Технологии диалогового взаимодействия. Технология беседы




Беседой называют опирающийся на имеющиеся знания и жизненный опыт вопросно-ответный способ организации взаимодействия.

Образовательный потенциал. Беседа способствует:

- повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности;

- активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу»)

- развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся;

- обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения;

- развитию ценностного отношения к предмету беседы.

Беседа активно используется педагогом для решения воспитательных и дидактических задач

Учебная беседа также способствует:

- активному освоению новых знаний; (обучающая функция — посредством беседы учитель раскрывает содержание нового материала, связывая его с ранее изученным);

- расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта (закрепляющая функция — посредством вопросов актуализируются уже усвоенные школьниками знания, выявляются новые аспекты, что способствует расширению и углублению знаний);

- контролю и корректировке знаний (контрольно-корректировочная функция — посредством специально подобранных вопросов определяется уровень усвоения учащимися учебного материала);

- обобщению и систематизации знаний (систематизирующая функция — ответы на специально подобранные вопросы помогают учащимся осмыслить связи между знаниями).

По характеру организуемой познавательной деятельности различают два типа беседы: репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). По назначению различают следующие виды репродуктивной беседы:

· вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала;

· закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний;

· контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания;

· катехизическая беседа — проводится с целью сообщения новых (или закрепления имеющихся) знаний, предполагает запоминание ответов, не допускает возражений; используется при изучении информации, связанной с сохранением жизни и здоровья (например, правил техники безопасности, правил дорожного движения и т.п.).

Беседы продуктивного типа направлены на организацию активной познавательно-поисковой деятельности учеников. К беседам продуктивного типа относятся:

· сократическая беседа (названа по имени древнегреческого философа Сократа, использовавшего такую беседу еще в V веке до н. э.) — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме; как известно, Сократ с помощью вопросов доводил до абсурда неправильные суждения собеседников, тем самым направляя их к верному ответу на поставленный вопрос; беседа готовит школьников к дискуссии;

· эвристическая беседа — от греческого «эврика» ‑ «нашел».

Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся под руководством учителя, на обучение элементам творческого поиска при решении проблемных задач. Ее можно рассматривать как I ступень, подготовку к проблемному обучению.

Учитель с помощью вопросов расчленяет проблему таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а вместе они вели бы к решению проблемы. При этом раскрывается логика рассуждения, поисковые мыслительные операции как бы выводятся «наружу», осваиваются этапы проблемного поиска. Это формирует у учащихся умение вести поиск самостоятельно: соотносить ответ с вопросом, новый поисковый шаг с предыдущим, контролировать достаточность доказательства и т.д. В ходе эвристической беседы могут возникать или специально планироваться учителем элементы дискуссии. Это приучает школьников к аргументированности и доказательности ответа.

Подготовка беседы. Педагог, конструируя беседу, не только определяет ее тему, цель, составляет ее план-конспект (формулирует основные и вспомогательные вопросы), но и подбирает наглядные пособия, демонстрационный эксперимент, продумывает обобщения, выводы по узловым вопросам. Особое внимание уделяется формулированию вопросов, их логической последовательности. В беседе используются вопросы двух типов:

- репродуктивные, требующие точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности (они адресованы, в основном, к памяти учащегося);

продуктивные (поисковые, творческие), требующие не только припоминания уже известного, но совершения логических операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключения и т.д., т.е. применения полученных знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: