Уроки 29–30. Л. Н. Толстой. Повесть «Детство»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с отрывком из произведения Л. Н. Толстого «Детство»; продолжить развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения; совершенствовать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формировать тему и идею художественного произведения; способствовать воспитанию чувства сопереживания | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием отрывка из произведения «Детство»; научатся: анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения. Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Коммуникативные: оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания; пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей | Личностные: посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте составленный план сказки «Ашик-Кериб» | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают составленный план: 1. Бедность – препятствие женитьбе Ашика. 2. Отъезд героя. 3. Появление соперника, обман. 4. Ашик осуществляет задуманное. 5. Трудное испытание, помощь покровителя. 6. Новые испытания. 7. Узнавание героя. 8. Свадьба | Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | ||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Эпиграф на доске: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое». (Евангелие от Луки, 6:45.) – Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете? – Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы будем говорить о литературном герое и его поступках, а также о том, как поступки влияют на формирование характера героя эпического произведения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||
III. Рассказ учителя о произведении | Рассказывает историю появления повести «Детство». – Л. Н. Толстой, создавая произведения, всегда думал о своем избранном читателе. Прочитайте требования писателя к читателю и скажите о самых главных критериях избранного читателя, названных здесь. Ключевые слова можете подчеркнуть. – В своем рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жиз-ни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного романа – «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество» и «Юность», а четвертая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной. – Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографическая лишь отчасти. Л. Н. Толстой утверждал, что писал не о своем только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека. – Итак, каковы критерии избранного читателя? – Надеюсь, вы хотите попробовать понять произведение Л. Н. Толстого и разобраться в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств | Слушают рассказ учителя. Задают вопросы. На листах каждому ученику выдано рассуждение Л. Н. Толстого о читателе. О ЧИТАТЕЛЕ «Чтобы составить себе понятие впечатлений, которое произведет мое сочинение, я должен иметь в виду известный род читателей. Чтобы быть принятым в число моих избранных читателей, я требую немногого: чтобы вы были чувствительны, то есть могли бы иногда от души пожалеть и даже пролить несколько слез о вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого; чтобы вы были человек религиозный; чтобы вы, читая мою повесть, искали таких мест, которые задевают вас за сердце, а не таких, которые заставят вас смеяться; чтобы вы из зависти не презирали хорошего круга, ежели вы даже не принадлежите к нему, но смотрите на него спокойно и даже беспристрастно, я принимаю вас в число избранных. И главное, чтобы были человеком понимающим … Главный признак понимающих людей – это приятность в отношениях: им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полной уверенностью передавать мысли…Итак, главное требование мое – понимание ». – Далее писатель говорит о том, что можно писать из головы и из сердца. «Я старался писать только из сердца», – заключает автор. – Критерии избранного читателя: быть чувствительным, человеком понимающим | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи | ||||
IV. Первичное восприятие текста | Организует комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие учащиеся. – Какими чувствами переполнен этот отрывок? – Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он ее называет. – Как мама называет своего сына? – О чем нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения? – Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте. – Это произведение Л. Н. Толстого называется «Детство». Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель? – Какие события описывает Л. Н. Толстой? О чем он вспоминает? – Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка | Читают произведение. Отвечают на вопросы учителя. – Maman. Читается «маман» на французский манер | Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения | ||||
V. Анализ произведения | Перечитывание текста произведения с предварительным заданием. – Вы познакомились с повествовательным произведением – эпическим произведением. Какими особенностями отличаются подобные произве- дения? – Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? – Что вы думаете о характере Николеньки? Какой он? Дайте ему характеристику. – Как мальчик относится к своей маме? – Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясните | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предполо- жения.
По мере ответов на вопросы на доске появляется схема.
– В повести, действительно, есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит. – Главный герой – Николенька. Он рассказывает о происходящих событиях. Этого персонажа автор наделил автобиографичными чертами | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | ||||
VI. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 33). Подготовить пересказ и выразительное чтение отрывка | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи | ||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу. – Что нового узнали на уроке? – Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро». Этим добром пронизаны все произведения Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |