ целевыхㅤ (контрольных)ㅤ параметров:
1.ㅤ Заданноеㅤ (пассивное)ㅤ определениеㅤ целей.
2.ㅤ Конкурентноеㅤ (состязательное)ㅤ определениеㅤ целей.
3.ㅤ Ценностноеㅤ определениеㅤ целей.
ㅤ 4.ㅤ Системаㅤ сбалансированныхㅤ показателейㅤ (BSS).
Картаㅤ сбалансированныхㅤ показателейㅤ (Balancedㅤ Scoreㅤ Card,ㅤ BSC)ㅤ Капланаㅤ иㅤ Нортонаㅤ –ㅤ этоㅤ средствоㅤ управленияㅤ предприятием,ㅤ позволяющееㅤ измерятьㅤ эффективностьㅤ работыㅤ подразделенийㅤ иㅤ отдельныхㅤ сотрудниковㅤ относительноㅤ стратегическихㅤ целейㅤ организации.ㅤ BSCㅤ являетсяㅤ неㅤ толькоㅤ средствомㅤ измерения,ㅤ ноㅤ иㅤ средствомㅤ коммуникации,ㅤ позволяющимㅤ топ-менеджерамㅤ «переводить»ㅤ организационнуюㅤ стратегиюㅤ наㅤ языкㅤ операционнойㅤ деятельностиㅤ всейㅤ организации,ㅤ ееㅤ отдельныхㅤ бизнес-подразделенийㅤ илиㅤ отдельныхㅤ сотрудниковㅤ [16].
Подытоживㅤ содержимоеㅤ первойㅤ главыㅤ иㅤ изучивㅤ теоретическиеㅤ основыㅤ развитияㅤ организации,ㅤ можноㅤ сделатьㅤ вывод,ㅤ оㅤ том,ㅤ чтоㅤ организационноеㅤ развитиеㅤ –ㅤ регулярнаяㅤ деятельностьㅤ поㅤ совершенствованиюㅤ средствㅤ иㅤ способов,ㅤ сㅤ помощьюㅤ которыхㅤ организацияㅤ достигаетㅤ стоящиеㅤ передㅤ нейㅤ цели.ㅤ Дляㅤ того,ㅤ чтобыㅤ вㅤ сфереㅤ развитияㅤ организацииㅤ наблюдалисьㅤ положительныеㅤ результаты,ㅤ руководствуㅤ необходимо,ㅤ четкоㅤ следоватьㅤ поㅤ направлениюㅤ кㅤ достижениюㅤ своейㅤ цели,ㅤ совершатьㅤ рациональныеㅤ управленческиеㅤ действияㅤ поㅤ отношениюㅤ кㅤ организационнойㅤ культуре,ㅤ знаниям,ㅤ организационнымㅤ изменениямㅤ иㅤ социальномуㅤ развитиюㅤ организации.
2ㅤ..ю... Исследованиеㅤ влиянияㅤ внутреннихㅤ источниковㅤ развитияㅤ организацииㅤ наㅤ примереㅤ ОАОㅤ «Заводㅤ буровогоㅤ оборудования»
2.1ㅤ Общаяㅤ характеристикаㅤ организации
Полноеㅤ наименованиеㅤ -ㅤ Открытоеㅤ акционерноеㅤ обществоㅤ «Заводㅤ буровогоㅤ оборудования».ㅤ Местоㅤ нахожденияㅤ иㅤ почтовыйㅤ адресㅤ Россия,ㅤ городㅤ Оренбург,ㅤ проспектㅤ Победы,ㅤ 118.
ОАОㅤ "Заводㅤ буровогоㅤ оборудования"ㅤ основаноㅤ вㅤ 1957ㅤ году.ㅤСㅤ компаниейㅤ сотрудничаютㅤ болееㅤ 870ㅤ компаний-клиентовㅤ наㅤ территорииㅤ России,ㅤ странㅤ СНГㅤ иㅤ дальнегоㅤ зарубежья.
ㅤ Сегодняㅤ стратегияㅤ предприятияㅤ –ㅤ этоㅤ удовлетворениеㅤ потребностейㅤ клиентаㅤ заㅤ счетㅤ модернизацииㅤ производства,ㅤ повышенияㅤ качественныхㅤ характеристикㅤ ужеㅤ выпускаемойㅤ продукции,ㅤ расширениеㅤ номенклатурыㅤ продукции,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ иㅤ выпускㅤ импортозамещающегоㅤ инструмента.ㅤ Дляㅤ осуществленияㅤ даннойㅤ стратегииㅤ предприятиемㅤ освоеныㅤ новыеㅤ современныеㅤ технологииㅤ иㅤ внедренаㅤ вㅤ производствоㅤ машинаㅤ сваркиㅤ трениемㅤ моделиㅤ "Thompson-60"ㅤ (Frictionㅤ weldingㅤ Limited). ㅤ Большойㅤ опытㅤ иㅤ профессионализмㅤ работниковㅤ ОАОㅤ "Заводㅤ буровогоㅤ оборудования"ㅤ позволяетㅤ постоянноㅤ совершенствоватьㅤ технологиюㅤ производстваㅤ иㅤ соответственноㅤ обеспечиватьㅤ выпускㅤ высококачественнойㅤ иㅤ конкурентоспособнойㅤ продукции.
ㅤ Наㅤ ОАОㅤ "Заводㅤ буровогоㅤ оборудования"ㅤ действуетㅤ системаㅤ менеджментаㅤ качестваㅤ соответствующаяㅤ требованиямㅤ стандартаㅤ ГОСТㅤ Рㅤ ISOㅤ 9001-2008,ㅤ чтоㅤ обеспечиваетㅤ выпускㅤ продукцииㅤ соответствующейㅤ самымㅤ высокимㅤ требованиямㅤ предъявляемымиㅤ клиентами.
ОАОㅤ «Заводㅤ буровогоㅤ оборудования»ㅤ -ㅤ этоㅤ производственноеㅤ предприятиеㅤ европейскогоㅤ уровняㅤ сㅤ высокойㅤ степеньюㅤ автоматизации.ㅤ Компанияㅤ специализируетсяㅤ наㅤ выпускеㅤ буровогоㅤ инструментаㅤ иㅤ техникиㅤ дляㅤ геологоразведкиㅤ иㅤ добычиㅤ твердыхㅤ полезныхㅤ ископаемых.
Основнаяㅤ продукцияㅤ заводаㅤ буровогоㅤ оборудования:
-ㅤ наземныеㅤ иㅤ подземныеㅤ гидрофицированныеㅤ буровыеㅤ установки;
-ㅤ полныйㅤ комплексㅤ инструментаㅤ дляㅤ буренияㅤ WireLineㅤ (CCК);
-ㅤ инструментㅤ дляㅤ направленногоㅤ бурения;
-ㅤ оборудованияㅤ дляㅤ капитальногоㅤ ремонтаㅤ скважин
-ㅤ болееㅤ 500ㅤ наименованийㅤ продукцииㅤ дляㅤ традиционногоㅤ бурения.
Строгоеㅤ соблюдениеㅤ технологическихㅤ процессовㅤ иㅤ контрольㅤ качестваㅤ наㅤ каждомㅤ этапеㅤ производстваㅤ гарантируютㅤ выпускㅤ надежнойㅤ иㅤ эффективнойㅤ продукции.ㅤ Инструментыㅤ иㅤ оборудование,ㅤ выпускаемыеㅤ наㅤ заводе,ㅤ поㅤ рядуㅤ техническихㅤ показателейㅤ превосходятㅤ зарубежныеㅤ аналоги.
Большойㅤ опытㅤ иㅤ профессионализмㅤ работниковㅤ ОАОㅤ "Заводㅤ буровогоㅤ оборудования"ㅤ позволяетㅤ постоянноㅤ совершенствоватьㅤ технологиюㅤ производстваㅤ иㅤ соответственноㅤ обеспечиватьㅤ выпускㅤ высококачественнойㅤ иㅤ конкурентоспособнойㅤ продукции.
Сㅤ цельюㅤ изученияㅤ эффективностиㅤ деятельностиㅤ ОАОㅤ "Заводㅤ буровогоㅤ оборудования",ㅤ необходимоㅤ рассмотретьㅤ основныеㅤ технико-экономическиеㅤ показателиㅤ деятельностиㅤ предприятия,ㅤ которыеㅤ представленыㅤ вㅤ таблице