Рег. № 3/320
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА»
Программа и методические указания
по производственной практике
для студентов всех форм обучения
Б.5.05
Направление подготовки 080200 – Менеджмент
Профиль подготовки – Производственный менеджмент
Отраслевые специализации – нефтяная и газовая промышленность
химическая промышленность
Квалификация – бакалавр
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГЭУ
в качестве методического издания
Составитель
д-р экон. наук, доц. Ю.И. Михайлов
Подготовлено на кафедре экономики и менеджмента
в нефтегазохимическом комплексе
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
© СПбГЭУ, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная подготовка квалифицированных и высокопрофессиональных бакалавров направления «Менеджмент» предусматривает овладение общепрофессиональными практическими навыками, непосредственно относящимися к работе по данной специальности. В связи с этим важной составной частью учебного процесса их подготовки является учебная и производственная практики.
Рабочим учебным планом подготовки бакалавров направления 080200 «Менеджмент», профиля «Производственный менеджмент» с отраслевыми специализациями «химическая промышленность» и «нефтяная и газовая промышленность» предусмотрено выполнение научно-исследовательской работы «Изучение функциональных областей менеджмента» в ходе производственной практики продолжительностью 72 часа.
Научно-исследовательская практика – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранному направлению подготовки и специализации, подготовку к будущей профессиональной деятельности.
|
Назначение данной практики заключается в закреплении полученных знаний в области менеджмента в увязке с функциональными областями его применения в рамках таких дисциплин как:
- «Методы принятия управленческих решений» (цикл Б.2);
- «Учет и анализ», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Управление проектами» (дисциплины базовой части цикла Б.3);
- «Анализ деятельности производственных систем», «Планирование производства», «Производственная логистика», «Производственная стратегия предприятия», «Технико-экономическое обоснование проектов», «Управление разработкой и внедрением нового продукта», «Организация, нормирование и оплата труда» (дисциплины вариативно-профильной части цикла Б.3).
К началу практики студенты имеют необходимую теоретическую подготовку. Ими изучены такие дисциплины, как «Экономическая теория», «Производственная психология» / «Социальная психология» (цикл Б.1), «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Экономика отрасли», «Управление качеством», «Экономика природопользования» (цикл Б.3).
Также на момент прохождения практики студентами пройдены следующие дисциплины, раскрывающие технологические особенности производств химической / нефтяной и газовой промышленности: «Технология химических производств» / «Технология переработки нефти и газа и производства масел», «Основы автоматизации химических / нефтегазовых производств», «Технический анализ, контроль и основы автоматизации химико-технологических процессов» / «Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений».
|
В основу выполнения настоящей научно-исследовательской работы могут быть положены материалы производственной практики «Производственный менеджмент», пройденной на предыдущем этапе обучения.
Практическая реализация процесса выполнения НИР должна осуществляться в соответствии с программой практики, раскрывающей содержание всех этапов ее прохождения. Таким образом, программа практики служит основным нормативно-методическим документом, регламентирующим работу студента во время ее прохождения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель научно-исследовательской практики по выполнению научно-исследовательской работы «Изучение функциональных областей менеджмента» сводится к
1) формированию и развитию профессиональных знаний в сфере избранного направления подготовки бакалавра, проверка и реализация студентами своего научно-аналитического и творческого
потенциала;
2) закреплению полученных теоретических знаний по изученным дисциплинам учебного плана;
3) овладению необходимыми профессиональными компетенциями по избранному направлению специализированной подготовки;
4) проверке и закреплению студентами фундаментальных и прикладных знаний, полученных в ходе изучения теоретических дисциплин;
|
5) сбору фактического материала для подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра;
6) приобретению практических навыков ведения исследовательской работы, сбора и преобразования статистических данных, выявления актуальных целей и задач авторского исследования, обоснования выбранных методов решения выявленных проблем.
Задача научно-исследовательской практики – привить будущим бакалаврам навыки исследовательской работы, сбора и преобразования информации, определения уровня достаточности, объективности и достоверности информации, презентации результатов исследований, а также обеспечить эффективное руководство научно-исследовательской работой студентов.
В период практики студент занимается изучением менеджмента предприятия и содержанием его работы в разрезе функциональных областей менеджмента на предприятии:
- производственная и организационная структура управления на предприятиях;
- система управления бизнес-процессами промышленных предприятий;
- характеристика внешней и внутренней среды бизнеса;
- стратегия развития предприятия;
- планово-экономическая деятельность (система планов и прогнозов) предприятия;
- организация маркетинговых исследований на предприятии;
- система управления качеством на предприятии;
- логистическая система предприятия;
- управление производственной инфраструктурой предприятия;
- инвестиционная политика на предприятии;
- аналитическая работа на предприятии;
- система учета, контроля и отчетности.
Таким образом, научно-исследовательская практика способствует применению полученных к началу практики теоретических знаний, приобретению навыков в работе по получаемой квалификации бакалавра. Как уже было отмечено, практика несет важнейшую учебную нагрузку, поскольку ее предназначением является выполнение такого требования к учебному процессу, как его соответствие решаемым задачам в будущей профессиональной деятельности бакалавра.
В ходе прохождения практики студент получает возможность соотнести характер обучения в вузе с требованиями современной жизни, приобрести профессиональные умения и навыки самостоятельно решать управленческие, социально-экономические и другие задачи в области производственного менеджмента в условиях конкретного предприятия.
Практика способствует осознанному пониманию студентом содержания его будущей работы по выбранному направлению, профилю и отраслевой специализации, воспитывает чувство ответственности при выполнении конкретных заданий, позволяет выработать рациональные способы применения полученных теоретических знаний в конкретных ситуациях.