Целостность эго или отчаяние (от 65 лет и старше).




Доверие или недоверие к окружающим людям (от рождения до 1 года)

По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружаю­щий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, а к ним относятся с заботой и вниманием, обращаются с ними достаточно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире как о месте безопасном и достойном доверия. С другой сторо­ны, если их мир неоднозначен, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает безопас­ности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредска­зуема и не заслуживает доверия.

Автономия или стыд и сомнение (от 1 до 3 лет).

Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управле­ния им. Они учатся самостоятельно кушать и одеваться, пользоваться туалетом и осваи­вают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-то самостоятель­но, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособ­ным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

Инициатива или чувство вины (от 3 до 6 лет).

Дети переносят исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узна­ют, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из ре­альных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятель­ность в целом эффективна, они научаются конструктивным способам взаимодействия с людьми и вещами, становятся инициативными. Однако если их строго критикуют или наказывают, они часто чувствуют себя виноватыми за свои поступки.

Трудолюбие или чувство неполноценности (от 6 до 12 лет).

Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверст­ников. Чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетентности ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравне­нию с другими.

Идентичность или смешение ролей (от 12 до 18 лет или старше).

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную иден­тичность. Подростки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности - смешение форм полоролевого поведения.

Близость или изоляция (от 18 или старше до 40).

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. Близость включает в себя нечто большее, чем просто сексуальная близость. Это способность отдать часть своей «души» другому чело­веку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установле­нии такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять преды­дущих конфликтов.

7. Генеративность (целеустремленность, продуктивность) или стагнация (обеднение личной жизни, регрессия) (от 40 до 65 лет).

В период взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, можно уделить больше внимания другим людям, оказать им помощь. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении преды­дущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней оза­боченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологи­ческие потребности, уберечь свой покой и т. п.

Целостность эго или отчаяние (от 65 лет и старше).

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-ново­му оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворе­ние, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то ре­зультатом является обретение им чувства целостности. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство от­чаяния.

Относительно восьми стадий, Эриксон предполагал, что каждая из них строится на основании того, что было создано ранее. Хотя при­способления, сделанные человеком на одной из стадий, могут пересматриваться или изменяться в дальнейшем, наиболее предпочтительным ходом развития яв­ляется «позитивное» разрешение конфликта или кризиса развития на каждой из них. Например, дети, не получившие достаточно внимания и любви в период мла­денчества, могут компенсировать это, если получат огромное количество внима­ния на последующих стадиях. Тем не менее развитие происходит более гладко, ес­ли дети в младенческом возрасте получают все, что им нужно, и выходят из него с прочным чувством доверия к другим людям и к окружающему их миру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: